23 мая 2018, среда, 02:48
Facebook Twitter VK.com Telegram

Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка

Тасманийский сумчатый волк

Исследователи секвенировали геном вымершего тасманийского сумчатого волка, известного также под названием тилацин (Thylacinus cynocephalus). Итоги исследования позволили сделать предположения о факторах, способствовавших его исчезновению, а также уточнить его положение на генеалогическом древе сумчатых.

В Австралии сумчатые волки исчезли около 2000 лет назад, а в Новой Гвинее и того раньше. Дольше всего они сохранялись на острове Тасмания, где последний сумчатый волк умер в зоопарке Хобарта в 1936 году. Подробнее об истории этого вида можно прочитать в отдельном очерке. Хотя сумчатые волки эволюционно далеки от обычных волков и собак – их эволюционные линии разошлись 160 миллионов лет назад, внешне эти животные схожи, особенно формой головы. Ученые считают это свидетельством независимой адаптации к образу жизни хищника.

Генетики, которых возглавлял Эндрю Пэск (Andrew Pask) из Университета Мельбурна, получили ДНК из одномесячного детеныша сумчатого волка, который был найден в сумке убитой матери и хранился в заспиртованном виде с 1909 года. Ранее в этом году учеными Университета Аделаиды уже была секвенирована митохондриальная ДНК этого вида, теперь они прочитали и его ядерную ДНК. На основе обоих исследований ученые сделали вывод, что генетическое разнообразие сумчатых волков резко упало 70 000-120 000 лет назад, задолго до того, как люди пришли Австралии. Аналогичные закономерности были обнаружены в и геноме тасманийского дьявола (Sarcophilus harrisii). Биолог-эволюционист Чарльз Фейджин (Charles Feigin) из Университета Мельбурна полагает, что оба вида пострадали от похолодания климата. Уменьшившаяся численность сумчатых волков сделала их более уязвимыми в дальнейшем, когда они столкнулись с людьми и собаками.

Итоги исследования опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution.