19 марта 2024, вторник, 12:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 августа 2018, 00:00

Мемория. Василий Аксенов

Василий Аксенов
Василий Аксенов

20 августа 1932 года родился писатель Василий Аксенов, автор «Московской саги» и романа «Остров Крым».

Личное дело

Василий Павлович Аксенов (1932-2009) родился в Казани. Его отец, Павел Васильевич, входил в бюро Татарского обкома партии и в 1935 году возглавил горсовет, а мать — Евгения Гинзбург — преподавала историю в Казанском педагогическом институте, заведовала отделом культуры в газете «Красная Татария» и писала статьи для «Литературной газеты». У каждого из них были дети от предыдущих браков: у Аксенова — дочь Майя, у Гинзбург — сын Алексей. Василий стал их единственным общим ребенком.

О первых годах детства будущий писатель сохранил лишь смутные, но приятные воспоминания. Они жили в большой квартире, у отца был личный водитель, за детьми присматривала няня Фима, которая ласково называла Аксенова-младшего «батюшкой», любила купать в корыте и целовала пятки. Родители часто уезжали по работе, но когда возвращались, устраивали праздник для друзей и соседей — с подарками, угощением и танцами под патефон.

В 1935 году одного из сотрудников «Красной Татарии» — профессора истории Николая Эльвова — обвинили в троцкизме, арестовали и через некоторое время расстреляли. Евгении Гинзбург как его начальнице сделали выговор за «потерю большевистской бдительности», потом лишили права преподавать, исключили из партии, а в феврале 1937 года также арестовали.

Тогда же был снят с должности председателя горсовета Павел Васильевич — за «невыполнение постановления ВЦИК о перестройке работы Совета и антигосударственную практику работы». Ему вменили незаконный расход 710405 рублей 47 копеек на дачи для номенклатуры, хотя их строительство было согласовано «наверху» и одобрено прокуратурой, проверявшей все решения горкома.

Гинзбург приговорили к 10 лет тюрьмы с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества по статье о групповом терроризме. Вскоре бабушку и дедушку Василия Аксенова по материнской линии арестовали как «родителей врага народа», дед не вынес испытаний и сгорел от чахотки.

Отец писателя «за контрреволюционную вредительскую деятельность» был приговорен к казни, которую заменили 15 годами лагерей. Старших брата и сестру забрали родственники, а маленького Васю им не отдали: он был отправлен в распределитель НКВД.

«Я помню только огромную спальню — там было около ста детей. Помню почему-то, что они постоянно дрались подушками. Видимо, мои родственники сначала не знали, где я, а потом нашли и стали появляться за зоной: из окна я видел то и дело фигурку бабушки или тети. А потом нас стали развозить по специальным детским домам — родственникам они нас не отдавали, все их просьбы отметали», — вспоминал потом Аксенов.

Из распределителя он попал в костромской детдом, где держали детей заключенных. Там мальчик провел полгода, пока родные отчаянно пытались его забрать.

«Я, брат врага народа П.В. Аксенова, находящегося в настоящее время в Казанской тюрьме №2, прошу… Заверяю вас, что Васильку будет у меня неплохо, ибо я педагог, люблю детей вообще, а его в особенности. С братом с 1934 года связи не имел, а до 1934 года — связь формальную. Я обязуюсь обеспечить его всем необходимым, посвятить свою жизнь его образованию и коммунистическому воспитанию. Я прошу вас разрешить Васильку жить в Казани у моей сестры Ксении Аксеновой и моей матери Евдокии Аксеновой, которым я буду посылать средства… Как только я устроюсь, Вася переедет ко мне. Еще раз убедительно прошу вас, верните мне моего племянника. Он будет счастлив. Я люблю его как своего сына», — писал в органы дядя мальчика Адриан Аксенов, сам потерявший работу из-за ареста брата и невестки.

Василий потом будет рассказывать историю своего вызволения так: «Ему (Адриану) нечего было терять, и он стал смелее. У него было двое своих детей. Он мне сам рассказывал потом: перестал бояться. Выпив большой стакан водки, он пришел в НКВД и стучал там по столу кулаком… Ему дали разрешение, и он вытащил меня оттуда. Это колоссально — то, что он сделал, потому что в таких домах меняли идентификацию — имя, фамилию ребенка, и потом его уже невозможно было узнать. Таких детей отдавали туда, где нужна была рабочая сила».

