19 марта 2024, вторник, 06:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 октября 2017, 00:03

Мемория. Елеазар Мелетинский

Елеазар Моисеевич Мелетинский
Елеазар Моисеевич Мелетинский

22 октября 1918 года родился Елеазар Мелетинский, филолог, литературовед, исследователь фольклора и мифологии.

Личное дело

Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918 – 2005) родился в Харькове, но в 1921 году его семья переехала в Москву, где он закончил школу и поступил в ИФЛИ – Институт истории, философии и литературы, созданный в те годы из гуманитарных факультетов Московского университета. Мелетинский учился на факультет литературы, искусства и языка, по «западному циклу», то есть специализируясь на языке и литературе зарубежных стран. В 1940 году он поступил в аспирантуру. После начала войны Мелетинский закончил ускоренные курсы военных переводчиков и поступил в действующую армию. Воевал на Южном фронте, был помощником начальника разведотделения дивизии. Когда дивизия оказалась в окружении, командир распустил личный состав, приказав, чтобы каждый выбирался сам, если сумеет. Мелетинскому это удалось, хотя и с немалыми трудностями. Он продолжил воевать уже на Кавказском фронте. Но как «окруженец» он продолжал вызывать пристальное внимание сотрудников особого отдела своей дивизии. 7 сентября 1942 года Мелетинского арестовали. Он отказывался признать обвинения в измене и шпионаже даже под давлением следователей, включавшим, например, инсценировку расстрела. В результате военный трибунал приговорил Мелетинского к 10 годам исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию с целью разложения Красной армии».

В тбилисской тюрьме он заболел воспалением легких, затем начались дистрофия и цинга. Через некоторое время специальная комиссия признала Мелетинского тяжело больным и истощенным, и в числе других таких же заключенных он был выпущен из заключения 15 мая 1943 года. Он добрался через Баку в Ташкент. Там он некоторое время провел в больнице, потом преподавал в школе и после нескольких бесплодных попыток добился зачисления в аспирантуру  Среднеазиатского государственного университета, а потом стал преподавателем, читая лекции по истории зарубежной литературы. В 1945 году Е. М. Мелетинский защитил кандидатскую диссертацию «Романтический период в творчестве Ибсена».

Затем Елеазар Мелетинский перевелся в Петрозаводск, где заведовал кафедрой литературы в Карело-финском университете. В 1949 году, когда началась кампания «борьбы с космополитизмом», в петрозаводской газете появилась статья «о космополитических извращениях» на кафедре литературы и «прежде всего у заведующего кафедрой». А в мае 1949 года Мелетинский был вновь арестован. Был осужден на 10 лет, отбывал срок в Каргопольлаге в Архангельской области. Освобожден и реабилитирован в 1954 году.

В 1955–1956 годах был главным библиотекарем во Всесоюзной библиотеке иностранной литературы. В 1956 году поступил на работу в Институт мировой литературы АН СССР, где трудился почти сорок лет, став со временем заведующим сектором фольклора и главным научным сотрудником. В 1966 защитил докторскую диссертацию на тему «Происхождение героического эпоса». В 1989-1994 годах исполнял обязанности профессора кафедры теории и истории мировой культуры на философском факультете МГУ. С 1992 – директор Института высших гуманитарных исследований (ИВГИ) при Российском государственном гуманитарном университете.

Чем знаменит

Работа Мелетинского «Герой волшебной сказки. Происхождение образа» была опубликована в 1958 году. Она посвящалась установлению социального контекста в происхождении сказки с помощью анализа образа характерного героя: обездоленного младшего брата, сироты, падчерицы. Мелетинский показывал, как в фольклоре отразился процесс распада первобытнообщинного строя, переход от рода к семье, борьба майората и минората. В диссертации «Происхождение героического эпоса» и опубликованной на ее основе монографии Мелетинский рассматривал формирование эпоса в нескольких национально-исторических областях (карело-финский, тюркско-монгольский, шумеро-аккадский эпос, эпос народов Кавказа и др.) и общие закономерности в соотношении эпоса с предшествующими ему первобытными формами фольклора и с последующими, более поздними типами эпических произведений. Генезису эпоса посвящены также работы «"Эдда" и ранние формы эпоса» и «Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона».

Событием стало появление в 1976 году книги Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа». В первой ее части содержался подробный обзор теорий мифа, существовавших в зарубежной науке, таким образом она стала одним из немногочисленных источников, по которым советские студенты могли познакомиться с идеями европейских ученых, труды которых в СССР были труднодоступны. Вторая часть «Поэтики мифа» была посвящена классическим формам мифа (мифы о превопредках-демиургах, календарные мифы, космические и эсхатологические мифы, героические мифы), а также связи мифа с повествовательным фольклором (сказкой и эпосом). Наконец, в третьей части книги анализировался мифологизм в художественной литературе XX века, особенно подробно рассматривалось творчество Джеймса Джойса, Франца Кафки и Томаса Манна.

Мелетинский интересовался и дальнейшим развитием эпической традиции, когда она дала начало художественной литературе. Этим вопросам посвящены его книги «Средневековый роман. Происхождение и классические формы», «Введение в историческую поэтику мифа и романа», «Историческая поэтика новеллы», «От мифа к литературе». В них он рассматривал влияние мифа на словесное искусство и происхождение повествовательных литературных жанров.

