19 октября 2018, пятница, 02:23
Facebook Twitter VK.com Telegram

Созданный для людей противовирусный препарат помогает и морским черепахам

Peter Bennett & Ursula Keuper-Bennett

Эксперимент, проведенный в больнице для морских черепах Флоридского университета, показал, что противораковый препарат фторурацил снижает вероятность рецидива онкологического заболевания у черепах с 60% до 18%. Идея использовать фторурацил для лечения черепах возникла, когда исследователи установили значительное сходство между болезнью черепах и одним из видов рака кожи человека.

Фибропапилломатоз морских черепах был открыт в 1938 году во Флориде. Обычно это доброкачественная опухоль, но быстрый рост опухолей на ластах, глазах или во рту черепах может мешать им плавать и питаться и в итоге приводит к гибели животных. В 1990-е годы установили, что болезнь связана с заражением герпесвирусом, а в качестве его переносчика выступают паразитирующие на черепахах пиявки. На вероятность проявления болезни влияют также другие факторы, например, температура и наличие загрязнений. Черепахи, обитающие в незагрязненных водах, редко заболевают, хотя в их организме имеется вирус.

Исследователи сравнили активность генов в здоровых и опухолевых клетках зеленых морских черепах (Chelonia mydas). Они определили, что развитие опухоли связано с несколькими белками, причем те же самые белки активно синтезируются у людей с базалиомой – разновидностью рака кожи. Более того, для базалиомы человека и фибропапилломатоза морских черепах нашелся и общий фактор риска – солнечный свет. Примечательно, что герпесвирус у больных черепах неактивен и, как это свойственно подобным вирусам, находится в “спящем” состоянии.

Исследование опубликовано в журнале Communications Biology.