16 февраля 2019, суббота, 19:04
Facebook Twitter VK.com Telegram

Открыт новый тип кровеносных сосудов

Изучая под микроскопом большие берцовые кости мышей, ученые обнаружили множество мелких каналов
Grüneboom et al, doi: 10.1038/s42255-018-0016-5

Большая группа немецкий ученых во главе с исследователями из Университета Дуйсбург – Эссен обнаружила новый тип кровеносных сосудов. Они представляют собой микроскопические каналы в длинных костях, по которым клетки крови могут проникать из костного мозга наружу. Исследователи назвали эти каналы транскортикальными сосудами.

Как известно, внутри костей в особых полостях находится костный мозг, в котором происходит процесс образования и созревания клеток крови. До сих пор считалось, что есть единственный путь, по которому кровь попадает в кость и выходит из нее – через капилляры, проходящие сквозь поры на концах кости. Например, в большой берцовой кости мыши было известно несколько мест входа артериальной крови и два выхода венозной крови.

Однако теперь исследователи, изучая под микроскопом большие берцовые кости мышей, обнаружили множество мелких каналов, которые берут начало в костном мозге, проходят через стенку кости перпендикулярно ей, и соединяются с сосудами надкостницы – внешней оболочки кости. Именно они служат для прохождения около 80 % артериальной и около 60 % венозной крови из всего кровотока внутри кости. Как и обычные кровеносные сосуды, они имеют эндотелий – слой клеток, выстилающий их внутреннюю поверхность. Ученые отметили, что у старых и больных артритом мышей транскортикальных сосудов становится меньше.

Ученые предположили, что транскортикальные сосуды существуют и в длинных костях человека. Для доказательства этого руководитель исследования Маттиас Гюнцер (Matthias Gunzer ) из Института экспериментальной иммунологии Университета Дуйсбург – Эссен сам прошел обследование на магнитно-резонансном томографе, и в стенках его берцовой кости действительно были выявлены аналогичные каналы.

По словам ученых, будущие исследования позволят уточнить роль транскортикальных сосудов как в нормальной физиологии кости, так и при таких заболеваниях, как остеопороз, ревматоидный артрит или опухоли, дающие метастазы в кости.

Исследование опубликовано в журнале Nature Metabolism.