О чем надо знать

 
Елеазар Мелетинский

Е.М. Мелетинский был инициатором и активным участником многих коллективных трудов, получивших большую известность. По его инициативе была основана серия книг «Исследования по фольклору и мифологии Востока» (известная как "книги с черепашкой"), где публикуются важнейшие научные работы в этих областях. В первом выпуске серии (1969) к читателям вернулась классическая книга В.Я. Проппа «Морфология сказки». Также Елеазар Моисеевич Мелетинский был членом редколлегии, а затем и главным редактором серии «Сказки и мифы народов востока», ко многим выпускам которой он написал ценные аналитические статьи.

Важную роль Мелетинский сыграл в появлении знаменитой двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира», где он выступил в качестве редактора и автора многих статей, посвященных мифологии народов Австралии и Океании, кавказско-иберийских, финно-угорских народов, германо-скандинавской, кельтской, палеоазиатской мифологии. Он стал главным редактором вышедшего в 1991 году «Мифологического словаря». «Мифы народов мира» и «Мифологический словарь» не только получили высокую оценку специалистов, но и стали широко известны многим читателям.

Прямая речь

«Жизненный опыт все больше подталкивал меня к мысли о бессмысленности жизни. Падение догмы способствовало развитию в моем мироощущении элементов экзистенциализма, может быть, в духе Камю, хотя я тогда еще не читал ни Камю, ни других экзистенциалистов … И, может быть, – думал я, – если у меня хватит силы не опустить глаза перед Хаосом жизни, то я смогу, без лишних иллюзий, вносить сознательный смысл в свою жизнь и в жизнь людей, меня окружающих».                      Е.М. Мелетинский

«Мифы рождаются по общей схеме. Из древних мифов выросли волшебная сказка и героический эпос. На архаической стадии эпос глубоко мифологичен. Затем история вторгается в эпос. И появляются эпические произведения, повествующие о реальных событиях: Троянская война древних греков, битва на Косовом поле у сербов, Реконкиста в Испании. Но даже если предание возникло на основе исторического факта, все равно последний постепенно обрастает мифическими элементами и стилизуется по достаточно однотипным моделям. Исторические персонажи — короли и князья — занимают места мифических героев, враги — уже не чудовища, а иноплеменники: половцы, татары, мавры. Возьмите легенды о самозванцах, они отражают реальность, но последняя оказывается подчиненной мифическому содержанию. Миф как бы становится жизнью. Ведь сами исторические события того же Смутного времени возникали, опираясь на миф. Новые мифы рождаются каждый день. Но одни из них, индивидуальные, будут значимы лишь для конкретного человека или узкого круга лиц. Так, детально сконструированная мифология мира Средиземья, которую создал Толкин в своем «Властелине колец», продолжает жить среди его почитателей, но не выходит за рамки их круга. Другие, в создании которых принимало участие большое количество людей, могут оказаться устойчивыми».                              Е.М. Мелетинский

«Я думаю, что переживаемый Россией хаос настолько велик, что его преодоление, если найдутся рациональные силы, потребует очень длительного времени. В «Трех сестрах» Чехова, помните: «Через 300–400 лет жизнь будет прекрасна…» Посмотрите, с какой легкостью современное общество отступает от цивилизации (не только в России). Такое ощущение: еще немного, и завтра опять на дерево полезем. Нас захлестнули военные конфликты. Куда там первобытным схваткам — даже те были человечнее. Даже героический эпос, который все гиперболизирует, в том числе и взаимную ненависть, описывая войны христиан с мусульманами, не дает той картины ожесточения, того дикого садизма, которые есть где-то на Кавказе или в Таджикистане, на Балканах или в Африке. Общество в целом не способно подняться над мифом. Но это может сделать отдельный человек. И только тогда, когда у нас в стране будет накоплен достаточный потенциал личной свободы, можно будет говорить о возрождении России».           Е.М. Мелетинский (1994)

«Волей судеб (или ГУЛАГа) на нашем ОЛПе (отдельном лагерном пункте) собралось много людей образованных. Возникла своеобразная интеллектуальная жизнь: обмен идеями, споры, прогнозы. В этой жизни Е. М. принадлежала значительная, если не ведущая роль. Думается мне, он оказал немалое влияние на формирование мировоззрения молодых людей, попавших в лагерь прямо со студенческой скамьи. Сам Е. М., в конце концов устроившийся на «придурочную» должность статистика санчасти, умудрялся в лагере заниматься. По его просьбе родные присылали ему книги и журналы. Он в это время очень интересовался новейшими веяниями в естественных науках, мысль его работала напряженно. Иногда он с горечью говорил: "Я просто вижу эти тома, которые мог бы написать"».           Из воспоминаний И. Фильштинского

5 фактов о Елеазаре Мелетинском

  • В университете Ташкента научным руководителем Мелетинского был В. Жирмундский, который жил там в эвакуации.
  • В Каргопольском лагере с Мелетинским сидели историк-арабист Исаак Фильштинский и философ Григорий Померанц. Лагерным театром руководил осужденный за хранение антисоветской литературы драматург Александр Гладков.
  • В юбилейном сборнике в честь 75-летия Е. М. Мелетинского опубликовал статью знаменитый французский ученый Клод Леви-Стросс.
  • Книга «Поэтика мифа» переведена на польский, сербский, венгерский, португальский, чешский, словацкий, китайский, итальянский, болгарский и английский языки.
  • В 1971 году за работы по фольклору Е.М. Мелетинский получил премию имени итальянского этнографа и фольклориста Джузеппе Питре.

 

Материалы о Елеазаре Мелетинском

Статья о Елеазаре Мелетинском в Википедии

Моя война. Моя тюрьма. Воспоминания Е.М. Мелетинского

С.Ю. Неклюдов о Елеазаре Мелетинском

Исаак Фильштинский Глазами друга

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.