Дядя привез мальчика в Казань и передал своей сестре Ксении. Та отправила его к бабушке Ребекке — матери Евгении Гинзбург. Похоронившая мужа, потерявшая дочь, она умоляла отдать ей внука. Но женщина была не в себе, она целые дни проводила, сидя неподвижно, словно в прострации. Василий называл ее «бякой» и упрашивал тетю Ксению забрать его к себе.

Это и произошло, когда настала пора отдавать мальчика в школу. Среди его одноклассников было еще шесть «детей врагов народа». Ближе к старшим классам родных Василия вызвали в отдел народного образования и предложили «избавить от обузы» — перевести его в фабрично-заводское училище, чтобы он получил специальность и в 16 лет начал зарабатывать себе на хлеб.

В 1948 году Евгения Гинзбург (она к тому времени вышла из лагеря, но оставалась в ссылке) добилась права увидеться с сыном, и Василий поехал в Магадан, где заново познакомился с собственной матерью. Она жила в бараке со ссыльным врачом, русским немцем Антоном Вальтером, репрессированным за анекдот, и трехлетней сиротой Антониной, которую они удочерили.

Аксенов прожил в Магадане целый год и окончил там школу. Гинзбург впоследствии описала встречу с сыном в мемуарах «Крутой маршрут», а он много лет спустя, в 1975 году, вспомнит свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог». Это слово как нельзя лучше характеризовало его ощущения от поездки к матери.

Он переживал, что совсем ее не знает. Но опасения оказались напрасными. «Когда мы встретились в Магадане, то сразу нащупали общую тональность. Она читала мне стихи… Я узнал от нее массу того, что было запрещено тогда из литературы... Как раз в Магадане я и начал стишки писать. Воображал себя поэтом. Но поступил на медицинский факультет. Мама и отчим уговорили: "В лагерях врачам легче". Очевидно, вам ясно, какое у мальчика подразумевалось будущее», — рассказывал потом Аксенов в интервью.

Вернувшись из Магадана, Василий поступил на медицинский факультет Казанского университета. Но интересы его лежали в иной плоскости. «Первая публикация моя состоялась в 52-м году в газете "Комсомолец Татарии": выиграл конкурс студентов на лучшее стихотворение. Прозу начал писать в конце института», — вспоминал Аксенов впоследствии.

Они с друзьями увлекались фехтованием и джазом, посещали музыкальные вечеринки. Василий урвал в комиссионке пальто из верблюжьей шерсти, сданное туда неким джазовым музыкантом, и вообще старался одеваться так, чтобы привлекать к себе внимание.

Аксеновым заинтересовался ректор. Через несколько лет отец Василия, заступаясь за сына, напишет в обком КПСС: «В 1953 и 1954 гг. "бдительный" директор Казанского мединститута по соображениям биографического характера, дважды исключал моего сына из мединститута. К счастью, оба раза министерство здравоохранения СССР отменяло приказ "бдительного" директора и восстанавливало моего сына в правах студента мединститута».

После четвертого курса, когда тетка по материнской линии предложила переехать к ней в Ленинград, Аксенов, издерганный двумя исключениями, чудом сумел перевестись в 1-й Ленинградский медицинский институт. Тогда же реабилитровали Евгению Гинзбург, а на следующий год — Павла Аксенова.

Василий начал встречаться с Кирой Менделеевой — дочерью комбрига Лайоша Гавро и внучатой племянницей известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой, основательницы и первого ректора Ленинградского педиатрического медицинского института. «Кира кончала институт иностранных языков и пела разные заграничные песенки очень здорово», — будет вспоминать потом Аксенов в интервью.

Судя по переписке с отцом, молодой медик сомневался, правильный ли сделал выбор, а Павел Васильевич убеждал его взяться за ум и жениться.

Но у Аксенова на уме была отнюдь не жеиитьба: он добился распределения в Балтийское морское пароходство — врачом на суда дальнего плавания, хотел побывать в других странах. Родители, узнав об этом, пришли в ужас.

«Надо было, безусловно, ехать на участок, тем более что места были очень приемлемые — в Эстонии и в Ленинградской области. Только там ты мог действительно стать врачом. Здесь же ты растеряешь даже то немногое, что приобрел в институте», — писала ему расстроенная мать.

«Начинать надо не с этого. Прежде всего ты должен решить вопрос: какое место в жизни ты должен занять, и какими средствами достигнуть этой цели. Все прочие вопросы следует решать с этих позиций. Я сто раз твердил тебе, что ты должен быть хорошим врачом», — вторил ей отец.

