29 марта 2024, пятница, 09:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 мая 2007, 16:55

История онлайн: 27 апреля - 3 мая 2007

Прошедшие дни были весьма основательными. В том смысле, что события были не так чтобы отчетливыми событиями, зато они создали весьма конкретную систему ощущений, главным среди которых оказалось ощущение возникающего безвременья. Понятно, что ближе к смене власти какой-то оттенок безвременья неизбежен, но тут был другой случай.

Смерть Ельцина вовсе не выглядела ключом, который отпирает это безвременье, несмотря на разнообразные отклики, представлявшие ее концом эпохи. Было бы странно, если бы эпохи заканчивались на основании свидетельств на их счет. Но дальше ситуация стала напрягаться –  прежде всего эмоциональным образом. Было выступление Путина перед федеральным собранием, на котором было сообщено, что это его последнее выступление в нынешнем качестве: так не так, но неопределенность добрала еще несколько пунктов, и некий барьер был преодолен. Было достаточно двух смертей в пятницу - Лаврова и Ростроповича - чтобы ощущение начавшейся смены исторических обстоятельств стало массовым. Это вызвало уже общую нервную реакцию, к этим смертям была подверстана и кончина Патриарха, и примерно до вечера субботы, 28-го СМИ занимались гипотезами исключительно по этому поводу, и все – в одном пакете. В принципе, откуда тут могло возникнуть ощущение полного переустройства бытия, в конце концов, все умершие достигли вполне почтенного возраста. Тем не менее…

Тут включился эстонский фактор. Памятник за эту неделю сняли и перемонтировали, но его переустановка не изменила позицию лиц, ранее протестовавших против его уничтожения. Теперь требования состоят уже даже в том, чтобы переместить эстонское посольство, поскольку его консульская часть нарушает исторический облик Москвы. Имелись также высказывания членов делегации Госдумы РФ в Таллинне, потребовавших от премьера Эстонии отставки и, заодно, восстановления памятника на прежнем месте. Министр С.Лавров уже объяснил Евросоюзу про европейские ценности, чуть ранее спикер Совфеда С.Миронов, потребовал разорвать дипломатические отношения с Эстонией и провел эту идею через Совет Федерации, который сделал кому-то соответствующее предложение. Между прочим, продемонстрировав, что ветвью власти он не является: только и делает, что куда-то делегирует ответственность. Госдума не отстала, потребовав отозвать из Эстонии российского посла и не пускать в Россию эстонских политиков. Так что и она продемонстрировала ровно то же отсутствие политической субъектности – ее заявления не значат ничего. Ну да, эстонский премьер, конечно, выражается вполне как мачо, российские политики тут, по крайней мере, держат паритет, однако по части дееспособности с эстонцем конкурировать не могут никак, хотя их много, а он - один.

Вообще же, совокупность всех этих фактов вполне свидетельствует о том, что первичны не они, а само это внезапно возникшее безвременье. Тема памятника новой не была, ее вполне интенсивно обсуждали на телевизионных ток-шоу чуть ли не полгода назад, в том числе - с эстонским послом. Причем и тогда речь шла о переносе. Это все не на тему, кто  прав, а кто виноват, но лишь о направлении, которое получают определенные действия и мысли при наличии определенных психофизических ощущений. Перенос памятника был воспринят так, будто налицо полная новизна, то есть предыдущую память слово бы отшибло.

Собственно, все эти заявления и соревнования в том, что и как следует сделать Эстонии, свидетельствовали вовсе не о некоторой позиции в отношении истории, но о желании иметь хоть какую-то определенность. Что происходит не понятно, а тут – удобный случай, чтобы трактовать его как понятный и на этой основе производить столь же понятные действия.  Другое дело, что этим аутотренингом дело не ограничилось, благодаря пикетчикам проблема выехала на несколько иной уровень – как-то с дипнеприкосновенностью по-любому перебор. Да, различные известные ранее молодежные организации уже начинают упоминаться объединительным образом: как хунвейбины.

