19 марта 2024, вторник, 06:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 июня 2018, 00:56

Мемория. Александр Любимов

Александр Любимов
Александр Любимов

 23 июня 1962 года родился журналист Александр Любимов, один из создателей программы «Взгляд».

 

Личное дело

Александр Михайлович Любимов (56 лет) родился в Лондоне, в семье советского разведчика, впоследствии — писателя шпионского жанра Михаила Любимова и актрисы Екатерины Любимовой, в девичестве Вишневской.

Когда Александру было три года, отца выслали из Великобритании, а когда ему было шесть, родители развелись.

Любимов воспитывался в театральной среде. В школьные годы увлекался математикой, спортом, хард-роком и политологией. В 1979 году поступил, а в 1984 году окончил факультет международных экономических отношений МГИМО. В институте учил английский, французский и датский языки. Во время учебы подрабатывал переводчиком и… грузчиком на Микояновском мясокомбинате.

В 1985—1987 годах работал на Иновещании («Радио Москвы» на датском языке) в Гостелерадио СССР.

В 1987 году стал корреспондентом, затем ведущим программы «Взгляд». Вместе с Любимовым ведущими были его бывшие коллеги по Иновещанию Владислав Листьев и Дмитрий Захаров, а также Александр Политковский, до этого работавший в спортивной редакции Центрального ТВ.

В 1990 году, с уходом основателя «Взгляда» Анатолия Лысенко на РТР, Любимов стал во главе программы. В конце того же года творческое объединение «Взгляд» было преобразовано в ЗАО «Телекомпания ВИД» («Взгляд и другие»), став первой частной структурой в Останкино.

26 декабря 1990 года руководство Гостелерадио запретило выход в эфир новогоднего выпуска «Взгляда» — авторы программы хотели снять сюжет об отставке министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе. Дипломат тогда заявил об уходе из МИД СССР «в знак протеста против надвигающейся диктатуры».

После закрытия «Взгляда» ведущие продолжили делать программу нелегально, под названием «Взгляд из подполья». Отснятые материалы они пересылали на кассетах региональным студиям.

В августе 1991 года Любимов, Листьев и Политковский организовали радиотрансляцию из Белого дома, сообщая собравшимся людям о происходящем.

Любимов рассказывал: «Мы делали радио "Белый дом". Сидели в Белом доме, и нас в прямом эфире выводили на площадь. Было понятно, что если мы прервемся, люди разойдутся. Это было довольно цинично. Чем меньше людей на площади, тем больше вероятность, что придут танки и нас всех замочат. Трое суток без перерыва, двое ведущих: я и Политковский. И Влад [Листьев] в поле. К нам приходили разные люди; знаменитая фотография тогда была сделана, где Ростропович спит с автоматом — так вот, это был автомат Владика».

Еще в 1990 году ВИД запустил «Поле чудес», которое стал вести Листьев.

«Это был пятничный прайм-тайм перед программой "Время" — и постепенно захватили себе всю пятницу. Потом весь прайм-тайм. "Взгляд" остановился осенью 1991-го — стало понятно, что свою задачу он уже выполнил. Мы заменили его "Темой", которую вел Владик, моим "Красным квадратом" и еще под Сашку Политковского спродюсировали "Политбюро". Потом мы запустили Ваню Демидова в космос с "Музобозом". И постепенно начали экспансию», — вспоминал Любимов.

В 1990—1993 годах журналист был народным депутатом РСФСР. Его полномочия прекратились в сентябре 1993 года, когда президент Борис Ельцин распустил парламент.

Тогда же был закрыт «Красный квадрат», а Любимов, занимавший пост президента ВИДа, передал руководство Листьеву.

«Для меня был проблемным 1993 год, — говорил Любимов, — там уже началась охота конкретно на меня. И мы решили, что мне нужно с поста руководителя ВИДа уйти немножечко в тень. Меня сменил Владик, чтобы сохранить компанию. И через два года его убили».

В 1995 году начал вести программу «Один на один». Она запомнилась выпуском, снятым во время выборов в Госдуму, когда Владимир Жириновский плеснул соком в Бориса Немцова.

После убийства Листьева в марте 1995 года Любимов вернулся к руководству ВИДом. В 1995—1996 годах работал в избирательном штабе Ельцина. В 1996 году также окончил курс «Менеджер избирательной кампании и политический консультант» Гарвардского университета.