Василий был настроен романтически и решительно, но его мечты внезапно разбились: как сыну репрессированных (хотя на тот момент оба были реабилитированы) ему отказали в выдаче выездной визы. В итоге работал он врачом в Ленинградском морском порту, в поселке Вознесение на Онежском озере, в Московском областном туберкулезном диспансере.

Тяга к творчеству побуждает Аксенова писать, и наступившая «оттепель» дала ему шанс быть прочитанным. В 1959 году он послал пару своих рассказов в недавно созданный журнал «Юность», главред которого — известный писатель Валентин Катаев — принял их, не дочитав, впечатленный двумя метафорами.

В это время Аксенов, наконец, женится на верной Кире, и через год у них родился сын Алексей. Они жили в крошечной каморке в общежитии с единственным туалетом на 50 комнат, но были счастливы.

Спустя два года в «Юности» вышли первые крупные произведения Аксенова — повесть «Коллеги» и роман «Звездный билет» (оба через год были экранизированы). Критики отметили, что автор вложил в уста своих героев городской молодежный сленг, и это был не единственный лексический «эксперимент» писателя.

На волне невероятной популярности шестидесятников вдохновленный первыми успехами новичок вошел в круг «богатырей совписа» — Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и других. Биографы Аксенова отмечают, что в то время у него началась «вторая жизнь», резко отличающаяся от многолетних мытарств.

Он демонстрирует не только талант, но и впечатляющую трудоспособность, плодами которой стали многочисленные рассказы, повести и романы. В 1960-х по разным журналам публикуются его «Апельсины из Марокко», «На полпути к Луне», «Товарищ Красивый Фуражкин», «Катапульта», «Пора, мой друг, пора», «Затоваренная бочкотара», «Жаль, что вас не было с нами».

Олег Ефремов ставит в театре «Современник» пьесу Аксенова «Всегда в продаже», на сцене — Олег Табаков, Людмила Гурченко, Татьяна Лаврова, Михаил Казаков, Евгений Евстигнеев. Кроме того, писатель работает в редколлегии журнала «Юность».

Известность и популярность плохо сказываются на семейной жизни Аксенова. Он много ездит, выступает в Домах творчества, отдыхает с другими литераторами, не отказывая себе в общении с женщинами. «Разные приключались приключения», — говорил он сам в интервью. Кира, которая, по его словам, после рождения сына располнела и изменилась в характере, устраивала сцены ревности.

Несмотря на «оттепель», отношения Аксенова с властью оставались напряженными. В марте 1963 года Никита Хрущев устроил в Кремле встречу с творческой интеллигенцией, на которой подверг Вознесенского разгромной критике. Аксенову он заявил: «Вы нам мстите за смерть отца!» (видимо, не зная, что Аксенов-старший жив). Когда писатель собщил Хрущеву об этом, тот сменил обвинение: «Вы плюете в котел, из которого пьете!»

Причиной скандала стал донос польской писательницы Ванды Василевской, которая при личной встрече с Хрущевым обвинила Вознесенского и Аксенова в идеологической диверсии — процитировала интервью, данное ими польской газете. Они «посмели утверждать», что соцреализм — не главный и не единственный метод советского искусства.

В середине 1960-х Аксенов с Кирой едут на отдых в Ялту, где Белла Ахмадулина знакомит его с Майей Кармен — женой легендарного советского режиссера и кинооператора Романа Кармена. Тот, будучи на 24 года старше супруги, тяжело восстанавливался после инфаркта. Вскоре Кира вернулась в Москву, а между Аксеновым и Майей начался роман. Жена писателя требовала, чтобы он остался с ней и сыном, в свою очередь ослабевший от болезни Кармен упрашивал Майю его не бросать.

После смены генсека «оттепель» сменилась «застоем». В 1966 году Аксенов присоединился к участникам затевавшейся на Красной площади акции протеста против предполагаемой реабилитации Сталина и был задержан дружинниками. В последующие два года он подписал ряд писем в защиту диссидентов (первый политический судебный процесс над писателями — Даниэлем и Синявским — состоялся в 1966 году) и получил за это от Московского отделения Союза писателей СССР выговор с занесением в личное дело.

Аксенова стали печатать гораздо реже. В 1968 году выходит его пародия на шпионский роман «Джин Грин – неприкасаемый» (написана в соавторстве с Григорием Поженяном и Овидием Горчаковым), а в 1971 году повесть о Леониде Красине «Любовь к электричеству» в серии «Пламенные революционеры» издательства «Политиздат». С интервалом в два года была опубликована детская научно-фантастическая дилогия — «Мой дедушка – памятник» (1972) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1976).

