29 марта 2024, пятница, 15:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 октября 2006, 08:18

Не та, что раньше

Заявление президента Грузии, сказавшего о своей стране, что «она не та, что три года назад», подтверждается многими фактами. Через несколько месяцев после этого Россия, надеясь на взаимопонимание и основываясь на первых заявлениях лидеров «революции роз», оказала помощь в предотвращении конфликта Тбилиси и Батуми. Даже на российском самолете вывезла князя Абашидзе и его близких в Москву, положившись на обещание президента Саакашвили, что автономия Аджарии останется неприкосновенна, а сам Абашидзе не будет преследоваться. Однако обещания молодых революционеров были забыты, как только самолет взлетел в воздух.

Три года назад пришедшее к власти правительство обещало, что в новой Грузии непризнанные государства будут включены на правах автономий, по образцу итальянской провинции Тироль, однако за три года в Конституцию не внесено ни одного слова об автономиях. Зато осенью 2004 года, по словам президента Саакашвили, при встрече его с участниками конференции «Кавказ в XXI веке: взгляд в будущее» 5000 грузинских солдат готовились к штурму Цхинвали, но он «не дал команды на атаку».

Меньше трех лет назад, находясь в Москве, президент Саакашвили клялся, что если Россия выведет из Грузии свои военные базы, находящиеся там в соответствии с двусторонним договором, подписанным в сентябре 1995 года, российским военнослужащим не будут чинить никаких препятствий. Россия поверила и подписала 31 марта 2006 два соглашения о сроках вывода российских военных баз. Из Ахалкалаки вывод базы должен завершиться в 2007 году, из Батуми – в 2008 году. Вывод баз начался досрочно без ратификации Государственной думой соглашений. Однако в течение трех лет, с 23 ноября 2003 года – момента ухода «хитрого лиса» Шеварднадзе, грузинская сторона неоднократно провоцировала Россию нападениями на российских миротворцев. Примеров тому более чем достаточно.

В ночь с 6 на 7 июля 2004 года были избиты российские миротворцы в Южной Осетии, у многих были похищены личные вещи. При этом грузинская сторона незаконно ввела в зону конфликта тяжелое вооружение.

2 ноября 2004 года грузинскими милиционерами были задержаны и избиты три российских миротворца. 12 мая 2005 года были задержаны безо всякого повода военнослужащие 12-й российской базы в Батуми.

В ночь на 1 февраля 2006 года в грузинском селе Тквиави после ДТП грузовика «Урал», принадлежащего российским миротворцам, с «Жигулями» местного грузинского жителя на месте столкновения «странным образом» оказалось 450 грузинских военнослужащих, которые начали избивать российских военнослужащих в присутствии грузинских СМИ.

8 февраля грузинские власти задержали и отвезли в сторону Грузии трех российских офицеров, прибывших в Южную Осетию для разбора ситуации с ДТП.

27 сентября в Грузии были задержаны более десяти российских военнослужащих. Часть из них была отпущена, а пятерых задержали, обвинив в шпионаже. Штаб группы российских войск был взят в кольцо грузинскими полицейскими, которые требовали выдачи еще одного российского военнослужащего.

Последняя провокация носила особо вызывающий характер. Обвиняя «разведывательную группу ГРУ» в ведении разведки в течение более чем нескольких месяцев, грузинская сторона, похоже, не понимает разницы в функционировании ГРУ, ФСБ и СВР. То, в чем обвиняют разведку ГРУ, – это функции СВР и ФСБ.

Тбилиси лукавит и притворятся в незнании того, что столица Грузии за последние годы превратилась в шпионский муравейник всех спецслужб Европы, Азии и Америки. По насыщенности так называемых «фондов», «учебных центров по безопасности», «общественных институтов», «курсов», «частных гостиниц», под легендами которых работают все разведчики мира, Тбилиси может быть сравним по насыщенности спецслужбами с Тегераном времен Второй мировой войны или Амстердамом и Стокгольмом времен разгара Холодной войны. Только «американские советники» занимают, без объявления, весь четвертый этаж Министерства обороны Грузии, как раз напротив штаба ГРВЗ. Грузинским военнослужащим нет доступа на этот этаж. Для них лифт открывается на третьем и сразу на пятом этажах. Всем жителям Тбилиси известны новые комплексы зданий американского посольства, на горе, перед тбилисской зоной отдыха, сравнимые с посольствами Америки в Москве или Берлине.

