19 марта 2024, вторник, 08:08
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 июля 2018, 09:06

Мемория. Алексей Рыбников

Алексей Рыбников
Алексей Рыбников

17 июля 1945 года родился композитор Алексей Рыбников 

 

Личное дело

Алексей Львович Рыбников (73 года) родился в Москве в семье художника-дизайнера Александры Алексеевны Рыбниковой. Его отцом был Лев Самойлович Беймшлаг — скрипач в джазовом оркестре Александра Цфасмана.

«Семья испытывала крайнюю нужду. Я привык, что у нас считали каждую копейку, каждый кусок хлеба. Мама была талантливым художником-дизайнером. Дома она делала очень красивые платки и шляпы и продавала их, чтобы прокормить семью», — рассказывал композитор.

Первые попытки писать музыку Алексей предпринял уже в детстве: в восемь лет он написал несколько пьес для фортепиано, в 11 — балет «Кот в сапогах».

С 1956 по 1962 год Рыбников учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В это время он продолжал свои композиторские опыты: написал множество произведений для фортепиано, органа, струнных и голоса. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию.

В 1963 году женился на девушке Татьяне. Чтобы содержать семью, в 1964-1966 годах работал концертмейстером ГИТИСа, в 1966 году был заведующим музыкальной частью Театра драмы и комедии.

Тогда же состоялся дебют Рыбникова в качестве кинокомпозитора. Он выступил автором музыки к киноленте «Всадник над городом» и короткометражному фильму «Лелька» в киноальманахе «Пробуждение».

В 1967 году у Рыбникова родилась дочь Анна. В том же году он с отличием окончил консерваторию, а в 1969 году — аспирантуру. За время обучения создал токкату и две сонаты для фортепиано, концерт для скрипки с оркестром, несколько песенных произведений.

С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции. В эти годы он написал музыку к фильмам «Остров сокровищ», «Большое космическое путешествие». Также создал несколько симфоний, концертов, каприччио для симфонического оркестра «Скоморох» и музыку к аудиосказке «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В 1975 году Рыбников написал музыку к первой в СССР рок-опере - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды поставил на сцене театра «Ленком» режиссер Марк Захаров. Главные роли исполнили Александр Абдулов и Николай Караченцов.

«Для композитора предстало очень широкое поле деятельности: чилийский и американский фольклор, темы любви к родине, к любимому человеку, лейтмотив Мечты и Смерти. Олицетворение Зла имеет свою музыкальную характеристику, но, к сожалению, эта тема, основанная на острых, интересных ритмах в аккомпанементе, в вокальной партии развивается незначительно, преимущественно речитативно. Светлая, прозрачная инструментовка, звучание флейты и акустической гитары, характерное для показа чилийской музыки, резко противопоставляется в спектакле шумному американскому стилю кантри. Здесь в первую очередь — банджо, фортепьяно, ударные с бубном, выходящий на авансцену солирующий квартет медных. И если в первом случае содержание, как правило, обращено внутрь, к человеческим чувствам, как нечто сокровенное (обращение Хоакина к далекой Родине, колыбельная Тересы), то во втором музыка и пение точно подкрепляются режиссером картинами американского образа жизни, сыгранного сатирично», — такой отзыв на оперу дала газета «Ленинская смена».

В том же году Рыбников уходит из консерватории и полностью посвящает себя кино и театру. Он пишет музыку к детскому фильму «Приключения Буратино», мультфильмам «Волк и семеро козлят на новый лад», «Вот какой рассеянный» на стихи Маршака, «Черная курица» по сказке Антония Погорельского.

В 1976 году у Рыбникова рождается сын Дмитрий.

В 1977 году композитор создает музыкальный ряд к сказке «Про Красную шапочку» и кинокомедии «Усатый нянь», в следующем – к серии мультфильмов о Муми-троллях.

