19 марта 2024, вторник, 12:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Бактерия подарила людям средство для отпугивания комаров

Комары отказались от еды с репеллентом
Mayur Kajla

Энтомологи и специалисты по биотехнологии из Висконсинского университета установили, что смесь веществ, выделенных из одного вида бактерий, оказывает мощное отпугивающее действие на комаров. Ее эффективность в качестве репеллента выше, чем у распространенных сейчас коммерческих средств: диэтитолуамида (ДЭТА) и икаридина. Новый репеллент воздействует на три вида комаров (Aedes aegypti, Anopheles gambiae и Culex pipiens), которые являются переносчиками большого числа заболеваний.

Бактерия Xenorhabdus budapestensis была выделена в 2005 году венгерскими микробиологами из собранных в сербском городе Суботица нематод вида Steinernema bicornutum, паразитирующих в организме насекомых. Именно бактерии убивают насекомое, пораженное нематодой, разрушая его клетки и подавляя иммунный ответ.

Исследования показали, что при лабораторном кормлении комаров те отказывались от еды, если туда были добавлены выделяемые этой бактерией вещества. Проверка проводилась при помощи тканевой мембраны, пропитанной отпугивающим веществом (метаболитом бактерий, ДЭТА или икаридином) или же просто водой. У комаров было полчаса на то, чтобы поесть, потом ученые подсчитывали, какой процент комаров отведал синтетический аналог крови.

В контрольном эксперименте с водой комары проявляли хороший аппетит, репелленты же их отпугивали и в зависимости от дозы всё большее число комаров не притрагивались к предлагаемой пище. Причем для достижения такого эффекта бактериального экстракта требовалось в восемь раз меньше, чем икаридина, и в три раза меньше, чем ДЭТА.

Полученный результат примечателен тем, что это первое использование бактерий в качестве источника репеллента. Масс-спектрометрия показала, что отпугивающими свойствами обладает смесь двух выделяемых бактериями веществ. Теперь ученые намерены проверить, будут ли эти вещества также отпугивать других кусающихся насекомых и клещей.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.