19 марта 2024, вторник, 14:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 мая 2018, 07:41

Мемория. Алексей Арбузов

Алексей Николаевич Арбузов
Алексей Николаевич Арбузов

26 мая 1908 года родился Алексей Арбузов, драматург.

 

Личное дело

Алексей Николаевич Арбузов  (1908—1986) родился в Москве в дворянской семье. Отец Николай Кирович Арбузов некоторое время служил старшим драгоманом (переводчиком и переговорщиком) в русском посольстве в Константинополе. Мать — Надежда Владимировна де Мандражи, была гречанкой. В 1914 году семья переехала в Петроград, где отец занимался банковской деятельностью и впоследствии разорился.

В 1916 году Алексей поступил в гимназию, однако систематического образования так и не получил. Отец ушел из семьи, когда мальчику было 8 лет. Мать, пережив нервную депрессию, тяжело заболела. Впечатления детства, осложненного семейной драмой и душевной болезнью матери, оставили свой след в творчестве драматурга.

В 11 лет Алексей остался сиротой. Некоторое время бродяжничал, пока не попал в колонию для трудновоспитуемых. Из колонии его вытащила сестра матери Вера, которая в дальнейшем и занималась воспитанием племянника.

Благодаря счастливой случайности Арбузову довелось увидеть спектакль Большого драматического театра «Разбойники» Ф. Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Со вступительным словом выступил Александр Блок. Это произвело на подростка настолько сильное впечатление, что  Арбузов пересмотрел все спектакли БДТ, знал весь репертуар. «Возвращаясь домой после спектакля, я понимал, что теперь вне театра уже нет жизни, я придумывал новый финал «Разбойников», я грезил своим будущим, а оно было - театр, театр, театр... В течение четырех лет галерея 4-го яруса была моим домом, моей семьей - все значительное происходило здесь», - вспоминал впоследствии драматург.

В 14 лет Алексей устроился статистом в Мариинский театр. В 16 - поступил в драматическую студию под руководством Павла Гайдебурова, актёра и режиссёра, и по окончании обучения был принят в труппу руководимого Гайдебуровым Передвижного театра.

Весной 1928 года Арбузов покинул театр и вместе с группой молодых актёров организовал свой «Цех экспериментальной драмы». Потом участвовал в организации театра на колёсах (агитвагона), который ездил со спектаклями по малым городам России. Поскольку собственного драматурга театр не имел, Арбузов решил сам взяться за перо. Первая написанная им многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, однако успеха не имела.

После провала спектакля Арбузов, «не собрав чемодана», сел на поезд и уехал в Москву к своей сводной сестре Зинаиде – дочери отца от первого брака. Поступил в Театр имени Мейерхольда. Вскоре стал заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта, писал для него агитационные обозрения.

Постановка в Московском Художественном театре горьковского «Егора Булычова», по признанию Арбузова, побудила его расстаться с агиттеатром и «вернуться к психологии человека и его душе».

Первый успех пришел к Арбузову после создания лирической комедии «Шестеро любимых» (1934). Предназначенная для сельской самодеятельности, она — неожиданно для автора — была поставлена во многих театрах страны. За ней последовала комедия «Дальняя дорога» (1935) о юных строителях московского метро.

Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции. В дальнейшем «Таня», как в первой, так и во второй редакции (1947 года), ставилась почти во всех театрах страны и принесла широкое признание автору.

В 1939 году Арбузов вместе с Валентином Плучеком организовал Московскую театральную студию, более известную как «Арбузовская студия», с целью создания современного спектакля коллективными усилиями творческой молодежи. То, что рождалось из импровизаций на репетициях, Арбузов обрабатывал и превращал в текст. Так появилась романтическая пьеса «Город на заре» (1940, новая ред.— 1957) об истории строительства молодого города в дальневосточной тайге — Комсомольска-на-Амуре.

С началом Великой Отечественной войны студия была преобразована во фронтовой театр и после окончания войны прекратила своё существование.

В годы войны Арбузов написал пьесы «Бессмертный» (совместно с А. Гладковым) и «Домик в Черкизове» (позже она стала называться «Домик на окраине»). Ее действие происходит в тылу, в Москве, на оборонном заводе, где девушки выпускают и ремонтируют танки.

Свою следующую пьесу «Встреча с юностью» Арбузов написал уже после войны. Она наполнена особой атмосферой конца сороковых годов, когда война закончилась, и, несмотря на все трудности, людей захлестывало чувство радости возвращения к мирной жизни.

С середины пятидесятых годов Арбузов начинает готовиться к своему главному произведению - «Иркутской истории» (1959). Сюжет пьесы зародился во время поездки на Иркутскую ГЭС, где писатель столкнулся с реальными проблемами, которые неизбежно возникали на строительстве, и познакомился со строителями. Из этой поездки он привез сюжет новой пьесы, образы героев, основные наметки будущей драматической коллизии.

В 1965 году  написал пьесу «Мой бедный Марат» (или «Не бойся быть счастливым», перераб. в 1980), действие которой происходит во время блокады Ленинграда. Затем последовали пьесы «Ночная исповедь» (1967) и  «Счастливые дни несчастливого человека» (1968).

В 1970 году были написаны «Сказки старого Арбата». В этой пьесе Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор использует для изложения философии старения и жизни.