В 1997 году перешел на ОРТ, около полугода, по март 1998-го, возглавлял дирекцию информационных программ и руководил программой «Время». Затем вернулся в ВИД, возглавив совет директоров компании.

В 1998—2001 годах вел программу-интервью «Здесь и сейчас» на ОРТ — Первом канале. В 2001—2003 годах был заместителем генерального директора Первого канала Константина Эрнста.

Покинув руководство каналом, Любимов продолжил заниматься продюсированием, в том числе и на Первом.

В 2007 году перешел на ВГТРК, в качестве первого заместителя гендиректора телерадиокомпании занимался продвижением канала «Россия». Продюсировал телепроект «Имя Россия», победителем которого был объявлен Александр Невский и чуть было не стал Иосиф Сталин.

В 2001—2008 годах также возглавлял «Медиасоюз» — союз творческих работников СМИ.

В августе 2011 года Любимов вступил в партию «Правое дело», которую незадолго до этого возглавил миллиардер Михаил Прохоров. Спустя месяц, когда Прохорова отстранили от руководства, соратники бизнесмена, в том числе Любимов вышли из нее.

В ноябре 2011 года Любимов был назначен гендиректором принадлежавшего Прохорову канала РБК.

В 2012 году вслед за Прохоровым вновь попробовал себя в партийном строительстве. Была создана партия «Гражданская платформа». Однако весной 2015 года, после разногласий по Крыму и Антимайдану Прохоров, Любимов и другие покинули партию.

В декабре 2014 года Любимов ушел с поста гендиректора телеканала РБК, оставшись в совете директоров. Тогда же журналист вернулся в телекомпанию ВИД на должность президента.

Осенью 2017 года стал продюсером ток-шоу «Жди меня» производства реорганизованной телекомпании «ВИDgital».

 

 
Александр Любимов

Чем знаменит

Известный журналист и телепродюсер, один из первых ведущих программы «Взгляд», в 1990-х — автор и ведущий программ «Один на один», «Здесь и сейчас». Сооснователь и глава телекомпании ВИД (сама компания продвигает написание ВИD, а после ребрендинга в 2017 году — «ВИDgital»). Продюсер многочисленных телепроектов, среди которых «Фабрика звезд», «Один на один», «Времена», «Последний герой».

В течение четырех лет возглавлял РБК-ТВ, сделав добротный деловой канал.

 

О чем надо знать

Любимов — обеспеченный человек, умеющий зарабатывать. Еще в 1992 году австрийский журнал Option поставил его на 16 место в списке самых богатых людей бывшего СССР. Так руководитель ВИДа стал первым медиамагнатом. Тогда же Любимов познакомился и подружился с Михаилом Прохоровым. Впоследствии журналист участвовал в двух партийных проектах Прохорова и руководил его телеканалом РБК.

 

Прямая речь

О современном ТВ («Труд», март 2018):

— Что касается сегодняшнего российского телевидения в целом, то оно все больше напоминает мне старое доброе советское. Разве что стало больше пошлости и мерзости. И в информационном вещании, и в ток-шоу, где не слишком успешные актеры играют странных людей. И цензура сейчас чувствуется во всем политическом и информационном вещании.

— Нет ли у вас желания противопоставить телевидению, условно говоря, господина Киселева обновленный «Взгляд»?

— Мне кажется, вы преувеличиваете значение фигур и явлений. Даже у Владимира Соловьева, на сегодня самого популярного телеведущего, аудитория — порядка 7-8 млн. Это совсем не те показатели, что были раньше. Сейчас общая доля граждан, смотрящих телевизор, сильно упала. В том числе и из-за того, что они устали от пропаганды, из-за недоверия к информационному вещанию. Когда не так давно президент выступал на двух федеральных каналах по «прямой линии», общий объем аудитории был 7,5 млн. А баттл Оксимирона и Гнойного за первую же ночь набрал в интернете 10 млн просмотров. Чувствуете разницу?

Об отличии РБК от «Дождя» («АиФ», октябрь 2017): «Если Первый канал и "Россия 1" — это средства пропаганды, то телеканал "Дождь", на мой взгляд, средство контрпропаганды. Творческий коллектив на "Дожде" талантливый, но он разделяет такую позицию: поскольку государство контролирует и цинично эксплуатирует 90% рынка информации, то мы будем альтернативой. Такая логика тоже имеет право на существование. Но мне она не нравится. Поэтому телеканал РБК другой, к чему я тоже приложил руку. Я считаю, что все равно надо заниматься журналистикой. Журналистика это факты. А журналисты "Дождя" участвуют в политической борьбе. Они помогали организовывать выборы в Координационный совет оппозиции. Направляли толпы людей в ту или иную сторону во время шествия на митингах. СМИ не должно этим заниматься».

