19 марта 2024, вторник, 05:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Вокруг звезды Барнарда вращается «суперземля»

Поверхность новооткрытой планеты в представлении художника
ESO/M. Kornmesser

При помощи спектрографа HARPS и других телескопов астрономы открыли планету, вращающуюся вокруг звезды Барнарда – одиночной звезды из созвездия Змееносца, находящейся всего в 5,96 светового года от Земли. Открытая планета принадлежит к классу «суперземель» – планет, превосходящих по размеру нашу Землю, но значительно уступающих газовым гигантам вроде Юпитера. Об открытии сообщает пресс-релиз Европейской южной обсерватории.

Новая планета, которую астрономы пока обозначают «звезда Барнарда b», была обнаружена в рамках проектов «Красные точки» и CARMENES, посвященных поиску каменных планет у близких к Земле звезд. Масса планеты составляет не менее 3,2 масс Земли, и она обращается вокруг материнской звезды примерно за 233 дня. Поскольку звезда Барнарда – красный карлик, она дает своей планете очень мало энергии, всего 2 % от той, что Земля получает от Солнца, хотя планета находится в 2,5 раза ближе к звезде Барнарда, чем Земля к Солнцу. Температура на поверхности этой планеты не превосходит –170 ℃.

Для поиска экзопланеты астрономы использовали эффект Допплера. Когда планета обращается вокруг звезды, ее притяжение заставляет звезду немного смещаться. Когда звезда движется от Земли, ее спектр испытывает красное смещение, то есть, длины волн в спектре немного увеличиваются, а когда звезда движется к Земле, длины волн ее излучения смещаются в короткую, голубую сторону. Астрономы используют этот эффект, чтобы измерить изменения скорости звезды, вызванные присутствием экзопланеты, для чего нужна необыкновенная точность. Приемник HARPS способен регистрировать изменения скорости звезды в 3,5 км/ч, что примерно соответствует скорости человека при ходьбе.

«Мы использовали наблюдения, выполненные с семью различными инструментами на протяжении 20 лет, получив таким образом один из самых протяженных и больших массивов данных, когда-либо использовавшихся для точных измерений лучевых скоростей, – говорит ведущий автор исследования Игнасий Рибас (Ignasi Ribas) из Института космических исследований Каталонии и Института наук о космосе Испании. – В результате объединения всех данных мы получили массив из 771 измерения – огромное количество информации!».