Три года назад ни одно из официальных лиц Республики Грузия не позволяло себе говорить в наглом и вызывающем тоне, языком грузинских воров в законе, о России как о стране, «где съедят все дерьмо, которое туда поставляют». Фраза нынешнего министра собороны Окруашвили. Или можно вспомнить последнее заявление министра внутренних дел Мерабишвили о том, что «Россия – обыкновенная беспомощная страна», и далее – «если Россия пойдет на масштабные провокации, пострадает сама». Видимо, дипломатические уступки России Грузия посчитала слабостью и перешла допустимые границы терпения.

Из этой ситуации Россия обязана сделать несколько важных выводов.

Первый вывод заключается в том, что имперское мышление Сааакашвили поддерживается всеми партиями нынешнего грузинского парламента и массами населения.

Это мышление оценивает российско-грузинские отношения крайне негативно. Отсюда признание образа Грузии как республики, «больше всего пострадавшей в годы советского тоталитаризма», и идея, что «кремлевская политика в советские времена и сейчас направлена на расчленение территории Грузии».

Второй вывод заключается в том, что нынешнее руководство Грузии своими жесткими действиями и провокациями желает ускорить процесс решения замороженных конфликтов на грузинских условиях и любой ценой, не взирая ни на что пытается начать процесс включения в свой состав непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия. При этом южноосетинская и абхазская автономии рассматриваются как в принципе неправомочные и не имеющие исторического обоснования.

Третий вывод заключается в том, что, надеясь на покровительство великих держав Запада, в Тбилиси пытаются решить вопрос об ускорении вывода российских баз с территории Грузии, вытесняя российских миротворцев и стараясь максимально интернационализировать миротворческий контингент, заменив российских военнослужащих миротворцами из стран НАТО (например, Турции или Польши). Кроме того, Тбилиси стремится в максимально быстрые сроки оформить вступление в НАТО и Евросоюз. С этой целью идет формирование общественного мнения о реальной угрозе, исходящей от России, которая «оккупирует непризнанные государства», «проводит политические диверсии» и «использует энергетические ресурсы в своих политических целях».

Четвертый вывод заключается в признании того факта, что конфронтация между Россией и Грузией превзошла, по вине последней, управляемый и контролируемый уровень. За этим последует длительный период не только охлаждения и замораживания отношений с Грузией в политической, экономической, пограничной, торговой и транспортной сферах, но и возможного напряжения в отношениях с США и Великобританией.

Одновременно следует ожидать переноса противостояния позиций России и Грузии на международную арену. При этом можно полагать, что позиции Грузии и ГУАМ будут поддерживаться в Евросоюзе, где усилиями Великобритании, Литвы, Польши и других стран Восточной Европы – в противовес Франции, Германии, возможно, Италии – в Европарламенте и Еврокомиссии подготовлены политические рекомендации в отношении России. В ООН следует ожидать бюрократического затягивания процесса рассмотрения поставленных проблем при создании специальных групп или комиссий. Россия, по всей видимости, для разговора на понятном для Запада языке использует площадки ПАСЕ и ОБСЕ, чтобы представить факты нарушения нынешней Грузией прав человека и национальных меньшинств, сокрытия истинного числа беженцев, нарушения международных договоров в конфликтных зонах Южной Осетии и Абхазии.

Пятый вывод состоит в том, что, судя по фразеологии высших должностных лиц, позволяющих себе наносить прямые оскорбления национальному достоинству России, и по хамскому характеру провокаций, Грузия теряет право считаться цивилизованной страной. В цивилизованных государствах так не делается.

Во время службы в ГДР мне приходилось задерживать сотрудников «миссий связи», под легендой которых работали разведчики Великобритании, США и Франции. Но мы не позволяли себе насильно вытаскивать их из машины, а по прибытии сотрудников посольств выдворяли из запретных для них зон. К сожалению, вся территория Грузинской республики сейчас является запретной зоной, но только для российских военнослужащих.

Основываясь на этих выводах, Россия обязана принять адекватные меры для защиты своих национальных интересов. В частности, следует признать, что вариант федеративного устройства Грузии, на основании которого можно было бы рассчитывать на сохранение Грузии как единого государства, потерпел провал.

В нынешней ситуации следует ускорить рассмотрение в Государственной думе вопроса признания непризнанных государств Южной Осетии и Абхазии. Следует учитывать тот факт, что Цхинвали и Сухуми фактически обладают всеми характеристиками государственности. В них 15 лет функционирует законодательная и исполнительная власть, действует система образования и здравоохранения, в них на демократических основаниях происходят выборы, имеются силовые и полицейские структуры. А главное – власть в этих республиках пользуется поддержкой населения.

Грузия не та, что была три года назад.

Но и Россия уже не та.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.