Мемория. Алексей Саврасов

24 мая 1830 года родился художник Алексей Саврасов.

Личное дело

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) родился в Москве, в Гончарной слободе на Швивой горке (она же – Таганский холм). Его отец был мелким торговцем, к концу жизни выбившимся в купцы третьей гильдии. Любовь к рисованию у Алексея проявилась уже в детские годы. В 12 лет он самостоятельно освоил рисование гуашью и акварелью. Нарисованные им картинки с романтическими пейзажами скупали для продажи торговцы на Никольской улице и у Ильинских ворот.

В 1844 году Саврасов поступил в недавно открывшееся Московское училище живописи и ваяния, но вскоре вынужден был прекратить обучение из-за болезни матери и недовольства отца, который желал, чтобы сын «пошел по торговой части». Лишь в 1848 году ему удалось продолжить учебу. Его преподавателем в «пейзажном и перспективном классе» МУЖВ стал Карл Рабус, сыгравший важную роль в становлении Саврасова как художника. Уже на следующий год Саврасов был отмечен в ежегодном отчете училища как «представивший лучшие эскизы». А еще год спустя он, получив меценатскую поддержку, сумел совершить поездку на Украину, из которой вернулся с несколькими картинами, получившими высокую оценку преподавателей.

В 1850 году за картины «Вид Московского кремля при луне» и «Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И. Д. Лужина близ станции Влахернская» Саврасову было присвоено звание художника. В 1854 году 24-летний Алексей Саврасов получает звание академика, а в 1857 после смерти Карла Рабуса возглавляет пейзажный класс в МУЖВ, где будет преподавать четверть века.

В том же году Саврасов женился на Софье Герц, сестре своего одноклассника Константина Герца.

В 1862 году Общество любителей художеств отправило Алексея Саврасова на Всемирную выставку в Лондоне.

Саврасов был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, и на Первой выставке передвижников в 1871 году была представлена его знаменитая картина «Грачи прилетели».

После невероятного успеха этой картины в жизни Алексея Саврасова начался период несчастий. Во младенчестве умерли две его дочери. Началась болезнь глаз, которая прогрессировала год от года, и порой художник, по его словам, «часами не видел форму предметов».

Саврасов начал пить и к середине 1870-х сделался алкоголиком. От него ушла жена с детьми. Из-за пьянства Саврасов пренебрегал своими преподавательскими обязанностями. В 1882 году терпение начальства училища иссякло, и Саврасов был уволен, лишившись из-за этого казенной квартиры. Ему приходилось жить по случайным квартирам и ночлежкам.

Умер Алексей Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897 года в отделении для бедных Второй городской больницы.

 

Чем знаменит

Саврасов стал родоначальником русской школы лирического пейзажа, или «пейзажа настроения». Левитан писал о нем: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». Помимо знаменитой картины «Грачи прилетели» к его лучшим работам относят «Лосиный остров в Сокольниках», «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», «Проселок», «Волга близ Городца», «Радуга», «Рожь».

Среди учеников Саврасова в Московском училище живописи и ваяния были Исаак Левитан, Константин Коровин, Лев Каменев, Михаил Нестеров и другие художники.

 

О чем надо знать

Этюды с натуры для картины «Грачи прилетели» Саврасов сделал ранней весной 1871 года в селе Молвитино (ныне Сусанино) в Костромской губернии. Работа над самой картиной велась в Ярославле и в Москве. Летом 1871 года картину в мастерской художника увидел Павел Третьяков и сразу же приобрел ее.

Картина была впервые показана осенью на выставке Московского общества любителей художеств, а в декабре произвела сенсацию в Петербурге на Первой выставке передвижников. Рассказывая в письме о представленных на выставке пейзажах, Иван Крамской сообщал: «Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный <…> всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"».

По специальному заказу императрицы Марии Александровны Саврасов сделал авторское повторение картины. Этот экземпляр экспонировался на Всемирной выставке 1873 года в Вене в числе лучших работ русских художников. Картина из коллекции Третьякова тоже побывала на Всемирной выставке – в 1878 году в Париже.