В 1979 году Рыбников снова сотрудничает с Марком Захаровым. Его музыка, изначально написанная для спектакля «Самый правдивый» по пьесе Григория Горина, как и сама пьеса, стала основой для знаменитого телефильма «Тот самый Мюнхгаузен» с Олегом Янковским в главной роли. Премьера фильма состоялась на советском центральном телевидении 1 января 1980 года.

В 1979 году Рыбников получил звание самого популярного композитора во Всесоюзном хит-параде.

В 1980 году создал музыкальную дорожку к нескольким художественным фильмам, в том числе к научно-фантастической ленте Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» по сценарию Кира Булычева.

9 июня 1981 года на сцене театра «Ленком» состоялась премьера одной из самых известных советских рок-опер  — «Юнона и Авось», с музыкой Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского. В основе сюжета лежит история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери коменданта Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо.

Изначально Марк Захаров хотел в сотрудничестве с Рыбниковым создать музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве»

«Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по "Слову о полку Игореве", в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор "Слова". Я говорю: "У меня есть своя поэма, она называется "Авось!" о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме". Марк растерялся немножечко и сказал: "Давайте я почитаю". На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор», — вспоминал позднее Андрей Вознесенский.

В 1982 году был снят полнометражный фильм по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Главные роли исполнили: Андрей Харитонов (Хоакин), Алена Беляк (Тереса) и Александр Филиппенко (Смерть). Вокальные партии Хоакина и Смерти исполнил Геннадий Трофимов. Несколько произведений к фильму записала рок-группа «Интеграл» Бари Алибасова, музыканты сыграли роль рейнджеров в экранизации рок-оперы. Таким образом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стала первым русским мюзиклом, воплощенным в трех формах  — альбом, спектакль кинофильм.

Тогда же вышла на диске аудио-версия оперы «Юнона и Авось». Однако она сразу же попала под запрет, который был снят только в следующем году, когда Рыбаков выиграл суд у Минкультуры СССР. В том же 1983 году благодаря вмешательству знаменитого французского модельера Пьера Кардена постановку Захарова впервые выпустили на гастроли за рубеж. Заграничная премьера прошла в Париже, затем рок-оперу увидели в Нью-Йорке на Бродвее.

В 1983 году Рыбников написал музыку к детскому фильму «Сказка о звездном мальчике» по сюжету Оскара Уайльда.

В 1988 году, в разгар Перестройки,  композитор основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. Этот театр, разместившийся в маленьком, отремонтированном им за свой счет подвале на Арбате, стал для композитора творческой мастерской. У москвичей появился новый театр с залом на 40 мест, с лабораторией светоэффектов, с компьютерной световой системой. 

В 1989 году Рыбникову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В том же году общий тираж проданных дисков с музыкой Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. Фирма «Мелодия» наградила композитора «золотым диском»

В 1992 году в объединении «Современная опера» была представлена публике музыкальная мистерия Рыбникова «Литургия оглашенных», над которой он работал в 1983-1989 годах.

В конце 1994 года — начале 1995 года гастроли театра «Современная опера» с большим успехом прошли в США. Вице-президент Universal Pictures высоко оценил «Литургию оглашенных», заметив, что «эта блестящая музыкальная драма — без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов».

В 1998 году Рыбников написал балет «Вечные танцы любви» — хореографическое «путешествие» влюбленной пары в прошлое и будущее.

В 1999 году по распоряжению московской мэрии при комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова. В том же году маэстро было присвоено звание народного артиста России.

В 2000 году в Государственном доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»).

В 2001 году по приглашению международной корпорации «Лексмарк» и Музыкального фонда Норвегии Алексей Рыбников восстановил утраченную партитуру балета «Сны Бальдра» норвежского композитора Геера Твайта по мотивам скандинавского эпоса. Премьера состоялась в мае 2002 года на фестивале в Бергене. 

