25 июня 1961 года родился режиссер Тимур Бекмамбетов.
Личное дело
Тимур Нуруахитович Бекмамбетов (57 лет) родился в казахстанском городе Гурьев (ныне — Атырау). Его отец Нуруахит Бекмамбетов возглавлял «Гурьевэнерго», мать Мира Богословская была завотделом областной газеты «Прикаспийская коммуна».
В школе Тимур любил футбол и волейбол, в старших классах посещал кружок в театре юного зрителя.
Окончив школу, в 1979 году поступил в Московский энергетический институт (МЭИ). Спустя год, в преддверии Олимпиады-80, был выслан из Москвы, поскольку считался «неблагонадежным».
«После школы я сначала поступил по отцовской наводке в МЭИ. Параллельно связался с компанией тогдашних московских диссидентствующих художников — ну, знаете, компания Зверева, Оскара Рабина. Они тогда все уезжали через Вену в Париж. А перед Олимпиадой всех неблагонадежных высылали, вычищали столицу. Меня вычистили, и я рванул куда подальше», — рассказывал режиссер.
Бекмамбетов переехал в Ташкент, где поступил в театрально-художественный институт на специальность «художник театра и кино». После окончания вуза, 1987—1989 годах, проходил службу в армии. Служил артиллеристом под Ашхабадом.
Затем работал художником в ташкентском театре «Ильхом». «Потом попали мы с друзьями на один смешной кинопроект студии "Узбекфильм" — даже не помню, как фильм назывался, — вспоминал Бекмамбетов, — и вдруг поняли, что режиссера там на самом деле нет. Просто нет для нас режиссера. Вот и начали делать свое кино. Наша компания до сих пор сохранилась. Дима Юрков, он сейчас продюсер студии "Даго", Саша Войтинский — композитор, Сергей Трофимов — оператор. Он как раз снимал "Ночной дозор"».
Вскоре Бекмамбетов перебрался в Москву, где занялся производством рекламных роликов. Среди наиболее известных его работ реклама «КамАЗа» («Танки грязи не боятся»), шоколадок «Марс» и «Твикс», банков «Менатеп», «Империал», Альфа-банка, кофе Nescafe, сока «Я», освежающих таблеток «Рондо».
Свой первый фильм Бекмамбетов снял в 1993 году совместно с Геннадием Каюмовым. Картина об афганской войне «Пешаварский вальс» получила призы на фестивале в Карловых Варах и на Кинотавре. Фильм стал дипломной работой Бекмамбетова на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
В начале 1990-х он основал собственную продакшн-студию «Империал-фильм». Спустя годы она сменила название на Bazelevs («Базелевс»).
В 1998 году голливудский продюсер Роджер Корман пригласил Бекмамбетова снять «Гладиатрикс» (The Arena). Съемки приключенческого боевика велись в Санкт-Петербурге. Фильм был ремейком картины «Арена» Стива Карвера (1974), он вышел на экраны в 2001 году.
Годом ранее на РТР состоялась премьера восьмисерийной ленты Бекмамбетова «Наши 90-е».
Однако самый громкий успех пришел к режиссеру в 2004 году, после выхода его «Ночного дозора», снятого по одноименному роману писателя-фантаста Сергея Лукьяненко. В 2005 году вышло продолжение картины — «Дневной дозор».
В 2007 году Бекмамбетов снял еще один кинохит — сиквел новогодней лирической комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».
После этого режиссера пригласили в Голливуд, где он создал боевик «Особо опасен» (2008) с Анджелиной Джоли и Джеймсом Макэвоем в главных ролях.
В декабре 2010 года вышла комедия Бекмамбетова «Елки» с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым. Впоследствии Бекмамбетов продюсировал еще пять картин этой серии. В фильмах «Елки 1914» и «Елки 5» он также выступал режиссером.
В 2012 году состоялась премьера еще одного голливудского фильма Бекмамбетова — «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», который продюсировал Тим Бертон.
После этого Бекмамбетов снял в США исторический фильм «Бен-Гур» (2016) — ремейк одноименной картины 1959 года. В прокате картина провалилась.
В 2018 году состоялась фестивальная премьера триллера Бекмамбетова «Профиль» о британской журналистке, которая внедряется в систему «Исламского государства» (запрещено в России). Действие фильма разворачивается на мониторе компьютера.
Чем знаменит
Известный кинорежиссер, снявший «Дневной…» и «Ночной дозоры», новогодние хиты «Елки» (был продюсером всех картин, а также режиссером трех из них), продолжение «Истории судьбы…».
Помимо этого у Бекмамбетова удачно складывается судьба в Голливуде — в качестве режиссера независимого кино он снял фильмы «Особо опасен», «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» и «Бен-Гур».
О чем надо знать
Первый «десктопный» фильм Бекмамбетова — «Профиль» — получился одним из самых сильных в его карьере. В феврале 2018 года картина была удостоена приза зрительских симпатий программы «Панорама» Берлинского кинофестиваля.
