17 января 2019, четверг, 03:23
Facebook Twitter VK.com Telegram

Ученые обещают наладить контроль рождаемости у комаров

Aedes aegypti
Wikimedia Commons

Исследователи из Универистета Аризоны предложили новый метод борьбы с опасными комарами вида Aedes aegypti, которые переносят целый ряд заболеваний, включая лихорадку денге, чикунгунью, желтую лихорадку и вирус Зика. Блокируя всего один белок, они добились того, чтобы самки комара откладывали яйца с дефектной оболочкой, что приводило к гибели зародыша еще до выхода из яйца.

Открытый учеными белок они назвали фактор организации оболочки яйца-1 (Eggshell Organizing Factor 1, EOF-1). Установлено, что он имеется только у комаров, так что препараты, подавляющие активность этого белка, не окажут вредного воздействия на другие организмы. «Мы специально искали гены, уникальные для комаров, а затем протестировали их функциональную роль в синтезе оболочки яйца, – говорит руководитель исследовательской группы Джун Исо (Jun Isoe). – Мы думаем, что возможны и другие открытия, которые будут сделаны с использованием того же подхода, ориентированного на конкретные виды».

Видоспецифичесих генов для комара Aedes aegypti нашлось сорок штук, но было неясно, какие из них окажутся полезными для “контроля рождаемости”. Поэтому ученые создавали небольшие молекулы РНК, которые ингибировали белки, кодируемые каждым из этих генов (об использованном для этого механизме РНК-интерференции можно прочитать в особом очерке). Так как ученые старались найти белок, ответственный за формирование яиц, РНК вводили самкам комаров после того, как те попили крови. Обычно после получения порции крови в организме самки в течение трех дней образуются яйца, а затем она откладывает их в водоемы. Когда в эксперименте дошла очередь до белка, названного позднее EOF-1, отложенные яйца оказались нежизнеспособны из-за дефектов оболочки. Эффект держится и после второго и третьего приема крови самкой комара. Чтобы убедиться, что разрушение EOF-1 не было специфичным для комаров, выращенных в их лаборатории, ученые проверили свой метод на штамме комаров Aedes aegypti, собранных в природной популяции в Аризоне, и обнаружили, что их яйца подвергаются аналогичному воздействию.

Исследование опубликовано в электронном научном журнале PLoS Biology.