28 марта 2024, четверг, 15:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 ноября 2005, 09:36

Нужен ли нам турецкий берег?

17 октября президент России Владимир Путин, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган должны официально открыть трансчерноморский газопровод "Голубой поток". Вокруг этого проекта до поры до времени было достаточно много шума, потом шум поутих, однако какую-то роль в разнообразном взаимодействии наших экономик ему сыграть предстоит. Попробуем разобраться в этом взаимодействии и месте в нем открывающегося газового проекта.

Экономики двух ближайших соседей, России и Турции, переплетены самым тесным образом. Кто из наших людей не отдыхал на турецких курортах, не ходил за покупками в магазины сети «Рамстор», не носил турецких штанов и кожаных курток, не ел турецкого винограда и макарон, не проходил мимо отелей и офисных центров, построенных турецкими строительными компаниями? Все тем или иным образом коснулись товарного изобилия, приплывшего к нам по волнам общего для нас Черного моря.

Так уж получилось, что Россия и Турция, две страны, практически всю свою историю находившиеся в постоянном военно-политическом противостоянии, оказались самыми подходящим друг для друга торговыми партнерами. Это стало ясно сразу после снятия ограничений во внешней торговле в 1991 году, когда на российский рынок хлынул поток турецких товаров, а на морское побережье Турции – поток российских туристов. Турецкие товары и турецкие курорты оказались вполне подходящими по цене и качеству для неизбалованного советского потребителя, поэтому на нашем рынке Турция, неожиданно для всех, заняла вполне достойное место, наряду с грандами мировой торговли и туризма.

Тем более, что кроме товарных поставок и предоставления услуг, турецкие корпорации активно инвестируют в российские компании. Во многом благодаря их вложениям восстановилась казалось бы полностью вымершая телевизионная отрасль России, не говоря уже о развитии предприятий бытовой техники, с которой у нас всегда было очень плохо. Об объеме строительных работ, выполняемых на нашей территории турецкими строителями, измеряемом миллиардами долларов, говорить даже не приходится. Таким образом, Турция в полной мере воспользовалась выгодами международного разделения труда и появлением новых рынков, сумев занять их в самое короткое время.

Но активное присутствие турецких товаров и капиталов на российском рынке - вещь во многом вынужденная. Зарплата в Турции низкая, безработица высокая, поэтому географическая близость России тут же сделала ее одним из активных поставщиков товаров, услуг и инвестиций. Кроме того, турецкие товары находили сбыт на нашем рынке, у которого была очень низкая покупательная способность. А инвестиции шли в те производства, которых в Турции нет (телевизоры), или для создания своей товаропроводящей сети – «Рамстор».

Но вот про присутствие России на турецком рынке, вынужденное или добровольное, того же сказать нельзя. Структура нашего экспорта в Турцию такая же простая и понятная, как и в остальные европейские страны, – нефть, газ и удобрения. Больше мы этому рынку ничего предложить не можем. Правда, для наших компаний есть одно оправдание – Турция уже очень давно стремится вступить в Европейский Союз и поэтому охотнее предоставляет свои рынки для продукции европейских фирм. При этом специальной дискриминации товаров других стран не производится, но вот технические стандарты там европейские, поэтому наше оборудование, даже если оно кому-то и понадобится, эксплуатировать в Турции будет очень трудно. Да и покупателей нашей продукции, обладающих реальными денежными средствами, на турецком берегу будет не много. Страна эта, по большому счету, бедная, свободных ресурсов для инвестиций мало, поэтому технологическое оборудование ей поставляется или в виде прямых иностранных инвестиций, или в виде взносов в уставные капиталы совместных предприятий. То есть все капитальные расходы ложатся на иностранного инвестора, что, по понятным причинам, для российских компаний до недавнего времени было неприемлемо.