ЕС в свою очередь стала смотреть на ситуацию в Москве с дипломатических позиций, а вот воспринимать действия отдельных групп граждан как реализацию ими своих гражданских свобод что-то не хочет. Еврокомиссия и заявление приняла, и собирается направить в Россию делегацию. Понятно, что речь идет вовсе не о деятельности молодежных активистов, а об ответственности боле высокого уровня. Вообще-то можно представить себе, какой отклик этот визит получит в данных медийных и комментаторских обстоятельствах. Вот тут–то и начнутся самые исторические события с последствиями. Вариант простой – все многочисленные эпитеты, которыми покрывалась Эстония, будет перенесены на Евросоюз в целом. Но интересно: как отнесется делегация ЕС (если приедет) к обеим палатам Федерального собрания? Сделает вид, что они являются ветвями власти? Дело-то реально историческое: отношения с Европой сейчас невнятные, а вот конкретный повод, чтобы они и определились.

А сама по себе эстонская ситуация довольно интересна. Речь не столько о переустановке памятника, сколько о беспорядках. Понятно, что история с памятником была поводом, а не причиной. Причиной же было неблагополучие в ситуации с русскоязычными, преимущественно, не вполне социально благополучными. Россия тут совершенно не при делах, это ее не касается. Мало того, чем интенсивнее Россия начинает высказываться по поводу защиты соотечественников, тем дальше от нее отодвигаются тамошние русские – но это уже давняя история.

Что до интеграционных проблем, то есть - проблем эстонских и латвийских, то там не все очевидно. Заявления на тему, что де не дают возможности интегрироваться, ущемляют и т.п., это объяснения для простодушных или ангажированных. Что такое "не давать возможности интегрироваться"? Одни люди вполне вписываются, другие – никак, притом, что норматива вписывания нет, тут же по вкусу: негражданин так негражданин, квартплату не повысят, а теперь и в Шенген можно без виз ездить. Требуется ли здесь от государства какая-то специальная программа по обращению с недоинтегрировавшимися, как с лицами, в принципе неспособными это сделать? Но тогда получится, что это уже не интеграция, а какой-то лечебный процесс, притом – насильственного характера. Что можно сделать с гетто, тем более – возникшем на языковой основе, как оттуда вытащить людей? Это нетривиальная задача. Вводить какие-то социальные преференции? Или такая ситуация: никто этих людей не прессует, никто до них не докапывается, тут-то они и ощущают свою заброшенность?

Пока ситуацию достаточно грамотно разрулил президент Ильвес, по крайней мере, в формате декларации, но из этого заявления не следует, что найден вариант решения проблемы. Будут ли ее искать? Да вроде ищут, только пока не находят. Опять же, запоздали эти заявления Ильвеса и последовавшего за ним Ансипа или нет? Например, для самого Ансипа? Кроме того, относится ли все сказанное только к условным "жителям окраин" или же на свой счет это принимают и другие русские? А если принимают, то ситуационно или всегда? Вряд ли всегда, но тут не поймешь, потому что все тренды - учитывая численность населения Эстонии – тут достаточно фиктивны, все случаи частные.

Так что блок упомянутых событий фактически занял собой все место, где должны были находиться события недели. И, в общем, не понять, происходило ли еще что либо еще. Вот и получается, что больше ничего и не было. Хотя, да, был еще установлен рекорд по количеству демонстраций на 1-е мая в Москве. Надо его зафиксировать.

