19 марта 2024, вторник, 10:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Сон повышает эффективность клеток иммунной системы

Pexels

Согласно новому исследованию, сон повышает эффективность работы Т-клеток – ключевого компонента иммунной системы человека – и тем самым помогает справиться с болезнью.

«Наше исследование показывает, что сон может повысить эффективность реакции Т-клеток, что особенно актуально в свете высокой распространенности нарушений сна и состояний, сопровождающихся нарушениями сна, например, депрессии, хронического стресса, старения и работа со сменным графиком», – говорит один из авторов работы Лучиана Беседовски (Luciana Besedovsky) из Института медицинской психологии и поведенческой нейробиологии Тюбингенского университета. Она вместе с коллегами исследовала работу сигнальных молекул, используемых Т-клетками. Благодаря Т-клеткам в организме человека возникает приобретенный иммунитет. Часть Т-клеток, которую называют Т-клетки памяти хранит информацию об антигенах (например, видах болезнетворных бактерий), с которыми организм сталкивался ранее. Благодаря им, в случае вторичного попадания в организм той же инфекции, иммунная система активизируется значительно быстрее.

В работе Т-клеток играет важную роль белок интегрин αLβ2, который позволяет им прикрепляться к поверхности клеток, пораженных инфекцией. Ранее ученые уже довольно много узнали о сигнальных молекулах, которые активируют выработку интегрина, но о молекулах, ослабляющих его производство, было известно меньше. В новом исследовании была рассмотрена группа веществ, известных как агонисты Gαs-связанных рецепторов. Многие из них могут подавлять работу иммунной системы, но было неясно, ингибируют ли они способность Т-клеток активировать интегрины и прикрепляться к клеткам-мишеням. Ученые обнаружили, что некоторые агонисты Gαs-связанных рецепторов, включая гормоны адреналин и норадреналин, простагландины E2 и D2 и нейромодулятор аденозин, препятствовали активации Т-клетками интегринов после распознавания мишени.

«Уровни этих молекул, необходимые для ингибирования активации интегрина, наблюдаются при многих патологических состояниях, таких как рост опухоли, малярийная инфекция, гипоксия и стресс», – говорит ведущий автор исследования Стоян Димитров (Stoyan Dimitrov). При этом у человека уровень норадреналина и простогландинов снижается во время сна. В эксперименте, проведенном учеными, сравнивался уровень активности Т-клеток у здоровых добровольцев, часть которых спала ночью, а часть бодрствовала. В итоге Т-клетки, взятые и спавших участников эксперимента, показали более высокий уровень выработки интегринов. Исследователи полагают, что причина этого в снижении активации Gαs-связанных рецепторов после падения концентрации ряда веществ.

Исследование опубликовал Journal of Experimental Medicine.