 

Прямая речь

«Кроме Куинджи и Шишкина в 70-х и 80-х годах блистали еще несколько художников, которых можно назвать уже прямыми предшественниками Левитана, соединившего в своем лице все их искания и давшего гениальный синтез их частичному, отрывочному творчеству. Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной. Уже это одно — довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов.
Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенки) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым, и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Аммосовых — от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве,— жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным.
"Грачи прилетели" — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к "Снегурочке" Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Даже некоторые художники избрали себе весну своей специальностью: из года в год они только и пишут разные "распутицы", "последние снега" и т. п. Но в 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения! Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении — и в смысле красок, и в смысле живописи и света — была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности...»
Александр Бенуа «История русской живописи»

 

«Алексей Кондратьевич Саврасов был профессором в Школе живописи, ваяния и зодчества в Москве, где я учился. Это был мой профессор, автор картины "Грачи прилетели" и многих других восхитительных картин, которые редко кто видел, так как они были не в галерее, а в частных собраниях. Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко, как-то не сразу, чмокая, стесняясь.
— Да, да. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Да, да. Стволы дубов в Останкине высохли. Весна. Какой мох! Уж распустился дуб. Ступайте в природу, — говорит он нам. — Там — красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
— А как, Алексей Кондратьевич, нужна в пейзаже даль — деревья большие и воды? — спросил его однажды ученик Мельников.
— Не знаю, — ответил Саврасов. — Не надо, а может быть, и надо. Я не знаю. Можно просто написать, что хочется — хорошо только написать. Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт.
— А как же писать, с чего начинать? — спрашивают его ученики.
— Не знаю, — опустив глаза, говорил Алексей Кондратьевич. — Нужно любить. Форму любить, краски. Понять. Нужно чувство. Без чувства нет произведения. Надо быть влюбленным в природу — тогда можно писать.
— А если я влюблен в музыку, — говорит ученик, — то все же, не умея, не сыграешь на гитаре.
— Да, да, — ответил Саврасов. — Верно. Но если он влюблен в музыку, то выучится и будет музыкант, а если нет, то трудно, ничего не будет.
Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды, и говорили друг другу, указывая, — "это не прочувствовано", "мало чувства", "надо чувствовать" — все говорили про чувства.
— Вот, говорят, в Швейцарии настоящий пейзаж? — спросил как-то Саврасова кто-то из учеников.
— Да, в Швейцарии я был, был и в Италии. Прекрасно, — сказал Алексей Кондратьевич. — Но кому что. А мне, конечно, в России нравится. В России природа поет, разнообразие, весна какая, и осень, и зима. Поет, все поет. Только небо прекрасно в Италии. А пейзаж в Швейцарии. А у нас нет разве неба, гор нет? Как быть? Да, плохо, нет озер... Да... А там Женевское озеро. Саврасов опустил голову в раздумье.
Помолчав, Алексей Кондратьевич встал, надел пальто, взял палку и собрался уходить из мастерской.
У дверей он остановился и, подумав, сказал:
— Там, в Италии, было великое время искусства, когда и властители и народ равно понимали художников и восхищались. Да, великая Италия. Теперь во Франции прекрасные художники. И у нас было искусство. Какое! Какие иконы. Новгородские. Прошло. Забыли. Мало, очень мало кто понимает. Жаль. Что делать? Да, бывает время, когда искусство не трогает людей. Музыка тоже. Глохнут люди. Странно, что люди есть, которые понимают и чувствуют искусство, музыку, живопись. Да, а есть глухие, вечно слепые, не слышат и не видят. Есть такие. И их больше. Это совсем другие люди, и думают они как-то иначе. Я заметил это. Как быть...
И Саврасов, повернувшись, ушел в дверь».

Из воспоминаний Константина Коровина

 

Семь фактов об Алексее Саврасове

  • Отец и младший брат Алексея Саврасова предпочитали писать свою фамилию через О – Соврасов.
  • Существует гипотеза, что Алексей Саврасов нарисовал пейзажный фон на картине Василия Перова «Охотники на привале».
  • Первоначальное авторское название знаменитой картины Саврасова – «Вот прилетели грачи», а в каталоге выставки передвижников она называлась «Грачи прилетели!».
  • В 1861 году Алексей Саврасов руководил перевозом картины Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву.
  • Одна из лучших картин Саврасова – «Проселок» (1873) – двадцать лет оставалась неизвестной зрителю. Автор подарил ее своему другу и коллеге по Товариществу передвижных выставок И. Прянишникову, и картина хранилась в его коллекции. Выставлена она была только спустя двадцать лет - в 1893 году.
  • Воскресенская церковь села Молвитино, изображенная на картине «Грачи прилетели», сохранилась до наших дней.
  • Среди картин Саврасова есть «Дом совета в Филях», где изображена та самая изба, в которой в 1812 году было принято решение оставить Москву Наполеону.

 

Материалы об Алексее Саврасове
Статья об Алексее Саврасове в русской Википедии
Алексей Саврасов в проекте «Хронос»
Статья об Алексее Саврасове в энциклопедии «Кругосвет»
Сайт, посвященный Алексею Саврасову
Биография Алексея Саврасова