В начале 1970-х годов был организатором студии-мастерской молодых драматургов. Поддержал в свое время начинающих А.Володина, А.Вампилова, Л.Петрушевскую и многих других литераторов.

Драматург работал до последних дней жизни, практически каждый год выпуская по пьесе. Последняя - «Виноватые» - вышла в 1984 году.

Алексей Арбузов умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

 

 
Алексей Николаевич Арбузов

Чем знаменит

Один из крупнейших отечественных драматургов, произведения которого занимают большое место в истории советского театра. Пьесы Алексея Арбузова в СССР буквально не сходили со сцены. Только за два года  в 1960—1961 годах его «Иркутская история» была сыграна более 9000 раз. Большой популярностью также пользовалась его пьеса «Таня» - до 1956 года она была поставлена 1000 раз.

«Сказки старого Арбата» только  в 1970—1973 годах были сыграны 1 827 раз. В 1982 году режиссёр Савва Кулиш по мотивам этой пьесы Арбузова снял художественный фильм «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» с Игорем Владимировым и Зиновием Гердтом в главных ролях.

Также пьесы Арбузова ставились на театральных сценах Англии, США, Канады, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии, Скандинавских стран и стран Латинской Америки.

 

О чем надо знать

Порой драматурга Арбузова за глаза называли «сказочником», «утешителем» и даже «великим утешителем». Почти все его пьесы в той или иной мере можно назвать сказками или притчами. Современникам они зачастую представлялись наивными, излишне сентиментальными и далекими от жизни. За это творчество Арбузова подвергалось серьезной критике. Его упрекали в «театральщине», в пристрастии к «трогательным» и «жалостным» сценам.

Пьесы Арбузова утверждали права и значимость «личной» темы, заметно потесненной в соцреализме проблемами «социальными» и «производственными». Автору «Тани» приходилось выслушивать немало упреков в пристрастии к «камерности» и «сентиментальности». Несмотря на это, он сохранил интерес к сложной сфере человеческих чувств на протяжении всей своей творческой жизни.

Даже те немногие отрицательные герои, которые встречаются в его пьесах (Аграновский в «Городе на заре», Молодцов в «Потерянном сыне», Королевич из «Выбора», 1971), не дотягивают до уровня злодеев. Это связано с особенностями мироощущения писателя, воспринимавшего любого человека с «оптимистической предпосылкой» и потому сознательно избегавшего деления своих персонажей на «хороших» и «плохих». После «Тани» Арбузов видел свою задачу в том, чтобы не обвинять героя, а объяснять его.

Откликаясь на критику, однако, Арбузов в дальнейшем перерабатывал многие свои пьесы. Так, в «Тане», написанной в 1938 году, драматург показывает превращение влюблённой студентки во взрослую сознательную женщину-врача. Но в первом варианте пьесы образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 году Арбузов переработал пьесу.

Также он в дальнейшем перерабатывал пьесы «Город на заре» (1940, новая ред.— 1957), «Домик на окраине» (1943, под загл. «Домик в Черкизове»; перераб. 1954), «Годы странствий» (1950, под загл. Ведерников, перераб. 1954 и 1980) «Мой бедный Марат» (или «Не бойся быть счастливым», 1965, перераб. 1980) и некоторые другие.

 

Прямая речь

О драматургии: «Самые интересные схватки, которые могут быть в пьесе, — это схватки героя с самим собой».

Сын драматурга Кирилл Арбузов о с детства проявившейся «театральности» отца: «Алексей Николаевич в детстве был большой выдумщик, мастер показывать всякие представления. Обладая недюжинным воображением, он как бы "проигрывал" все увиденное за день. То это было торжественное погребение разбившихся летчиков (неподалеку от арбузовской дачи близ Гатчины существовала летная школа), а то и просто выдуманные им самим мифические истории, которые он в лицах демонстрировал родителям. Однажды Ася, видимо, в порыве нахлынувших впечатлений бросился от переживаний на рельсы, и мать в ужасе едва успела оттащить не в меру расшалившегося сына прямо из-под колес набегавшего поезда».

 

6 фактов об Алексее Арбузове

  • Среди предков драматурга был декабрист Антон Арбузов - член Северного общества, активный участник восстания на Сенатской площади. Перед восстанием он пытался рассказать матросам своей роты о плане и цели восстания. Кроме него, на такое не решился ни один из членов Северного общества.
  • Близкие и друзья с детства звали Арбузова «Ася»
  • Арбузов долго скрывал свое дворянское происхождение. В анкете начала тридцатых он писал, что его отец был бухгалтером, а о своем происхождении – «из служащих».
  • Квартира под номером шесть, в которой жила тетя Вера, взявшая Арбузова к себе после смерти матери, упоминается в пьесах «Таня» и «Мой бедный Марат».
  • В 1980 году Арбузов получил Государственную премию СССР  — «за пьесы последних лет».
  • По мнению исследователей, многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии на него творчества Теннесси Уильямса и Джона Осборна.

 

Материалы об Алексее Арбузове

Биография Алексея Арбузова

 Арбузов Алексей Николаевич на сайте «Биографии знаменитостей»

Кирилл Арбузов о своем отце.

Статья об Алексее Арбузове в Википедии

 

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.