21 июля 2018, суббота, 05:29
Facebook Twitter VK.com Telegram

Геном коалы был прочитан учеными

Wikimedia Commons

Международная группа Koala Genome Consortium, объединяющая 54 ученых из семи стран, опубликовала прочитанную геномную последовательность коалы.

«Геном обеспечивает плацдарм для сохранения этого биологически уникального вида», – говорит профессор Кэтрин Белов (Katherine Belov) из Сиднейского университета. Генетические данные позволили узнать много нового не только о приспособлении коалы к питанию исключительно листьями эвкалипта, но также об иммунологии коал, разнообразии их популяций и эволюционной истории.

Геном коалы оказался больше человеческого, в нем более 3,4 миллиардов пар нуклеотидных оснований (у человека – примерно 3,1 миллиарда) и более 26 тысяч генов. Исследователи обнаружили, что у коалы имеется много дополнительных генов связанных с семейством метаболических ферментов цитохрома Р450. Они позволяют коалам нейтрализовать токсичные вещества, содержащиеся в эвкалиптовых листьях. Особенно сильно экспрессируются эти гены в печени коалы. «Вероятно, это помогло им найти свою нишу для выживания, так как они могут полагаться на источник пищи, на который не будет претендовать большое количество других видов, не способных его эффективно обезвреживать», – говорит профессор Ребекка Джонсон (Rebecca Johnson) из Исследовательского института Австралийского национального музея.

Другим открытием стали гены, определяющие состав молока коалы. Детеныши коалы, подобно другим сумчатым, рождаются на свет очень рано, всего после 34 – 36 дней беременности, но потом они полгода проводят в материнской сумке, питаясь молоком. За это время их развитие завершается. Идентифицированные учеными гены, позволяют коалам менять состав молока по мере развития детеныша, точно отвечая на нужды его развивающегося организма. Такие изменения имеют решающее значение для нормального развития детеныша. Присутствуют в молоке и белки, которые подавляют размножение нескольких видов патогенных грибков и бактерий, включая Chlamydia pecorum, который вызывает опасное заболевание у коал. Теперь новые данные, как надеются ученые, позволят создать вакцину от этой болезни.

Результаты опубликованы в журнале Nature Genetics.