В 2002 году на экраны вышел фильм режиссера Николая Лебедева «Звезда» по одноименной повести Эммануила Казакевича с музыкой Рыбникова. Эта работа принесла композитору звание лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства 2002 года, а также награды национальных кинематографических фестивалей: Национальную кинематографическую премию «Ника», Национальную премию в области кинематографии «Золотой орел», премию «Золотой овен».

В 2005 году впервые прозвучала Пятая симфония композитора «Воскрешение мертвых» для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг ветхозаветных пророков.

В том же году театр Алексея Рыбникова представил мюзикл «Буратино». А композитор был удостоен ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского Русской православной церкви.

В 2006 году вышли сразу три фильма, автором музыки к которым выступил Алексей Рыбников — комедия Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной», фэнтези «Волкодав из рода Серых Псов» и фильм-сказка Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Тогда же композитор стал кавалером ордена Дружбы.

В новогодние праздники 2006-2007 годов театр Алексея Рыбникова показал премьеру нового шоу «Красная шапочка».

В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения — Concerto Grosso «Синяя птица» и «Северный сфинкс».

Осенью 2008 года театр Алексея Рыбникова поставил рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

В 2009 году специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы «Юнона и Авось».

В 2010 году состоялась мировая премьера концерта-симфонии для виолончели и альта Алексея Рыбникова. Тогда же композитор вошел в состав Патриаршего совета по культуре, стал кавалером ордена Почета и был удостоен почетной премии «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» Российского авторского общества.

В 2010-2011 годах композитор написал современную оперу «Война и мир» на основе романа Льва Толстого. Опера создана на основе либретто, написанного самим композитором, и получила рабочее название «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого "Война и мир"». Фрагменты оперы были представлены в спектакле театра Алексея Рыбникова «Аллилуйя любви» в сентябре 2012 года.

В феврале 2012 года Рыбников стал доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина.

В декабре 2014 года Театр Алексея Рыбникова представил премьеру хореографической драмы композитора «Глазами клоуна».

В 2015 году в театре состоялись премьеры «Война и мир», возрожденной постановки оперы-мистерии «Литургия оглашенных» и детского музыкального спектакля «Волк и семеро козлят».

В 2017 году Рыбников вернулся к «Литургии оглашенных», на основе которой снял одноименный фильм, впервые выступив как режиссер. Картина должна выйти на экраны в 2018 году.

 

 
Алексей Рыбников на церемонии вручения Премии Президента России в области литературы и искусства

Чем знаменит

Алексей Рыбников — один из самых плодовитых современных российских композиторов, автор музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным спектаклям, а также знаменитым советским рок-операм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось».

 

О чем надо знать

Хотя Рыбников фактически проложил рок-музыке дорогу на советскую сцену и часто находился в конфликтных отношениях с властью, которая с подозрением относилась к его «авангардизму», однако к диссидентам, то есть идейным противникам советской власти, он себя никогда не относил.

«Диссиденты для меня — это люди, которые отталкивались от инициативы противника, от советской власти. И вся их энергия была в том, что они "против режима". Но убери эту власть — и у них ничего не остается. Энергии неоткуда взяться. А мы старались эту власть не замечать, как плохую погоду», — объяснял Рыбников. 

 

Прямая речь

О детских мечтах: «Я не собирался быть композитором и маме говорил, что буду хозяином музыкального театра. Ну, может, не хозяином, но что у меня будет свой музыкальный театр. Первый свой театр я сделал в подвале того дома, где жил, и это все было очень похоже на сказку "Буратино": и спуск в подвал, и сам театр. Я себя чувствую победившим Буратино, у которого свой театр».

О «Юноне и Авось»: «Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек  два-три раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться».

