11 декабря 2018, вторник, 10:25
Facebook Twitter VK.com Telegram

02 августа 2018, 10:58

Ученые раскрыли механизм воздействия талидомида

Структура молекулы талидомида
Dana-Farber Cancer Institute

Спустя 60 лет после прогремевшей на весь мир истории с талидомидом – успокоительным и снотворным средством, которое, как оказалось, вызывает тяжелые аномалии в развитии эмбриона, ученые наконец сумели полностью выяснить, как именно талидомид приводил к таким последствиям.

Популярность талидомида пришлась на 1950-е годы. Особенно его рекомендовали женщинам во время беременности в качестве средства от тошноты. К концу 50-х талидомид в некоторых странах стал вторым по потреблению лекарством после аспирина. В начале 60-х было обнаружено, что талидомид вызывает частое появление врожденных уродств у детей, если мать его принимает во время беременности. Среди последствий талидомида часто встречались отсутствие ушных раковин, длинных костей рук и ног (фокамелия), нарушение работы почек, печени, пищеварительной и мочеполовой систем. Препарат был запрещен в 1961 году, но его жертвами успели стать до 12 тысяч детей, из которых около семи тысяч умерли в раннем возрасте, а остальные остались инвалидами.

В 1980-е годы исследование показало, что талидомид был смесью двух энантиомеров – молекул, представляющих собой зеркальные копии друг друга. Причем только один из этих энантиомеров оказывает губительное действие на эмбрион. Правда, применять талидомид все равно оказалось невозможным, даже если его тщательно очистить от вредного энантиомера, так как энантиомеры талидомида способны переходить друг в друга прямо в организме человека.

Теперь исследование показывает, что тератогенный вариант талидомида способствовал разрушению большого количества факторов транскрипции – клеточных белков, регулирующих активность генов. В частности, на один из этих белков (SALL4), который влияет на деятельность генов, связанных с ростом конечностей и некоторых внутренних органов. При мутациях в гене этого белка люди рождаются с неполным числом пальцев, дефектами глаз и ушей и другими проблемами, которые встречались и у детей, перенесших воздействие талидомида. Ученые установили, что при применении талидомида данный белок мог полностью исчезать из клеток.

«Сходство между врожденными дефектами, связанными с талидомидом, и теми, у  имеются у людей с мутированным геном SALL4, поразительно», – говорит старший автор нового исследования Эрик Фишер (Eric Fischer) из Института онкологических заболеваний Дана-Фарбера (Dana-Farber Cancer Institute). Значение данного исследования не только историческое. Сейчас разрабатывается ряд новых медицинских препаратов, химическая структура которых напоминает талидомид. Их терапевтический эффект основан на способности вызывать деградацию определенных белков. Но для проверки безопасности будущих лекарств необходимо знать, в каких случаях они могут воздействовать на жизненно необходимые белки организма.

Исследование опубликовано в научном журнале eLife.