Параллельно Аксенов пишет роман «Ожог», который сам признает абсолютно антисоветским. Понимая, что шансов на его издание нет, и опасаясь репрессий, писатель пересылает рукопись на Запад. Он надеялся, что книгу опубликуют там, и западная общественность в случае чего встанет на его защиту.

Об «экспорте» аксеновского романа стало известно властям, но поскольку рукопись успела оказаться за границей, автору, наоборот, сделали определенные послабления — в обмен на то, чтобы «Ожог» не попал к иностранным издателям. Аксенов продолжает выезжать за пределы родины, в частности, читает лекции в зарубежных университетах. До конца 1970-х его рассказы периодически печатают в журналах — именно тогда выходят «Вне сезона» и «В поисках жанра». Он же пишет второй антисоветский роман — свой знаменитый «Остров Крым» (1977-1979).

Отношения Аксенова с Майей Кармен не прекращались с момента их встречи. «Все происходило постепенно и, в общем, уже довольно открыто. Мы много раз встречались на юге, и в Москве тоже. Я еще продолжал жить с Кирой, но мы уже расставались. Конечно, было непросто, но любовь с Майей была очень сильная... Мы ездили повсюду вместе. В Чегет, в горы, в Сочи. Вместе нас не селили, поскольку у нас не было штампа в паспорте, но рядом», — рассказывал потом писатель в интервью.

В 1978 году умирает Роман Кармен. Майя активно включается в затеянный Аксеновым проект — самиздатовский неподцензурный альманах «Метрополь». В его подготовке участвовали Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Виктор Ерофеев и Евгений Попов.

Сборник демонстрировал определенную лояльность к властям (в него, например, сознательно не включили произведения преследуемых в то время писателей-диссидентов Войновича и Владимова). Тираж, напечатанный в 1979 году, был мизерным — всего 12 машинописных экземпляров. Но один из них был передан в США, да и сам факт, что «Метрополь» миновал советскую цензуру, вызвал бурную реакцию.

Двух молодых участников альманаха — Ерофеева и Попова — исключают из Союза писателей, после чего Аксенов демонстративно выходит оттуда сам. Критика громит ранее изданные его произведения, называя их «несоветскими» и «ненародными». Друзья и близкие убеждают писателя, что надо покинуть страну. Он женится на Майе, и в 1980 году они уезжают во Францию. Историю «Метрополя» Аксенов через пять лет расскажет в романе «Скажи "изюм"».

Из Франции он отправился в США, после чего был лишен советского гражданства. В Америке писатель прожил до 2004 года. Стал профессором русской литературы в различных университетах США: Университете Дж. Вашингтона (GWU) (1982—1983), Гаучер-колледже (Goucher College)(1983—1988) и Университете Джорджа Мейсона (GMU) (1988—2009).

В течение первых десяти лет эмиграции Аксенов активно сотрудничал с «Голосом Америки» и «Радио Свобода», журналом «Континент» и альманахом «Глагол». В 2004 году очерки, которые он читал на радио, были объединены в сборник «Десятилетие клеветы».

Романы, написанные Аксеновым в СССР, но не изданные, были опубликованы в США: это «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981) и сборник рассказов «Право на остров» (1981).

Кроме того, в США вышли новые произведения Аксенова — «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи "изюм"» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Желток яйца» (1989, на английском), трилогия «Московская сага» (1989-1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996), «Кесарево свечение» (2000).

В 1989 году писатель после девяти лет эмиграции впервые посетил СССР, а через год ему вернули советское гражданство. Они с Майей обосновались в Москве. Государство выделило ей квартиру в доме на Котельнической набережной — взамен когда-то отобранной у ее покойного супруга Романа Кармена.

В начале 1990-х Аксенов активно поддерживал приход к власти Бориса Ельцина и гайдаровские реформы, заявляя, что Гайдар «дал пинка матушке-России».

В 2004 году в журнале «Октябрь» был опубликован роман Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки», получивший русского «Букера». В том же году его трилогия «Московская сага», написанная 12 лет назад, была экранизирована в виде 24-серийного телефильма. В 2005 году Аксенов выпускает книгу воспоминаний «Зеница ока» — фактически личный дневник, а в 2007 году выходит его роман «Редкие земли».

15 января 2008 года писателю внезапно стало плохо за рулем автомобиля (как выяснилось впоследствии, у него случился инсульт), неуправляемую машину занесло, и она чудом не попала в аварию. Аксенова привезли в московскую больницу №23, а через сутки перевели в НИИ имени Склифосовского, где удалили тромб из сонной артерии.