Об истории семьи (интервью журналу «Итоги» от 18 февраля 2013 года): «Точно знаю, что моего прадедушку звали Иваном Рыбниковым, он был адвокатом и жил в Петербурге. Мой дедушка Алексей Иванович Рыбников священником тоже не был. В 60-70-е годы XIX века их семья разорилась, и он молодым человеком ушел на юг, под Ростов-на-Дону, в станицу Нижне-Чирская. Там его приютила и взяла на работу немецкая семья Бушманов: Карл и Анна Кирилловна. И он работал в "Аптеке Бушмана", пока не встретил мою бабушку Анну Степановну Филатову, дочь генерала медицинской службы. Они поженились, и в 1912-м родилась моя мама Александра Алексеевна Рыбникова. <…> Когда он (1917 год – прим. "Полит.ру") наступил, у донских казаков все закачалось и затрещало. Был момент, когда семейство вывели на балкон и уже хотели было расстрелять, но народ заступился: генерал-то медицинской службы, и ничего, кроме добра, от нашей семьи не видели. Но через день бабушка и дедушка повстречали разъезд красных. Бабушка защищала мужа руками, ей прострелили палец. В тот же день она нашла убитым на улице своего отца Степана Михайловича Филатова. Ее брата Анатолия, полковника царской армии, красные вынуждали снять погоны. Не хотели просто так убивать, искали повод. Но он им ответил: "В моем возрасте погоны уже вросли в тело". И застрелился. Другой брат, Николай, был убит на Первой мировой, с фронта прислали его очки и Евангелие. Третий, Георгий, погиб в Петербурге, сестра Лидия уехала за границу, а сестра Валентина вышла замуж за красного командира по фамилии Софронов, начальника каких-то железных дорог. После этого дедушка и мама с пятилетней дочкой перебрались в Москву, в десятиметровую комнатку на 3-й Тверской-Ямской, дом 32, кв. 30. И в этой самой комнатке они жили, пока дедушка не умер от тифа, заразившись в трамвае. В 1944-м мама встретила папу. А в 45-м родился я и провел в этой комнатке первые 14 лет жизни - поступил в школу, учился играть на фортепиано <…> Выбрались мы из этой комнатки благодаря письму председателя Союза композиторов Тихона Николаевича Хренникова, которому папа принес мои ноты. Хренников посмотрел и сказал: "Талантливый парнишка". И написал письмо председателю Моссовета с просьбой помочь. Помогли. В 57-м на бульваре Карбышева, около Серебряного Бора, у нас появилась отдельная однокомнатная квартира. И там ванна, горячая вода! По тем временам это было что-то невероятное. Ведь раньше мы ходили мыться в баню в Оружейном переулке».

 

9 фактов об Алексее Рыбникове

  • Родители Алексея Рыбникова вступили в брак лишь спустя 16 лет после рождения сына, поэтому ему досталась фамилия матери.
  • Рыбникова крестили сразу после рождения, он был воспитан в православных традициях.
  • В консерватории по классу композиции учился у одного из крупнейших советских композиторов и дирижеров Арама Хачатуряна.
  • Рыбникова к написанию музыки для рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» рекомендовал поэт-песенник Юрий Энтин
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» шла на сцене театра «Ленком» 17 сезонов и была показана 1050 раз. Перед постановкой цензура 11 раз отклоняла оперу.
  • Первое публичное прослушивание аудио-версии оперы «Юнона и Авось» состоялось 9 декабря 1980 года в московской церкви Покрова на Филях.
  • Первой роль Кончиты из «Юноны и Авось» в 1980 году исполнила дочь Рыбникова Анна. Девочке на тот момент исполнилось 13 лет.
  • Дочь Рыбникова Анна стала кинорежиссером, сын Дмитрий пошел по стопам отца, став композитором и музыкантом.
  • Композитор женат вторым браком. Вторую жену, как и первую, зовут Татьяной.

 

 Материалы об Алексее Рыбникове

Статья о рок-опере «Юнона и Авось»

Биография Алексея Рыбникова

Материал об Алексее Рыбникове на сайте Культура.РФ

Биография Алексея Рыбникова

Справка об Алексее Рыбникове на сайте РИА Новости

Статья об Алексее Рыбникове в русской Википедии

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.