Завершена реставрация знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», позволившая современным зрителям увидеть ее изначальную цветовую гамму. Специалистам пришлось удалить восемь слоев потемневшего старого лака, оставшихся от предыдущих попыток реставрации, а также осевшие в слоях лака пылевые загрязнения.
Аллегорическое изображение Свободы в виде женщины с обнаженной грудью, во фригийском колпаке, размахивающей французским трехцветным флагом в правой руке и мушкетом в левой и призывающей парижан из разных социальных слоев на баррикады, было написано под впечатлением от Июльской революции 1830 года, когда восставшие свергли короля Карла IX. Режим правления во Франции стал более либеральным, а королем стал Луи-Филипп. Правительство купило картину Делакруа, и в течение нескольких месяцев она висела в Люксембургском дворце, но затем была снята, так как оказалась слишком радикальной даже для Луи-Филиппа, именовавшего себя «королем-гражданином». К тому же в 1832 году в Париже произошло новое восстание, спровоцированное смертью популярного генерала-реформатора Ламарка, которое сделало идею революционного насилия и баррикад куда менее приемлемой для правительства. Картину вернули художнику, который спрятал ее у в доме своей тети.
Картина не публично выставлялась до тех пор, пока еще одна революция, в 1848 году, не установила Вторую республику. «Свобода, ведушая народ» была выставлена лишь ненадолго, а затем снова оказалась недоступной для публики, пока не появилась в Салоне 1855 года. Наконец, в 1874 году Франция выкупила картину навсегда, и она вошла в коллекцию Музея Лувра. В 2012 года картина перенесена в новый музей «Лувр — Ланс».
Холст настолько велик (260 × 325 см), что его сняли со стены, вынули из рамы и провели полугодовую реставрацию на месте. Прежде чем начать очистку, картина была проанализирована в рентгеновском, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, снимки сравнивались с архивными фотографиями, чтобы дать реставраторам основу для работы. Затем эксперты протестировали процесс очистки на крошечных фрагментах картины. Когда слои лака были удалены, появились детали, которые были скрыты эффектом сглаживания желтого лака. Делакруа наслаивал цвета и текстуры, чтобы создать контрасты, которые различали фигуры в сложной, динамичной композиции и создавали иллюзию трехмерной глубины. Например, в ходе очистки выяснилось, что мальчик с пистолетом на самом деле бежит чуть впереди Свободы, а не рядом с ней, что слева внизу лежит ботинок, ранее сливавшийся с брусчаткой, а также стали заметны различия в фасадах зданий на заднем плане справа.
Одеяние самой Свободы, которое раньше считалось желтым, на самом деле оказалось светло-серым с добавлением желтого, более насыщенного в области груди, а затем светлеющего и тускнеющего к подолу. Равномерно желтым платье стало лишь после первой крупной реставрации картины в 1949 году.