Долгие месяцы писатель провел в коме. Рядом с ним были жена и ее дочь от первого брака Алена, любившая Аксенова как родного отца. В марте 2009 года из-за новых осложнений пришлось делать операцию в НИИ имени Бурденко.

Друзья и близкие сделали все возможное, чтобы за спасение Василия Павловича взялись светила российской науки. Но и они оказались бессильны: 6 июля 2009 года Василий Аксенов скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

 
Василий Аксенов. Орлеан. 1983г.

Чем знаменит

Писатель Евгений Попов как-то сказал, что «из джинсовой куртки Аксенова, как из "Шинели" Гоголя, вышла вся современная русская литература». При всей художественной неоднородности аксеновского творчества, в широком смысле оно посвящено шестидесятнику как особому типу человека — балансирующему между свободой и несвободой, между протестом и необходимостью выживать, между творчеством и доходом, между любовью к родине и ненавистью к государству. Критики отмечают, что под видом жителей острова Крым Аксенов на самом деле изобразил не потомков белогвардейцев (хотя это следует из сюжета), а «тусовку литераторов» из близких ему 1960-х.

 

О чем надо знать

В октябре 2009 года, уже после смерти писателя,  был издан его последний законченный роман — «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Аксенов вывел в нем своих современников-шестидесятников — Роберта Рождественского, Евтушенко и Ахмадулину, Романа Кармена, Андрея Вознесенского, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого и Марину Влади, Андрея Тарковского и других.

В ноябре 2009 года в Казани открылся Музей творчества Василия Аксенова — в том самом доме, где писатель провел детство.

В последующие годы были опубликованы ранее не издававшиеся произведения Аксенова — незавершенный автобиографический роман «Ленд-лизовские», сборник «Логово льва. Забытые рассказы», эссе и дневники «Одно сплошное Карузо», сборник писем «Ловите голубиную почту», очерки и публицистика «Остров личность».

Биографы Аксенова любят говорить, что он прожил четыре жизни (так называется книга Виктора Есипова — «Четыре жизни Василия Аксенова»): первую — под клеймом «сына врагов народа», вторую — одного из ярчайших представителей отечественной литературы 1960-х годов, третью — в эмиграции и четвертую — на больничной койке после инсульта, когда одно за другим выходили его незаконченные и ранее неизданные произведения.

 

Прямая речь

Василий Аксенов о себе: «Я… понимал, что я – не советский человек. Совершенно категорично: не советский».

Павел Аксенов в письме сыну (1957): «Я не знаю твоих писательских возможностей, но мне кажется, что едва ли ты сумеешь использовать эти возможности, если они даже имеются у тебя».

Михаил Веллер об Аксенове: «Аксенов был номером первым в советской литературе в свободной, неофициальной табеле о рангах в той эпохе, которая воспринималась свободной поколением, которое выскочило из-за сталинской проволоки».

Дмитрий Быков об Аксенове: «Аксенов — это счастливые и страшные сны шестидесятых и семидесятых, и расшифровывать их сегодня некому».

Аркадий Арканов об Аксенове: «Всегда у него была привычка ко всем моментам – и приятным, и чрезвычайно неприятным – относиться с некоторой усмешкой, может быть, и с грустной усмешкой, но усмешка была, он не подавал виду. Не подавал».

Анатолий Гладилин об Аксенове: «Его работоспособность была совершенно фантастической. Писать по книге в год – это не то что достижение, это какой-то рекорд. Причем у Аксенова это не было сверхзадачей, он жил этим, для него это была радость. Это тоже совершенно потрясающее, удивительное свойство для писателя».

Василий Аксенов о второй жене: «В конце 60-х перелом в моем мироощущении был отчасти связан с общим поколенческим похмельем (Чехословакия, брежневизм, тоталитаризм). Мне казалось, что я проскочил мимо чего-то, что могло осветить мою жизнь и мое письмо. И вот тогда, в 1970-м, в Ялте я встретил Майю. Мы испытали очень сильную романтическую любовь, а потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться».