О знаковых программах телекомпании ВИД («Труд», март 2018): «Например, "Времена" с Познером — после нее Владимир Владимирович стал мегазвездой. Похожая ситуация с Валдисом Пельшем, который стал топовым ведущим после программы "Угадай мелодию". Но главный наш проект, конечно, "Жди меня". Сейчас это уже международная поисковая служба, у нас помощники в 120 странах. Наши серверы обрабатывают базы круглосуточно. Всего за это время найдены больше 200 тысяч человек. Это уникальный проект, который я уже не считаю только нашим, — он принадлежит людям. Это, по сути, социальная сеть, общественное движение».

О дополнительном заработке в начале работы на ТВ (ТАСС, октябрь 2017): «Чтобы получить какую-то свободу, в первую очередь творческую, мы начали искать способы для дополнительного заработка. Поскольку я хорошо говорю по-английски, то стал глашатаем от лица "Взгляда" для иностранных коллег. Это превратилось в отдельную работу, я регулярно выходил в эфир разных телекомпаний мира. Соответственно — ввел таксу. За абонемент расплачивались видеокассетами Betacam. Буржуи их использовали два-три раза и выбрасывали, поскольку считалось, что пленка размагничивается. А мы записывали по кругу, по тридцать-сорок заходов. И ничего, нормально.

За одноразовые интервью я брал термобумагой для факса. Тоже был страшно дефицитный товар!».

О выступлениях на стадионах (там же): «Да и кеш мы тоже зарабатывали. Выяснилось, что страна хочет видеть своих героев. Поэтому на субботу и воскресенье мы брали Анатолия Лысенко, если он мог составить компанию, какую-нибудь рок-группу из числа не самых раскрученных и отправлялись в тур по городам и весям. Сейчас это невозможно представить, смотрю старые фотографии и сам не верю: ростовский стадион, шесть тысяч человек на трибунах, и мы на протяжении двух часов отвечаем на вопросы, которые шлют на записочках. Наверное, так "Аум Синрике" [запрещена в РФ] проводила свои сессии и Анатолий Кашпировский толпы гипнотизировал. Один микрофон, и мы втроем на сцене — Дима, Влад и я… Иногда, повторяю, еще Лысенко.

Может, Политковский с Мукусевым тоже ездили, но не с нами».

О первом телешоу: «Во "Взгляде" было первое реалити-шоу — в мебельном магазине уже в Петербурге или еще Ленинграде в качестве рекламной акции в витрину местные предприниматели на месяц посадили молодую пару. И весь район ходил на них смотреть, а местные старушки стучали им палочками в стекло. Мы отслеживали жизнь этих людей».

 

4 факта об Александре Любимове

  • Жена медиаменеджера — Наталия Куникова, переводчица и преподаватель японского языка. У пары трое сыновей — Кирилл, Олег и Константин. От первого брака с телеведущей Татьяной Пушкиной (однофамилица Оксаны Пушкиной) у Любимова есть дочь Екатерина, актриса.
  • Любимов играет на гитаре, увлекается спортом — хоккеем, дайвингом, виндсерфингом. «Стараюсь каждый день заниматься спортом. Не столько для того, чтобы хорошо выглядеть, сколько чтобы преодолевать психологические кризисы. Работа у меня нервная», — говорит журналист.
  • В 2007 году вместе с предпринимателем Александром Мамутом стал соучредителем компании «Мирумир», созданной для съемок фильмов на стыке арт-хаусного и коммерческого кино. Компания работала над совместным российско-американским проектом «Красная корова» и начала продюсирование фильма Сергея Лобана «Шапито-шоу», однако из-за кризиса вышла из проекта. В качестве кинопродюсера Любимов работал над российско-китайским сериалом «А зори здесь тихие…» (Первый канал), сериалом «Барвиха» (ТНТ) и другими.
  • В 2006 году прошел годовой курс по 3D-анимации в Международном институте анимационного искусства в Лос-Анджелесе. В 2011 году открыл школу 3D-анимации и компьютерной графики в женской колонии в Перми. Спустя год колония закрыла проект.

 

Материалы об Александре Любимове:

Биография «Ленты.ру»

Сайт Александра Любимова

Биографическая справка в Википедии

Биография РИА Новости

Статья на 24СМИ

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.