Американский музей объявил об обнаружении картины Леонардо да Винчи

Вустерский музей искусств, расположенный в штате Массачусетс, сообщил, что картина «Чудо святого Доната Аррецийского» из его коллекции, считавшаяся произведением флорентийского художника Лоренцо ди Креди, на самом деле была написана Леонардо да Винчи. О том, как было установлено авторство, музей намерен подробно рассказать на выставке «Тайна вустерского Леонардо», которая откроется 10 марта.

Кроме «Чуда святого Доната Аррецийского» на выставке будет представлено «Благовещение» из Лувра, автором которого тоже считается Лоренцо ди Креди. Главный реставратор Вустерского музея Рита Альбертсон (Rita Albertson), главный куратор Художественной галереи Йельского университета Лоуренс Кантер (Laurence Kanter) и старший куратор Центра исследований и реставрации музеев Франции Бруно Моттин (Bruno Mottin) полагают, что автором обеих картин был Леонардо. Оба произведения были написаны для алтаря собора в итальянском городе Пистойя. Мастерская Андреа дель Верроккьо, учениками в которой были и Лоренцо ди Креди, и Леонардо да Винчи, получила заказ на картины для этого алтаря около 1475 года.

Worcester Art Museum

Обе картины были подвергнуты рентгеновскому исследованию, которое подтвердило выдвинутые ранее предположения, что над каждой из них работали два художника. При этом ученые считают, что предварительный рисунок был сделан Леонардо. На это указывают выполненные в его стиле световые эффекты и детали, такие как ресницы и морщины, а также натуралистический ландшафт. Лоуренс Кантер говорит, что уже двадцать лет сомневался в том, что «Чудо святого Доната Аррецийского» написано Лоренцо ди Креди. Он отмечает такие характерные для Леонардо черты живописи, как игра света на пальцах святого. К тому же важно, что картина написана маслом, тогда как и Верроккьо, и Лоренцо ди Креди писали темперой, а Леонардо в то время был, по словам Кантера, единственным художником во Флоренции, который применял масло. Исследователи полагают, что Леонардо да Винчи написал не менее 85 % картины.

Трудности с атрибуцией картин, вышедших в 1470-е годы из мастерской Верроккьо, хорошо знакомы ученым. Следует отметить, что обнаруженная в 1930-е годы картина «Чудо святого Доната Аррецийского» изначально считалась работой Леонардо да Винчи, но потом искусствоведы сочли ее принадлежащей Лоренцо ди Креди.