Василий Аксенов в письме Иосифу Бродскому, грубо и пренебрежительно отозвавшемуся о романе «Ожог» в беседе с американским издателем: «С трудом, но все-таки допускаю, что ты ни шиша не понял в книге. Мегаломаническое токование оглушает. Сейчас задним числом вспоминаю твои суждения о разных прозах в Мичигане, с которыми спорить тогда не хотел, просто потому что радовался тебя видеть. Допускаю подобную глупую гадость по отношению к врагу, само существование которого ослепляет и затуманивает мозги, но ведь мы всегда были с тобой добрыми товарищами. Наглости подобной не допускаю, не допустил бы даже и у Бунина, у Набокова, а ведь ты, Иосиф, ни тот ни другой».

 

10 фактов о Василии Аксенове

  • Критики на родине любили называть Аксенова «советским Хемингуэем», а в США — «новым Львом Толстым».

  • Аксенов вывел самого себя в «Московской саге» — в образе студента Васи, второстепенного персонажа. Кроме того, в тексте упоминается его мать Евгения Гинзбург.

  • В одной из книг Аксенов приводит диалог своего отца, которого назвал «старболом» (старым большевиком), с высокопоставленным партийным функционером. На ехидный вопрос: «Как получилось, что вы, большевик с огромным стажем, ленинская гвардия, вырастили сына – антисоветчика?», отец писателя ответил: «Да это ведь вы его вырастили. А я тогда сидел».

  • В детской повести «Мой дедушка — памятник» (1969) Аксенов писал о приключениях советского пионера Гены Стратофонтова в вымышленной стране Большие Эмпиреи. Логическим завершением этой истории стал роман «Редкие земли» (2007), действие которого происходит 30 лет спустя. Его главный герой — олигарх Ген Стратов, прототипом которого стал Михаил Ходорковский.

  • В романе «Новый сладостный стиль» (1997) — об августовском путче 1991 года — Аксенов описал, как соавтор сталинского гимна СССР Сергей Михалков, шлепая в «верблюжьих тапочках» по площади Восстания, сочиняет на ходу слова нового гимна, гимна демократической России: «Борцов демократии, сильных, свободных, / Сплотила навеки великая Русь…». В 2000 году Михалков действительно перепишет советский гимн, убрав из него советские реалии.

  • Писатель Юлиан Семенов — автор «Семнадцати мгновений весны» — был хорошим другом Романа Кармена, с женой которого Майей у Аксенова бурно развивался роман. Как-то Семенов закричал Аксенову: «Отдай Роме Майку!» «Чуть меня не побил», — любил потом рассказывать тот.

  • Готовясь к эмиграции, Аксенов был раздавлен известием о том, что Иосиф Бродский, имевший большой авторитет у американских издателей, назвал его роман «полным г..ном». Речь шла об «Ожоге», на публикацию которого Аксенов очень рассчитывал. Писатель обвинил коллегу в том, что он на три года «задержал» его карьеру на Западе, а потом описал эту ситуацию в романе «Скажи "изюм"».

  • По словам Аксенова, в 1980 году, перед отъездом за границу, его пытались убить. «Я ехал из Казани, от отца, на "Волге", летнее пустое шоссе, и на меня вышли КамАЗ и два мотоцикла. Он шел прямо мне навстречу, они замкнули дорогу, ослепили меня... Ангел-хранитель сказал мне, что надо делать. Он сказал: крути направо до самого конца, теперь газ, и крути обратно, обратно, обратно. И мы по самому краю дороги проскочили», — рассказывал писатель в интервью.

  • Аксенов тяжело переживал известие о самоубийстве своего внука — сына Алены, дочери его второй жены Майи. У него есть рассказ «Иван», в котором писатель рассказал о знакомстве и встречах с молодым человеком и изложил свою версию его гибели.
  • Вскоре после смерти Аксенова его падчерица Алена неожиданно умерла во сне. Ее мать, вдова Аксенова Майя, пережила мужа и дочь на пять лет.

 

Материалы о Василии Аксенове:

Василий Аксенов в русской Википедии

Проект «Остров Аксенов»

Отрывки из книги «Аксенов. Беседы о друге» (Александр Кабаков, Евгений Попов)

Письма Павла Аксенова (отца Василия Аксенова) сыну

Документальный фильм «Острова» на телеканале «Культура»

Василий Аксенов в «Исторических хрониках» Николая Сванидзе

Интервью Василия Аксенова журналу «Кругозор»

Воспоминания Зои Богуславской (вдовы Андрея Вознесенского)

Филипп Исаак Берман «Василий Аксенов. Мираж отечества» (о проводах писателя за границу)

Посвященный Аксенову выпуск программы «Разворот» на радиостанции «Эхо Москвы»

Два письма Василия Аксенова Иосифу Бродскому

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.