19 января 2019, суббота, 19:54
Facebook Twitter VK.com Telegram

Ген кролика помог комнатному растению эффективней очищать воздух

Эпипремнум золотистый
Pixabay

Ученые из Вашингтонского университета установили, что ген кролика, вставленный в геном комнатного растения, значительно увеличивает его способность поглощать из воздуха вредные для здоровья примести: бензол и хлороформ.

Эпипремнум золотистый (Epipremnum aureum) происходит с острова Муреа, находящегося в семнадцати километрах от Таити. Постепенно он распространился во многих других регионах тропической зоны, от Бангладеш до Вест-Индии. Нередок он и на подоконниках в домах Европы и Северной Америки. Красивая лиана с блестящими зелено-золотистыми листьями нравится многим любителям комнатного цветоводства.

Способность эпипремнума очищать воздух от примесей бензола и хлороформа была выявлена в ходе проекта «Чистый воздух», когда специалисты НАСА подбирали растения, которые могут улучшить состояние воздуха на орбитальных станциях. Авторы нынешнего исследования задались целью улучить это свойство растения.

Для этого они внедрили в геном эпипренума вариант гена P450 2e1, в природе встречающейся у кроликов. Данный ген присутствует в организме многих млекопитающих, в том числе и человека, и вырабатывает фермент, расщепляющий ряд химических веществ. Затем генетически модифицированные растения помещали в камеры, где в воздухе содержались примеси хлороформа или бензола, и следили за изменениями концентрации этих веществ.

В ходе этого эксперимента исследователи обнаружили, что в камере с модифицированными растениями концентрация бензола упала за восемь дней на 75%. Точный анализ показал, что растения с новым ферментом расщепляют бензол в 4,7 раза быстрее, чем обычный эпипремнум. В камерах с примесью хлороформа этот газ стал «едва обнаруживаемым» спустя шесть дней после начала эксперимента. Сейчас исследовательская группа выясняет, влияет ли модифицированный эпипремнум на примеси других вредных веществ. Возможно, этого удастся добиться, снабдив его еще каким-нибудь геном.

Авторы работы говорят, что бензол и хлороформ присутствуют в воздухе городских квартир. Небольшие количества хлороформа выделяются из хлорированной водопроводной воды, а источниками бензола служат уличный воздух и курильщики. «Хотя уровни эти примесей не очень высокие, они достаточны, чтобы вызвать беспокойство», – говорит профессор Стюарт Стренд (Stuart Strand). Согласно некоторым исследованиям, в развитых странах концентрация этих веществ в воздухе квартир приближается к пределам, установленным для промышленных предприятий.

Итоги исследования изложены в журнале Environmental, Science and Technology.