29 марта 2024, пятница, 14:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 декабря 2004, 14:00

Полая женщина: внешний и внутренний мир Барби

-  Вам для чего эта коробочка? - вполголоса спросил
   Никита.
- Это  коробочка для кукольных перчаток, - ответила 
   Лиля серьезно, - вы мальчик,  вы  этого  не  поймете.
                                           (А. Толстой, «Детство Никиты»)

Глава шестая.  Брак по расчету:  парные отношения в мире Барби

Лесбиянка или нет*, но Барби всегда мучительно хотела выйти замуж; какая-то трагическая история, - «Про Барбару Робертс**, которая любила, да замуж не вышла». Честно говоря, она захотела замуж еще до того, как полюбила: для самой первой Барби в 59-м году среди четырех других одежек было создано свадебное платье. Тема свадьбы в мире Барби огромна, но при этом к слову «свадьба» активно присоединяется слово «мечта» – Dream Wedding. Постоянно появляющиеся многочисленные вариации Барби в свадебных платьях – одно роскошнее другого – обязательно сопровождаются сообщением, что Барби «воображает себя невестой». «Каждая девушка мечтает о свадьбе, и Барби не исключение… Когда же наступит счастливый день?» - этой подписью сопровождается демонстрация «сезонных» свадебных платьев для Барби в официальной «Энциклопедии моды Барби», выпущенной издательством Dorling Kindersley в сотрудничестве с производителями куклы. Правда, другие люди в мире Барби вполне могли сочетаться браком (что должно было значительно усиливать фрустрацию бедной девочки): так, в 1983 году поженились Трейси и Тодд, а в 1988 году лучшая подруга Барби Мидж вышла замуж за друга Кена Алана – тоже одну из старейших кукол компании. Сама Барби и ее младшая сестричка Келли фигурировали в качестве подружек невесты, а младшего брата Кена в свое время предлагали публике в хорошеньком крохотном фраке и с атласной подушечкой, на которой лежали кольца. Впоследствии Мидж и Алан стали основой проекта Happy Family, призванного защитить компанию от нападок по поводу отказа самой Барби от семейных ценностей: супружеская пара обзавелась сперва одним, а затем и другим ребенком, а еще позже – бабушкой и дедушкой.

Безусловно, в 59-году, когда Барби только появилась, тема свадьбы была одной из самых актуальных тем для маленькой девочки: рано или поздно ее непременно ждала свадьба в белом, эта свадьба в определенной мере была смыслом ее жизни и ориентиром в юные годы. Позволить девочке мечтать о свадьбе вместе с Барби было как нельзя более удачной идеей. Не исключено, что  сейчас тема свадьбы стала менее актуальной, но роскошь создаваемых компанией подвенечных нарядов по-прежнему обеспечивает Барби-невесте огромное внимание и огромные прибыли. Естественный тренд создания свадебных нарядов для таких кукол настолько распространен, что почти любое подражание Барби – все эти Дианы, Сьюзи и Ненси - обязательно имеет в своих  коллекциях хотя бы один соответствующий наряд. Более того, идея о том, что маленькие девочки любят играть в свадьбы, периодически порождает совсем уж невероятные товары. Так, несколько дней назад  я наткнулась в магазине игрушек на огромную коробку тайваньского производства. Коробка (кстати, розовая!) представляла собой ни много, ни мало - игровой набор «Свадьба лошадок» («The horsy wedding»)! Стоя на ватных от ужаса ногах, я разглядывала двух небольших, длиной 7-8 см пластмассовых белых лошадок, на одну из которых была нацеплена фата и что-то вроде белой кружевной юбки, а на другую цилиндр и подобие фрака. Лошадки при этом совершенно не были антропоморфными, стояли, как положено, на четырех ногах и имели длинные синтетические хвосты. Среди прочих атрибутов в наборе был огромный пластмассовый свадебный торт, кольца, которые можно одевать лошадкам на ноги, гирлянды, приглашения для гостей и букеты цветов, - в частности, букет невесты...

Слава Богу, матримониальная обсессия Барби еще не дошла до того, чтобы женить своих бесконечных собачек и лошадок, - и все же, как намекнула спикер компании, комментируя разрыв между Барби и Кеном, именно тема свадьбы и стала основным камнем преткновения в отношениях звездной пары. Журналистам было заявлено, что Барби «слишком навязчиво хотела замуж», а Кен  «не был готов связать себя брачными узами» – и это после 43-х лет тесных отношений! Другая часть легенды о разрыве гласила, что Барби и Кен «немного устали  друг от друга» и «хотят провести некоторое время (это важный момент, заметим его!) по отдельности». О том, кто стал инициатором разрыва, компания умалчивает. Спикер компании объяснила, что постоянная попытка Барби облачиться в подвенечные наряды «напрягает Кена» и «действует ему на нервы». «Он совершенно не собирался на ней жениться, и когда она наряжается в эти платья, она пытается выдать желаемое за действительное», - подчеркнула спикер. На самом сайте компании сообщение о разрыве Барби и Кена сопровождается рисунком – мордочки двух кукол в разбитом сердце. Бьются или не бьются пластиковые сердца – еще вопрос. Здравомыслящие люди, естественным образом, ищут более прагматичную причину такому решению компании, тем более что компания уходит от ответа, избегая любых логичных и зрелых комментариев экономического или финансового порядка и отделываясь от журналистов сентиментальными фразами из кукольной легенды. Главная версия наблюдателей проста: Кен продается во много раз хуже Барби, - честно говоря, слабо продается. Не исключено, что создатели Барби элементарно хотят избавиться от нерентабельного довеска к своей звездной кукле. Впрочем, сама компания такую версию отрицает: «Кен будет искать новые дороги», и «Барби и Кен навсегда останутся друзьями». Компания утверждает, что прекращать продажи Кена или снимать его с конвейера она никоим образом не собирается. Между тем, совершенно понятно, что новой вариации экс-бойфренда Барби мы, скорее всего, в ближайшие годы не дождемся, - если дождемся вообще.

Другая версия о подлинных причинах разрыва Барби и Кена гласит, что компания проделала такой трюк с целью чтобы придать своей кукле новый статус на рынке, становящемся все более и более конкурентным. В частности, попытка освободить Барби от всем надоевшей романтической связи и в будущем, возможно, попытаться сделать ее личную жизнь более динамичной, дала бы компании шанс вернуть себе рынок девочек-подростков старше 7 лет. Считается,  что в этом возрасте интерес к игре в куклы ослабевает, и в данный момент целый ряд компаний-производителей игрушек пытается создать продукт, который соответствовал бы запросам этой более взрослой аудитории. В частности, главным конкурентом Барби в последнее время стали считать компанию «MGA», о которой я еще буду говорить позже. В общих чертах: «MGA» создала серию кукол под названием «Bratz», изображающих девочек-модниц подросткового возраста. Эти куклы совершенно другого рисунка, нежели рафинированная Барби, - они урбанистичны и имеют утрированную внешность персонажей модных комиксов. В отличие от Барби, которая пытается быть ролевой моделью, куклы «Bredds» в общем и целом пытаются быть лучшими подружками. Они не заняты карьерой, -они просто учатся в школе, ходят за покупками, интересуются мальчиками, посещают вечеринки, меняют наряды. По большому счету, они представляют собой не ту женщину, которой ты хочешь быть в будущем, а ту девочку, которой ты хотела бы быть сейчас. На удар со стороны «Bratz» производители Барби ответили выпуском серии кукол под названием «My Scene» («Моя сцена»), в точности копируя концепцию «Bratz». Но и на фронте Барби компания, кончено, собирается бороться до конца, поэтому очень вероятно, что развод Барби и Кена был продиктован желанием придать жизненности слишком идеальной кукле. Кроме того, было понятно, что такое смелое решение станет идеальным информационным поводом: Барби получит новую волну общественного внимания. Этот расчет полностью оправдался: по теме развода Барби и Кена не отписался только ленивый. Стратегически правильно выбранная дата для оглашения развода тоже способствовала информационному буму: Барби и Кена развели 12-го марта – фактически в канун Дня святого Валентина, когда все медиа как раз заняты разработкой романтической тематики. В дни развода Барби появилась на первых страницах множества изданий и сильно выросла в показателях поисковых машин. Кроме того, ситуация сильно подняла продажи покинутого Кена: и коллекционеры, и простые любители кукол не слишком поверили в заверения, что бывший любовник Барби не исчезнет с магазинных полок, и бросились скупать «будущий раритет». Я провела несколько дней, наблюдая реакцию, вызываемую решением компании у самых разных наблюдателей. Выяснилось, что те, кто не связан  с тематикой Барби напрямую, по большей части обходятся типичными разводными шутками: так, в одной статье говорилось, что «красный феррари перестал удовлетворять Барби как женщину», в другой автор писал: «Я надеюсь, что у Кена есть хороший адвокат, поскольку мы все знаем, кто зарабатывал деньги в этой семье». По большому счету, этот анекдот повторяет давно бытовавшую шутку про разведенную Барби: человек заходит в магазин и обнаруживает, что на полках стоит «Барби-космонавт» за 10 долларов, «Барби-врач» за 10 долларов, «Барби-ветеринар» за 10 долларов и «Разведенная Барби» за 200 долларов. Удивленный покупатель спрашивает у продавца, чем вызвана такая разница в ценах. Продавец поясняет, что разведенная Барби продается вместе с домом Кена, машиной Кена и вещами Кена. Те же, кто пытался анализировать ситуацию, а не шутить, часто жаловались, что создатели Барби подали детям исключительно плохой пример. По утверждению автора одной из таких статей, «дети и так видят слишком много разводов», а теперь, когда разошлись Барби и Кен, «у них перед глазами вообще нет позитивной модели отношений». Статья заканчивалась словами: « «Маттел»! Пусть тебе будет стыдно за то, что ты думаешь о деньгах, а не о чувствах!»

На этом надрывном фоне наиболее интересными оказались реакции тех, кто вовлечен в мир Барби больше всего, - то есть фанатов и коллекционеров. Тематические форумы кипели несколько дней. Всплывали высказывания типа: «Когда я услышала эту новость, я с трудом сдержалась, чтобы не позвонить на работу и не сказать, что я больна»; «Я сидела перед телевизором и не знала, что мне делать дальше». Между фанатами в тяжелые дни развода Барби произошел тихий раскол: одни полностью поддерживали решение «Маттел», вторые считали его едва ли не преступным. Первая категория объясняла, что у Барби «серьезный кризис средних лет» и что «если она приняла решение расстаться с Кеном, то ей это было нужно». Многие считали, что так ему Кену и надо, поскольку он до сих пор не додумался жениться на женщине своей мечты. Одна девушка писала: «Я до сих пор не может поверить, что такая блистательная женщина, как Барби, провела сорок с лишним лет с эгоистичным метросексуалом», в то время как она «лично знает несколько солдат Джо, которые были бы счастливы встречаться с Барби». Среди тех, кто противился разводу, были фанаты, признававшиеся, что печальное известие довело их до слез. ««Маттел», как ты могла так поступить? Это была прекрасная любовь!», «Не могу поверить, что мы должны забыть словосочетание «Барби и Кен»». Наиболее интересной мне показалась очень распространенная реакция самоутешения: огромное количество фанатов заверяли друг друга, что на самом деле компания проделала это специально: через год Барби и Кен мирно сойдутся снова, навсегда, - а компания заработает бешеные деньги, продавая свадебные наборы. В целом может оказаться, что эта версия не так уж наивна. Здесь следует вспомнить, что представитель компании объяснял, что Барби и Кен решили провести по отдельности «некоторое время».

Естественно, наиболее животрепещущим вопросом стал вопрос о том, как личная жизнь обоих персонажей будет развиваться дальше. Компания ничего не сообщала касательно Кена, который теперь, естественным образом, станет в мире Барби фигурой второго ряда, но зато намекнула, что у Барби есть кое-кто на уме. С этим «кое-кем» будет встречаться готовящаяся к выходу новая версия Барби - «Cali Barbie» («Калифорнийская Барби»), - в легком сексапильном наряде, с крупными серьгами и глубоким загаром. А «кое-кем» оказался персонаж по имени Блейн, существующий в мире Барби с 1999 года. Блейн появился в качестве одного из двух мужских персонажей в новой линии друзей Барби, выпущенной компанией 4 года назад. В этой линии присутствовала сама Барби – снова школьница, но на этот раз не из Виллоуз, Висконсин, а из Нью-Йорка, - а также ее подружки – представительницы разных рас, общим числом – пять. В то время Блейн был нью-йоркцем. Он фактически представлял собой копию с однажды анонсированной, но так и не выпущенной куклы по имени Зак, обещавшей стать бойфрендом одной из сестер Барби, девушке по имени Скиппер. Вся линия «Generation girls» была создана в качестве собравшейся вокруг Барби новой музыкальной группы, третьей по счету. Естественным образом, Блейн был помешан на музыке, в основном на хип-хопе, и на все вопросы в своей анкете отвечал примерно в одном и том же духе: «Лучшее занятие  - расслабляться под музыку, любимое времяпрепровождение – слушать диски с друзьями». Однако, в 2001-м году Блейн претерпел значительные изменения. Он потерял американское гражданство и приобрел австралийское, у него появился легкий акцент, а, кроме того, он забросил музыку и предался серфингу. Поэтому с Калифорнийской Барби им, естественно, предписано встретиться на морском берегу. Забавно, что вопрос: «Волнует ли вас тот факт, что теперь Барби планирует встречаться с иностранцем?», был встречен на форумах, посвященных Барби, всеобщим возмущением, - и не только из соображений политкорректности. Большинство фанатов заявляло, что компания не может и не будет предписывать им, с кем встречается их любимая кукла. Кто-то говорил, что он всегда ставил в пару Барби тех мужских персонажей, которые ему нравятся, и чихал на Кена, кто-то заявлял, что его Барби, ни много, ни мало -  лесбиянка. Одна из участниц дискуссии сказала, что барби ее подруги регулярно встречаются с 12-тидюймовыми монстрами из Star Track. Другая считала, что лучший партнер для Барби – ее любимый плюшевый медведь.

Меня же саму, честно говоря, больше волновал не вопрос: «Кто вы, мистер Блейн?», а вопрос о том, каким вообще станет поведение Барби в отношениях с противоположным полом. Мы все настолько привыкли видеть Барби абсолютно моногамной, что практически воспринимаем происшедшее как замену верного Кена верным Блейном – постоянным спутником, который пребудет рядом с Барби в ближайшие 43 года. Поверить в то, что Барби на сейчас предастся бурному промискуитету, довольно сложно. «Маттел» явно намерен до конца хранить образ Барби как непорочной девы. И все-таки не исключено, что отношения Барби и Блейна не будут такими же тесными  и навязчиво-романтичными, какими были отношения Барби и Кена. С другой стороны, производителям куклы совершенно необходима мужская фигура, ассоциируемая с миром Барби, -хотя бы для того, чтобы фигурировать в многочисленных коллекционных наборах, где мужскую и женскую роль до сих пор играли Барби и Кен. Например, Кен как Джеймс Бонд и Барби как Бонд-girl, или Кен как Рикки Рикардо и Барби как Люси Рикардо. Неизвестно, как компания будет решать эту проблему, - делая Блейна таким же прихвостнем Барби, каким был Кен, или меняя мужских персонажей в качестве ее партнеров, или вообще выработав принципиально новую модель работы, - например, модель, в которой мужского персонажа изображает не Кен в костюме, а кукольное подобие самого персонажа. Скажем, не «Кен как Джеймс Бонд и Барби как Bond Girl», a «Джеймс Бонд и Барби как Bond Girl»… Но, так или иначе, убрав из жизни Барби постоянную тень Кена, компания расчистила своей кукле новую площадку для игр, более либеральную и более реалистичную.

Никоим образом не предполагая, что Барби сейчас начнет сходиться и расходиться с разными мужскими персонажами, можно помечтать о том, что создатели куклы хотя бы расскажут своей 45-тилетней девочке о том, откуда берутся дети. Новая «освобожденная» Барби, конечно, вряд ли станет сексуальным воспитанием девочек, но она могла бы по крайней мере косвенно беседовать со своей целевой аудиторией об интимных сторонах жизни, - например, включитьcя в кампанию по защите подростов от СПИДа или поддержать тенденциозные начинания Белого дома касательно пропаганды, направленной на предупреждение ранних беременностей. Впрочем, я и сама даю себе отчет в чрезмерной радикальности таких фантазий. Скорее всего, компания прекрасно понимает, что большинство родителей не потерпит у своих шестилетних дочерей куклу, готовую говорить о беременности или – не дай Бог – о том, как эта беременность возникает. Печально известный пример беременной Мидж демонстрирует нам, что никакие разговоры о важности сексуального воспитания в самом раннем возрасте не относится к миру идеализированных символов - кукол. Таким образом, мы обнаруживаем очередной двойной посыл: вся прогрессивность Барби на самом деле является вуалью, под которой скрывается самый основательный, самый матерый консерватизм. И мало что так хорошо иллюстрирует этот печальный тезис, как отношения Барби с одной из главных составляющих ее грустной и сладкой искуственной жизни – с модой.
* В предыдущей главе речь, среди прочего, идет о популярной идее, что личные проблемы Барби объясняются ее нетрадиционный сексуальной ориентацией
** Полное имя Барби – Барбара Миллисент Робретс

Глава девятая. Девушки могут все: занятия и профессия Барби.

То, как Барби проводит время, невольно заставляет думать о серьезных психологических проблемах этой юной девушки, - впрочем, частично объясняющихся отсутствием у нее добрых и любящих родителей. Барби испытывает мучительную потребность во внешней оценке и внешнем одобрении, что постоянно толкает ее на все новые и новые социальные и карьерные достижения. Она фантастически, невыносимо экстравертна и явно не способна хоть на пять минут остаться одна.

О времяпрепровождении Барби мы узнаем из описания новых выходящих на рынок моделей, «Барби-книг» и посвященных этой кукле журналов. Удивительным образом бесконечная череда вечеринок, туристических поездок и походов в кафе с друзьями не помешала Барби освоить более семи десятков профессий за последние сорок пять лет. Составить полный список всех карьерных достижений Барби практически невозможно: довольно большое количество таких моделей было выпущено «Маттел» не для общего рынка, а для каких-нибудь крупных торговых марок или для сетей универсальных магазинов. Например, существовала Барби – продавщица кока-колы, сделанная, соответственно, по заказу корпорации «Coca-cola», и Барби – распространительница продуктов  компании Avon, сделанная по заказу «Avon Сosmetics». Особая Барби была произведена "Маттел" к юбилею сети игрушечных магазинов Toys Are Us, специально разработанная маленькая Барби продавалась в «Макдоналдсе» - словом, примеров хватает.

Все «профессиональные» Барби принадлежат игровой линии. Если я не ошибаюсь, карьерные Барби никогда не выпускались в коллекционных сериях – кроме нескольких куколок в серии Silkstone, - скажем, «Барби-редактор раздела моды» и «Кен-инсайдер модной индустрии». Помню, что мой собственный вопрос о коллекционных Барби-«профессионалках» не вызвал энтузиазма на форуме собирателей куклы. Я готова предположить, что дело здесь не только в том - и даже далеко не в том, - что для профессиональной Барби невозможно создать роскошный наряд – в конце концов, Боб Мэки наверняка прекрасно одел бы «Барби-укротительницу львов» или «Барби-флориста». Просто профессиональная Барби, видимо, не очень интересует взрослых коллекционеров, потому что им за глаза и за уши хватает собственной профессиональной деятельности. Они, я полагаю, не видят особой радости в том, чтобы тащить домой куклу-бизнесмена или куклу-врача. Но гораздо больше нам говорит тот факт, что в «профессиональных» Барби не слишком заинтересованы не только взрослые, но и дети.

Дети вообще редко играют в конкретные профессии, кроме знаменитой игры в доктора, которая, как известно, преследует цели, далекие от профориентации. Бывают, конечно, игры в спасателей, пожарников или милицию и воров – но и здесь, как мы все понимаем, о развитии вкуса к будущей профессии речь не идет. Иногда дети играют в профессии, которыми занимаются их родители, самым поверхностным образом имитируя известные им элементы этих профессий с целью отыграть те или иные жизненные ситуации. Мне трудно представить себе, что мои собственные племянники ни с того ни с сего устроят серьезную и целенаправленную игру в палеонтологов или программистов. Игра в ветеринара может иметь тяжелые последствия для кошки и вряд ли напрямую связана с желанием как следует понять основы этой благородной профессии.

Девочки предаются «профессиональным» играм еще реже, чем мальчики. Я рискну предположить, что большинство девочек предпочтет  получить в подарок «Барби – принцессу», «Барби – день рождения»,  «Барби идет на пляж» или «Барби катается на роликовых коньках», а не «Барби – дантиста» или «Барби – бизнес-леди». Не сомневаюсь, что компания «Маттел» прекрасно это понимает, - и все-таки выпускать карьерных Барби ей приходится постоянно. Такое упорство вызвано отнюдь не запросом рынка, то есть не желанием маленьких девочек приобрести «Барби – палеонтолога» или «Барби – стюардессу», а социальным давлением, постоянно оказываемым на «Маттел» со стороны прессы и родителей. Если бы Барби не занималась чем-нибудь трудоемким и престижным для зарабатывания собственного хлеба, «Маттел» было бы гораздо труднее отражать атаки, связанные с консюмеризмом куклы и с ее навязчивой привычкой следовать моде; кроме того, было бы гораздо сложнее говорить о позитивном влиянии Барби в деле воспитания молодого поколения. В целом ряде случаев «Маттел» выдвигает эти вариации своей модной куколки вперед на манер щита. Одна умная, но скучно одетая Барби защищает целую плеяду своих красивых, расфуфыренных и легкомысленных сестер. Именно давление со стороны родителей, фенимисток, педагогов и прессы заставляет «Маттел» постоянно прилагать большие усилия для того, чтобы взгляды Барби на работу и карьеру можно было считать передовыми - и даже опережающими время. Любимый пример, приводимый компанией каждый раз, когда речи заходит о карьерных достижениях их куклы, - «Барби – астронавт» производства 1965 года, «полетевшая в космос задолго до того, как первая женщина действительно ступила на борт космического корабля».

Однако других особо ярких примеров такого рода у компании «Маттел» нет. Я с большим удовольствием потратила несколько дней, накладывая хронологию карьерного развития Барби на историю женского движения и – в особенности – на историю борьбы женщин за карьерное равноправие с 1959 года – года выпуска Барби – и по сегодняшний день. Такое сравнение позволяет увидеть, что в плане карьеры Барби действует фактически так же, как она действует в плане моды, - то есть оказывается не лидером-провозвестником новых тенденций, а их легитимизатором, и, в некоторой мере, барометром происходящего. Можно быть твердо уверенным, что если Барби начала развивать деятельность на том или ином поприще, то поприще это уже некоторое время надежно существует в качестве игровой площадки для женщин в реальном мире. Скажем, в 1956 году, то есть в том году, когда Хендлер изобрела Барби (ей, как мы помним, потребовалось три года, чтобы уговорить своих партнеров выпускать начать куклу), журнал «Life» назвал «идеалом американской женщины» тридцатидвухлетнюю мать четверых детей, естественно, нигде не работающую. Однако за три года, прошедшие до выхода Барби на рынок, реальность сильно изменилась. Именно тогда, в конце 50-х, поднялась так называемая «вторая волна женского движения» (первую относят к 20м-30-м годам прошлого века). Новые борцы за права женщин требовали уже не таких базовых вещей, как право голосования, посещения любых общественных заведений и осуществления финансовых операций, но подлинного равенства женщин и мужчин в самых разных областях деятельности. Крах американской мечты 50-х привел к тому, что все больше и больше женщин стали занимать рабочие места, до сих пор отводившиеся, в основном, мужчинам. Для семьи все существеннее становился заработок жены, превратившийся в полновесную составляющую семейного бюджета. К началу 60-х новые феминистки Америки смогли составить общее представление о ситуации с женским трудом в США. Ситуация была аховой: там, где мужчина получал за свою работу доллар, женщина получала за ту же работу 63 цента. В результате схлопывания военной индустрии женщины теряли места на фабриках и заводах, а частный сектор, переставший испытывать недостаток мужских рук, всегда предпочитал взять на вакантное место мужчину, а не женщину, - пусть мужчине и приходилось платить больше. В газетах объявлений сообщения о поиске работников были разделены на две категории: «Женщины» и «Мужчины». Только два процента представителей интеллектуальных профессий – врачей, адвокатов, судей, дантистов, инженеров, архитекторов – были женщинами. Подавляющее большинство престижных университетов не допускало женщин на значительную часть факультетов или имело жесткую квоту: иногда – 1 женщина на 50 абитуриентов.

Все эти факторы определили направление нового витка борьбы за права женщин – это была борьба за равенство на рабочих местах. В 59-60 годах тема «Женщины и карьера» была одной из самых дебатируемых в прессе. Выходила масса статей «за» и «против» работающих женщин. Представительницы разных профессий шумно спорили в популярных ток-шоу с мужчинами, отстаивающими семейные ценности,. Именно тогда впервые проявилась интересная тенденция, определявшая развитие карьеры Барби в течении как минимум трех десятилетий: ее профессиональные достижения всегда были связаны не так с конкретным положением дел на рынке женского труда и даже не так с какими-нибудь специфическими событиями позитивного и негативного толка в этой области, как с шумихой, возникающей вокруг тех или иных аспектов темы. Скажем, в 1960-м году «Маттел» выпустила Busy Girl Barbie. Считалось, что она «дизайнер моды», - то есть, с одной стороны, женщина как бы работающая и как бы занимающаяся креативной профессией, но в то же время никоим образом не преступающая границы традиционных женских занятий (как известно, мужчины-кутюрье стали довольно поздним приобретением 20-го века). До этого момента Барби существовала в совсем немногих вариациях: исходная Барби 1959-го года была фотомоделью, у нее был купальник, свадебное платье, костюм балерины и еще один наряд для свободного времяпрепровождения. Однако Busy Girl сильно отличалась от предыдущих вариаций: на ней был твидовый костюм, длинные перчатки и строгая шапочка. По большому счету девочки могли видеть в ней собственных мам - благо работающих мам именно в конце 50-х – начале 60-х стало больше, чем когда-либо в истории. Никаких особых аксессуаров у этой Барби не было. Если верить данным, опубликованным Национальной организацией  женщин Америки, в начале 60-х очень и очень многие женщины зарабатывали себе на жизнь тяжелым физическим трудом, - они были механиками, электриками, водителями автобусов и даже шахтерами. Но рабочая девушка Барби, естественно, не намеревалась надевать каску и рабочую куртку. Я не знаю, так ли одевались в те годы дизайнеры моды, но твидовый костюм, маленькая шапочка и длинные перчатки были фактически униформой девушек из хороших семей, желающих заняться чем-нибудь полезным, пока им не попадется подходящий кандидат в мужья. Так могла выглядеть любая секретарша, машинистка, переписчица, в лучшем случае - учительница. Эта первая «деловая Барби» фактически заложила основу всей будущей карьеры Барби. И действительно, Барби всегда приобретала только профессии представительниц среднего класса, никогда не занималась физическим трудом и не бралась за плохо оплачиваемые профессии.  Рынок вполне оправдывает такой подход: родители девочек из, собственно, среднего класса видят такие профессии в качестве основных, а родители девочек из более бедных слоев населения видят в эти профессиях хорошие ориентиры.

Busy Girl Barbie стала первой в череде бесконечных Барби - бизнес-леди, повторяющихся из года в год с разными аксессуарами и под разными названиями: Business Girl, Busy Woman, Business Executive, Working Girl, Office Barbie  и так далее. Чем занимаются эти Барби, «Маттел» не уточняет, но так или иначе они демонстрируют некоторую четкую позицию: женщина может добиться высоких постов, а карьера – это классно и престижно.

Новые карьерные вариации Барби, как уже было сказано, возникали тогда, когда общественность начинала муссировать тему рабочего статуса женщины, и исчезали, как только эту тему можно было начать игнорировать. Здесь сказался один из главных маркетинговых талантов "Маттел" – талант использовать конъюктуру, запрыгивать на волну обсуждаемой модной темы и соскакивать с нее, когда волна начинает идти на убыль. Профессиональная деятельность Барби развивалась ровно по тем же законам. В 1961-м году Элеонора Рузвельт встала во главе Комиссии по вопросам статуса женщин при правительстве Кеннеди. Этот факт наделал шума, - и в том же году Барби получила профессии дипломированной медсестры и стюардессы. В 1963-м году офис Рузвельт после двух лет исследований опубликовал доклад о дискриминации женщин на рабочих местах, породив целую волну дебатов о допустимых и недопустимых профессиях для представительниц слабого пола. Публикуется Equal Pay Act - речь идет о том, что мужчины и женщины, занимающие одни и те же позиции, должны получать равные зарплаты. В том же году «Маттел» выпускает Business Woman Barbie (она же называлась Career Girl Barbie). Через год к Биллю о гражданских правах добавляется Седьмой параграф - «против дискриминации при приеме на работу». Он включает в себя запрет на дискриминацию по половому признаку, но ситуация остается двойственной: ни билль, ни новую поправку невозможно ратифицировать на местах, поскольку фактически отсутствует механизм контроля, заставляющий работодателя соблюдать навязанные ему правила. Женщины, борющиеся за равноправие на рабочих местах, становятся объектом постоянных насмешек и карикатур в прессе. Таким образом, тема существует – но однозначное отношение к ней не выработано. В результате в 1964-м и 1965-м годах Барби получает целый ряд новых профессий, но все они носят очень осторожный и традиционный характер, а некоторые, по понятиям феминисток, заслуживают осуждения. Так, с одной стороны, Барби оказывается космонавтом  (что, скорее, объясняется бешеным интересом к теме космоса). С другой же стороны, Барби оказывается чирлидером, мажореткой, редактором модного журнала, фотографом моды, учительницей географии и актрисой. В 1966-м году она получает еще одну суперженскую профессию – стюардессы в «Пан-Американ». До 1972-го года никаких особых крупных событий в борьбе женщин за право на свободную карьеру не происходит, и – сюрприз! – «карьерные» Барби исчезают. Но в 1972-м году все снова меняется: Конгресс утверждает Девятый параграф Образовательного кодекса – параграф о равных правах на образование. Кроме того, проводится запрет на сегрегированные объявления о найме рабочей силы – теперь все объявления должны  печататься без специфического указания на предназначение должности для женщин или для мужчин. Девятый параграф означает, что учебные заведения должны отменить квоту на поступление для женщин и отменить запрет принимать женщин на те или иные факультеты. Соответственно, огромное количество представительниц Отныне-Сильного Пола подают заявки на изучение медицины или юриспруденции. Опять бум в прессе, - и «Маттел» выпускает Барби – хирурга, очередной раз продемонстрировав свое поразительное умение держать нос по ветру.

С 1973 по 1978 год, то есть на протяжении пяти лет, Барби фактически не занимается своей карьерой – она отдает все свои силы спорту. Говоря конкретно, Барби становится олимпийской чемпионкой: к олимпиаде 1975-го "Маттел" выпускает «Барби – Золотую Медалистку», «Барби – лыжницу», «Барби – конькобежца» и «Барби – пловчиху» – все они выходят в серии «Олимпийская Барби». Однако в 1977-м году тема «женщины и профессия» возвращается в большой мир: Национальная женская конференция в Техасе собирает невероятное количество участников – 20 тысяч. Тут же на свет появляется «Барби с утра и до вечера» - Day & Night Barbie, которую представляют как business executive – «ответственного руководителя». Эта же модель перерождается спустя семь лет, в 1985-м году, в Business Executive Barbie.

С этого момента карьерный рост Барби становится практически непрерывным. Дело в том, что в 80-е стали годами окончательной победы деловых женщин. Многочисленные нововведения, облегчающие уход за детьми, социальные структуры, позволяющие матерям работать полный день, нарушение семейных сценариев, в результате которых распад брака становится обыденной ситуацией, что заставляет мать-одиночку постоянно работать с целью обеспечить себя и своих детей, плюс плохо соблюдающаяся, но все же существующая правовая основа, создающая равные условия для работающих женщин и мужчин – все это окончательно формирует ситуацию, в которой работа становится совершенно неотъемлемой частью жизни женщин. Золотая девочка компании «Маттел» тоже берется за ум. С этого момента мы получаем хотя бы одну «карьерную» Барби едва ли не каждый год. Например, для женщин все чаще открываются вакансии, раньше доступные только мужчинам, и в конце 80-х – начале 90-х годов телевидение начинает создавать моду на женщин-военных и женщин-полицейских. Это карьерное направление становится постоянным в мире Барби: оно тем выгоднее для «Маттел», что позволяет подчеркнуть патриотизм куклы. В 1989-м году выпускается первая Барби в стиле милитари – так называемая Army Barbie. С 1990-го года ее военная и полицейская карьера становится обретает конкретику: мы получаем капитана военно-воздушных сил, в 1991-м году – офицера флота, в 1993-м году – одновременно военврача и полицейского, в 1994-м – командира летного эскадрона. Причина: огромный интерес общественности к теме армии, вызванный войной в Персидском заливе и ее последствиями. Потом война закончилась, тема армии перестала особо интересовать публику на несколько лет, и Барби оставила свои милитаристские замашки вплоть до 2000-го года, когда армейская тема опять оказалась у всех на устах в связи с иракскими событиями. "Маттел" немедленно произвела на свет «Барби – паратрупера» в комплекте с аптечкой первой помощи (Барби и Кен – паратруперы продаются в коробках, на задней стенке которых изображены… барханы).

Другой пример: в 1992-м году из-за обилия женщин, баллотирующихся на государственные посты, пресса заговорила о «годе женщин». В том же году мы получили «Барби – кандидата в президенты», чей деловой костюм «одним движением руки» превращался в вечернее платье со звездами и полосами. Нам сообщалось, что «Барби отправляется на инаугурационный бал». Подобную же оперативность "Маттел" демонстрирует в 1994-м году. Тогда был принят билль о гендерном равенстве в образовании, и американское правительство сформулировало позицию, требующую поощрять в девушках интерес к разнообразию в выборе карьеры, в частности – к математике, естественным наукам и тому подобным «мальчиковым» сферам деятельности. «Маттел» немедленно выпустила целых пять профессиональных Барби: командир летного эскадрона, астронавт, педиатр, ветеринар и пожарник, - всё - профессии, по большей части традиционно занимаемые оккупированные мужчинами.

И все-таки проявления доброй воли в чистом виде было недостаточно: существовало слишком много желающих обвинять Барби во всех смертных грехах и в частности в проблемах, связанных с социальным статусом женщины. На слишком широкие плечи этой куклы со слишком узкой талией возлагали ответственность за неврозы, связанные с восприятием собственной внешности, за женский консюмеризм, одновременно за сексуальную распущенность и сексуальную неудовлетворенность женщин, за то, что мужчины видят в блондинках безмозглых бимбо, и за прочие женские беды и напасти. После того, как в 1998-м году компания сделала Барби чуть более реалистичной, несколько расширив талию и уменьшив грудь куклы, пришло время еще раз сделать заявку насчет готовности Барби учить девочек прогрессивным идеалам. В 1999-м году «Маттел» сделала огромную кампанию за пропаганду нового имиджа куклы. Компания называлась: «Be anything». «Маттел» подписала контракт с компанией «Girls Incorporated», прежде называвшейся «Girls Club of America» - крупнейшей организацией для девочек в США (следом за ней по численности участниц идет – правильно! - Клуб Любительниц Барби). С этого момента, заявила "Маттел", «все усилия будут сосредоточены не на куклах, а на самих девочках». Рекламы демонстрировали, что девочка может стать хоккейным вратарем, игроком в теннис, астронавтом, компьютерным инженером – словом, фактически кем угодно. Разъяренные феминистки обвинили «Girls Incorporated» в продажности: мол, всегда было известно, что Барби только притворяется карьерной куклой, а на самом деле торгует консюмеризмом и консервативностью в то время, как «Girls Incorporated» изначально заявляла, что намерена настраивать девочек на свободу выбора и на осознание своего права заниматься любым делом по своему вкусу. Я помню публикации, в которых противницы союза "Маттел" и GI с горечью писали: «Нет лучшего способа победить своего врага, чем подкупить его». Так или иначе, союз возник. С этого момента «Маттел» промотировала как бы не кукол, а новые ценности: право мечтать о достижениях, право играть в любые игры - и побеждать. Совместно две девичьих организации проводили акции по профессиональному ориентированию, телешоу, круглые столы. «Маттел» выпустила новую игровую серию кукол под названием: «I can be», - целых шесть карьерных кукол в один год. В этой серии появилась – Барби-пилот, опять Барби–Working Woman (с ноутбуком, мобильным телефоном и неопределимой сферой деятельности), Барби–Учительница Языка Жестов (со сгибающимися пальчиками), Барби–футболистка, Барби–сыщик и Барби–игрок в бейсбол из Высшей Лиги. Правда, в этом же году были выпущены на заказ Барби–официантка (для компании «Coca-Cola») и Барби-косметолог (для компании Avon). В 2000-м  году серия продолжилась; появилась Барби–педиатр, Барби-учительница вождения и Барби-учительница рисования. Но самым интересным дополнением к карьерной линии "Маттел" стала Барби–президент США, - если верить рекламному плакату, «готовая приступить к работе в Овальном офисе». В свете близящихся президентских выборов кукла раскупалась на ура.

Последний на сегодняшний день карьерный рывок Барби совершила в 2002-м году. С тех пор никакого особого интереса в профессиональной деятельности у этой куклы не наблюдалось. С тех пор появилась только одна Барби, которую можно было бы причислить к профессиональным: в 2004-м году "Маттел" выпустила в серии «Happy family» Барби под названием «Baby Doctor» - короче говоря, специалист по неонатальной медицине. Ей предстояло возиться с новорожденным младенцем подруги Мидж. На официальном сайте Барби существует трудно находимый раздел «I can be», так или иначе посвященный будущим карьерным занятиям девочек. Здесь предлагается пять вариантов профессий: врач, художник, учитель рисования, балерина и фигуристка – как видим, ничего радикального. Сторонницы билля о гендорном равенстве в образовании имеют полное право упрекать Барби в ограниченности и консервативности: здесь нет профессий хакера, архитектора, машиниста и финансового аналитика. Но в то же время профессии, присутствующие в списке на сайте, во-первых, требуют серьезного труда, а во-вторых, - связаны с творческим самовыражением. Правда, в этом списке, как в психометрическом тесте, вызывает подозрение слово «доктор» - оно кажется лишним в ряду и, видимо, является очередным примером защитного буфера. Впрочем, если смотреть на более или менее полный список профессий Барби за все годы ее существования, то в целом невозможно упрекнуть ее в потакании сугубо женским занятиям, особенно в последнее время. Мажоретка и чирлидер могут вызвать возмущение у тех, для кого эти занятия сами по себе ассоциируются с тупоголовыми блондинками, но в целом традиционные упреки в адрес Барби сейчас кажутся мне несколько необоснованными.

Если что-то и вызывает у меня неприязнь, то это, скорее, не выбор кукольных профессий как таковой, а то, как все эти профессии подаются. По большому счету, тут ситуация похожа на уже рассмотренную ситуацию с деньгами: совершенно непонятно, откуда что берется. Создается такое впечатление, что Барби приобретает новые профессии так же, как она приобретает новые машины – по щучьему велению, по своему хотению. Она не знает не только трудностей, связанных с получением той или иной профессии, но и трудностей, связанных с профессиональной практикой. В ее деятельности нет элементов труда или усталости. В любом из ее занятий вообще нет отрицательных или неприятных сторон. Начинает казаться, что доктор Барби никогда в жизни не видела ни крови, ни смерти, а Барби–следователь напоминает Айс Вентуру – сыщика по делам домашних животных, а не реального следователя, постоянно имеющего дело с самыми неприглядными сторонами жизни. Когда я узнала, что «Маттел» выпустила Барби-палеонтолога, во мне затеплилась надежда: в конце концов, вот уж профессия, в которой основные аксессуары - пыль да кости. Но выяснилось, что Барби в роли исследователя прошлого выкапывает из земли не окаменелости и не останки мертвых животных, а целых разноцветных динозавриков.

В общем, о Барби как об инструменте профессионального ориентирования не может быть и речи, что бы «Маттел» ни говорила. Нигде, никогда, никаким образом нам не рассказывают о причинах, по которым Барби выбирает ту или иную карьеру. Нам обычно не говорят о талантах или наклонностях, которыми надо обладать для выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, не описывают путь, который необходимо пройти для получения соответствующих навыков. Нам не рассказывют о том, как устроены трудовые будни того же дантиста, или палеонтолога, или даже редактора модного журнала. Типичная сцена из журнальчиков про Барби – Барби–доктор держит за ручку очередного пациента, который благодарит ее не за лечение, связанное, как уже было сказано, с неприятными процедурами, а за добрый совет по поводу сохранения и без того прекрасного здоровья. Так что о профессиональном ориентировании речь не идет – максимум речь идет о некотором кране условном и очень поверхностном стимулировании интереса к той или иной профессии.

Впрочем, меня не оставляет ощущение, что и этого более чем достаточно. Все карьерные Барби делаются, как уже говорилось, не для самих девочек, а для их родителей. Девочки хотят играть в принцесс или в вечеринки и переодевать своих кукол из одной одежки в другую. Если у их мам и пап становится легче на душе от присутствия в наборе некоего подобия зеленой формы хирурга или строгой полицейской униформы, «Маттел» готова производить и промотировать такие вариации куклы. Каждая из них стоит от 10 до 25 долларов, и если родители, озабоченные будущим девочки, подарят ей на Новый год Барби-палеонтолога, это будет лучше, чем если озабоченные ее будущим родители не подарят своей дочери ни единой Барби вообще. И в этом аспекте, как и во всех остальных, мир Барби создается исключительно по запросам и требованиям мира вокруг Барби.

Готовится к печати в издательстве «Новое Литературное Обозрение»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.