Московская Федерация профсоюзов и московская же организация "Единой России" ходили по Тверской, но недалеко, от 1-ой Тверской-Ямской до мэрии, где и помитинговали с видом на окна Лужкова. КПРФ и другие левые прошлись от Калужской площади до памятника Маркса на Театральной. "Трудовая Россия" тоже пошла от Калужской, но до памятника Жукову. "Яблоко" пошло от Соловецкого камня на Лубянской площади мимо здания Администрации Президента (отмечено особо) до Славянской площади. У них даже богаче получилось - к ним присоединился ОГФ, который тоже шел почему-то с Калужской. "Справедливая Россия": Родина/ Пенсионеры/ Жизнь" прошлись от площади Белорусского вокзала до памятника Маяковскому, смешное расстояние. А Независимые профсоюзы (ВКТ и КТР) вообще ограничились митингом у Памятника героям 1905 года. Анархисты, анархо-коммунисты, движение "Автономное действие" анонсировали "несанкционированное шествие анархистов под лозунгом "Права не дают, права берут!" в рамках фестиваля "Черно-красный Первомай"", с какой целью собрались перед церковью Климента (на углу Пятницкой и Климентовского) и пошли к Кремлю по Пятницкой, но перед Большим Устьинским мостом были разогнаны милицией с арестом 15 человек. Еще было шествие русских националистов от оргкомитета Русского Марша (ДПНИ, Славянский Союз, Национально-Державная Партия России, Национально-Патриотический Фронт "Память" и др.) Тут, что характерно, точкой сбора была станции метро "ВДНХ", точнее – алея Космонавтов. Могло показаться, что идея перевода всех шествий на ВВЦ начинает обретать реальность, однако ж на ВВЦ они не пошли, а свернули на Королева и устроили митинг у Останкинского телецентра. Возле пруда. Но вот, казалось бы, 1-мая – международная солидарность трудящихся. А лозунги "Россия - для русских, Москва – для москвичей", "Мир, труд, май – гастарбайтер уезжай", "Многоцветная страна  русским больше не нужна". Но почему к телецентру? Туда-то как раз мигранту не проникнуть, режимное предприятие. Возможно, что они митинговали перед утками с пруда, но и утки там, кажется, вполне местные, а не мигрирующие.

В сумме, вроде восемь маршей. Но странно, что за исключением "Единой России" и то - в московском варианте, власть не представлял никто. Отчасти понятно, группы молодых товарищей были заняты, митинговали перед эстонским посольством. Сама власть решала насущные проблемы кадрового свойства. Президент, например, Путин внес на рассмотрение Московской областной Думы кандидатуру Бориса Громова в качестве губернатора. Громов обратился с вопросом о доверии досрочно, поговорив с Путиным 19 апреля. В начале мая доверие обрел. Надо ли как-то специально думать, отчего Путин думал так долго? Ну да, начиная с прошлого понедельника ему было явно не до Громова, однако ж и до понедельника время было. Словом, останется Громов областью руководить. Поди, пойми, может подстраховаться решил, если у него вдруг с Ивановым (например) отношения плохие.

На самом деле тема возникающего безвременья, она не ситуационная, пригодная только для этой неделе.  Все несколько сложнее. На неделе вышел первый номер журнала "Русская жизнь", являющегося проектом, сильно связанным с партией г-на Миронова "Справедливая Россия". Прямой партийной накачки там нет, политики вообще нет (разве что к ней можно отнести хорошую статью Татьяны Москвиной, да и то речь просто о нынешнем состоянии Петербурга - несмотря на то, что к статье подверстана фотография Аничкова моста по состоянию на конец 70-х, а то и на их начало). Дело в другом, именно что в безвременье. С отсутствием политики в номере это не связано, связано с общим тоном этой как бы культурологии, которая преимущественно и заполнила выпуск резонерствами эссеистов-репортеров по поводу всего подряд. Создается ощущение именно полной остановки времени, - не из-за отсутствия актуальностей, а вот как-то вообще: история уже свершилась, судьбы определены и можно – будто ожидая поезда – предаться интерпретациям былого. То есть, безвременье может быть и чисто внутренним фактом для отдельных социальных слоев или просто частных лиц. Но вот проявляет оно себя вполне общефедерально.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.