Хотя несколько наших компаний, располагающих свободными ресурсами для инвестиций, и попытались недавно поучаствовать в приватизации турецких промышленных активов, они потерпели неудачу. Нефтяная компания «Татнефть» пыталась приобрести холдинг Tupras (нефтеперерабатывающие заводы и бензоколонки), а металлургическая компания «Северсталь» - металлургический концерн Erdemir. Но и в том, и в другом случае заявки российских компаний были перебиты конкурентами, причем турецкие власти и некоторые общественные организации были далеко не в восторге от того, что часть национальной промышленности перейдет под российский контроль. И изо всех сил мешали нашим компаниям участвовать в этих сделках.

И эти сделки - не единственная неудача российских компаний в их попытках закрепиться на турецком берегу. Еще раньше такую же неудачу потерпел «Газпром» с упоминавшимся проектом «Голубой поток» - газопроводом по дну Черного моря в обход территории Украины. То есть сам газопровод был построен и еще до официальной процедуры открытия вроде бы начал успешно функционировать, но вот тех доходов, которые «Газпром» рассчитывал получить от его эксплуатации, он так и не увидел.

Дело в том, что сразу же после запуска газопровода в эксплуатацию в Турции произошел серьезный экономический кризис (отголосок кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997 году и в России в 1998 году), платежеспособность турецких потребителей резко снизилась, и оплачивать российский газ по прежним докризисным ценам они уже не могли. После долгих и трудных переговоров «Газпром» был вынужден пойти на уступки и снизить контрактные цены. Правда, для полноты картины надо отметить, что после кризиса заодно упали цены и на турецкую рабочую силу, что выгодно отразилось на стоимости туристических услуг и расценках строительных компаний, чем российские потребители этих услуг не преминули воспользоваться.

Сложности с проникновением на турецкий рынок коснулись и такого популярного ныне товара, как нефть. Турецкая сторона постоянно ограничивала проход танкеров с российской нефтью через проливы Босфор и Дарданеллы, параллельно ведя строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан - в обход ныне действующего нефтепровода Баку-Новороссийск, чтобы вся азербайджанская нефть (а в будущем и казахская) шла на экспорт, минуя российскую территорию. Тут, конечно, турецкое правительство поступило абсолютно понятным образом, снижая геополитические риски (зависимость от одного поставщика стратегического товара) и увеличивая собственные доходы (плата за транспортировку по своей территории и за перевалку в своем порту). Но пока эти действия не принесли реальных выгод: нефтедобыча в Азербайджане находится на крайне низком уровне, достаточном только для удовлетворения собственных потребностей, а Казахстан еще никак не материализовал высказанный интерес к развитию этого проекта. Так что высока вероятность того, что «турецкая труба» останется сухой еще очень длительное время и средства, вложенные в ее строительство, окажутся выброшенными на ветер.

Эти неудачи, как нам кажется, должны привести к появлению у наших компаний одной простой мысли: что Турция не является надежным торгово-экономическим партнером. И не потому, что там-де не любят русских, или потому, что Турция - член блока НАТО. Само экономическое положение страны настолько далеко от идеала, что видеть в ней долговременный рынок сбыта просто несерьезно. Начнем с того, что у Турции гигантский внешний долг ($162 млрд на конец второго квартала 2005 года), который постоянно нарастает, – еще в начале 2003 года он составлял $133 млрд. Среднегодовой дефицит торгового баланса на протяжении многих лет находится в районе $20 млрд, в том числе в 2004 году он составил 34 млрд и за 9 месяцев 2005 года – почти 32 $млрд. Понятно, что покрывать такой дефицит можно только за счет внешних кредитов, поэтому долговое бремя страны и нарастет. Этот рост долга в скором времени может привести к повторению ситуации 2001 года, когда трудности с обслуживанием внешних кредитов вынудили тогдашнее руководство резко девальвировать лиру, что, в свою очередь, привело к обвалу на фондовом рынке, бегству капиталов и падению промышленного производства и импорта.

В общем, Турция – это зона повышенного экономического риска, и надеяться на то, что там можно заработать хорошие деньги, – верх наивности. Поэтому в отношениях с этой страной нам и дальше стоит придерживаться прежней модели: основные доходы получать от экспорта в более развитые страны Европы, а тратить их в Турции - на еду, одежду, отдых и услуги строителей. И ни на что большее не рассчитывать.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.