По словам кинокритика Антона Долина, «"Профиль" невероятно интересен с точки зрения технологий "террористического пикапа". Смотря на подобную ситуацию со стороны, читая о ней сухой репортаж, мы каждый раз удивляемся: как же можно быть такой глупой и пасть в объятия демонов-джихадистов?». Фильм наглядно демонстрирует это.
Прямая речь
О поставленных на поток «десктопных» фильмах — помимо съемок «Профиля» Бекмамбетов продюсировал картины «Убрать из друзей» и «Поиск» (ТАСС, апрель 2018):
— Насколько я знаю, уже готово семь фильмов в формате screenlife. Как этот формат придумали?
— В 2013 году разговаривал со своей коллегой по скайпу, она нажала на кнопку share screen ("демонстрация экрана"), чтобы я мог увидеть ее экран, на котором был постер "Елок". И потом забыла выключить кнопку, я на протяжении нескольких минут был свидетелем ее поступков, ее реакций, ее выбора. Она звонила кому-то, писала. Грубо говоря, я оказался внутри человека. И понял: экран компьютера — это и есть рентген души. И решил, что это и есть самое интересное для сегодняшних кинематографистов. Если мы хотим рассказывать про современного человека, нам нужно заглянуть в его телефон или компьютер. Камеры тут не нужны».
О поддержке отечественного кино за счет зарубежного (там же):
— В связи с прокатом фильма "Время первых", где вы были продюсером, впервые была озвучена идея, что государство будет жестко отстаивать приоритет в прокате русских фильмов. Как вы относитесь к этому?
— Нормально отношусь, с пониманием. Цель ясна. Главное, когда молишься, лоб не разбить. Как кратковременная мера это работает. Так делала Южная Корея, Китай. Просто для того, чтобы сбалансировать рынок. Но существует опасность, связанная с тем, что если не будут появляться хорошие российские фильмы, кинотеатры просто закроют. Сейчас такой проблемы нет. Пока эта политика никак не сказалась на рынке.
О «Елках» (Snob.ru, декабрь 2016): «У всех существует иллюзия, что у "Елок" нет колючек, что это такое беззубое кино. На самом деле в каждой новелле есть остросоциальные проблемы. Гастарбайтер съел в "Макдональдсе" обед депутата. Чеченский парень полюбил русскую девушку. И так далее. В этом наш принцип: поставить очень острый вопрос и благодаря Новому году, благодаря рождественской кутерьме, найти на него ответ».
О них же («Медуза», декабрь 2016): «Я считаю, что "Елки" — это мое авторское кино, мой арт-проект. Это лубочное кино. В живописи к наивному искусству обращались и Шагал, и Малевич. Лубочная культура внешне примитивна, но такой она и должна быть. Главное, что наш фильм соответствует тональности самого праздника: искренней и эклектичной. Просто у нас нет критиков и искусствоведов, которые бы были способны адекватно ее оценить».
О режиссуре и продюсировании (там же): «Все свои продюсерские проекты я с радостью бы снял как режиссер — просто мне не хватает на все сил. С другой стороны, когда я понимаю, что есть люди, которые сделают это лучше меня, то с удовольствием даю им эту возможность. Главное, чтобы то, что однажды родилось у тебя в голове, было реализовано. Режиссер — это ведь просто профессия, это человек, который реализует идею, но сама идея рождается раньше. Я чувствую себя соавтором всех своих фильмов, но не потому, что я физически кричал "мотор" или монтировал их, а потому что принимал участие в рождении концепции будущей картины».
4 факта о Тимуре Бекмамбетове
- Режиссер женат на художнице по костюмам и кинопродюсере Варваре Авдюшко. Вместе с супругой Бекмамбетов учредил фонд помощи детям с нарушениями иммунитета «Подсолнух». От первого брака у него есть дочь Жанна, художник-мультипликатор.
- Раскопал свою родословную до X века. Девиз рода Бекмамбетова звучит следующим образом: «Жить нужно там, где трава зеленая».
- В молодости Бекмамбетов всерьез думал о карьере художника. «И вот однажды после окончания института я поехал в Париж с целой папкой работ своих товарищей, меня там попросили их продать, — рассказывал режиссер. — Я отправился в разные галереи, ходил долго, и в итоге все закончилось в галерее, которая занималась русскими художниками. Тогда я понял, что настоящими авторами являются не художники, а галеристы, что авторство смещается от человека, который рисует, к тому, кто выставляет. И тогда я подумал, что, наверное, не буду художником».
- Много проработавший в США режиссер считает что американцы, «с одной стороны, очень отличаются от нас, а с другой, вообще не отличаются». «Мне кажется, что Америка очень похожа на Советский Союз 80-х годов: многонациональная страна с сильной идеологией, в основе которой лежит идея о самореализации человека. Я себя очень комфортно там ощущаю, для меня это расслабленная среда, в которой, кажется, ничего не может измениться», — говорит Бекмамбетов.
Материалы о Тимуре Бекмамбетове: