29 марта 2024, пятница, 10:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 ноября 2007, 13:55

История онлайн 2 – 8 ноября 2007

В среду в Полит.ру произошла внутриредакционная политическая дискуссия. Разумеется, по конкретному поводу: что делать с проектом г-на Султыгова, опубликованным на сайте "Единой России"? Смысл опуса, как известно, состоял в том, что Россия категорически нуждается в том, чтобы обустроить В.В.Путина на общее благо. Концепция Султыгова имела в виду создать  Всероссийский общественно-политический форум, через который будет учрежден новый политический институт - институт национального лидера. Форум был даже назван Гражданским собором. Текст был расположен на сайте "Единой России". Забегая вперед, следует отметить, что теперь его уже там нет (был тут, а теперь ссылка ведет на главную страницу; зато есть на Кремле.орг, но - уже погруженный в критический контекст). Разумеется, во время внутриредакционного диспута данный факт еще не совершился.

Так что одна из доминант диспута состояла в том, что какого черта мы тут будем пиарить "Единую Россию" с ее очередным планом по переустройству российского государства. Предположение о том, что данная статья не является консолидированной точкой зрения ЕР, не возникло в принципе. В ходе дискуссии было решено заметку все же опубликовать. В пользу данного решения сработал тот факт, что проект Султыгова переводил метафорические рассуждения о Путине как лидере нации в институциональную форму. Раньше все-таки, о его месте в политике говорилось как-то обтекаемо, а тут уже конкретный вариант. Что такое институция? По словарям примерно так: политический институт есть устойчивый вид социального взаимодействия в определенном сегменте отношений политической власти и общества. Там еще дополнение, касающееся слово "устойчивый": устойчивый: институтом может называться объективное, самовоспроизводящееся социальное образование, не зависящее от воли и желания отдельных индивидов. С самовоспроизведением несколько проблемно, но, в общем, каждый человек отчасти самовоспроизводится по утрам, так что институции могут воспроизводится всякий раз с началом своей трудовой деятельности по рабочим дням.

Как выяснилось чуть позже, Султыгов "сделал день" не только нам. В ту же среду, 7 ноября прошло очередное заседании Клуба политического действия "4 ноября".  Тема: "Политическая модель России после марта 2008 года". Да, она была обтекаемой, но в любом случае никакой Султыгов в ней не отсвечивал, а вот оказал же влияние на ход мероприятия. Сводить всю историю только к нему – нелепо, но оказал. Кроме того, заседание оказалось, пожалуй, наиболее внятным изложением политической проблематики с точки зрения политологической и экспертной, оно вполне "сделало неделю". Поэтому тут будет приведена его стенограмма. Точнее, не совсем уж стенограмма, какие-то вещи будут сокращены, другие – пересказаны, но в целом все так и было.

Открывая мероприятие, г-н Фадеев сделал категорическое заявление, состоявшее в том, что деятельность различных площадок типа "4 ноября" – не вредна для российской государственности. И даже обосновал: тем, что наличие разных точек зрения и дискуссии не означают раскола, потому что сейчас не должно быть модели КПСС, потому что партии сейчас сложнее. Также он выразил уверенность в  том, что если идеи, произведенные в политических клубах, будут на что-то влиять, то это будет только хорошо. И - представил брошюру синего цвета, формата А4, сообщив что там и только там находится План Путина. Имелось в виду, что Михаил Рогожников не просто прочитал послания Путина Федеральному собранию по вертикали (то етсь хронологически). Он их нарезал горизонтально, то есть – по темам, в сумме и появился вполне связный документ. Словом, теперь План Путина существует в лаконичном виде, права на него отчасти принадлежат ИнОПу, на сайте ее пока нет, может и вывесят, но в данном случае это не столь важно, поскольку Рогожников стал говорить о другом. Его темой была новая социальная структура и те требования, который она будет предъявлять. Примерно так:

Главное – будущая повестка и политическая мобилизация среднего класса. Путин получил страну без среднего класса, следующему президенту передает со средним, который, начиная с 2000 года вполне сложился. По Рогожникову, это - образованная статусная общественная группа, эмансипированная от государства. При СССР его не было, все зависели от государства. Раньше тоже зависели. Мораль: вскоре политика не сможет оставаться кулуарным делом. В чем проблема с пассивностью среднего класса? Возможно, дело в том, что его не хотят замечать политические игроки. Но президент-то ведь замечает: и в Послании Фед.собранию, и на Валдайском форуме. Средний класс был им определен как носитель демократической идеологии. Рогожников сообщил о том, что когда ИнОП делал свое исследование по среднему классу (пару лет назад), то еще не ощущалась окончательность его становления. Теперь она произошла, так что именно его политическая мобилизация и станет основой политической повестки 2008-2012 годов. "Крупнейшая группа вопиюще не представлена политически". Все ее интересы ущемлены по всему фронту, ни одна из партий не выносит их в свои программы. Причины? Главная, кажется, в том, что политическим силам не нужен такой игрок, но есть еще одна: оторванность от среднего класса интеллигенции – гуманитариев: философов, социологов, способных формулировать идеологию. "У нас всегда была интеллигенция, но никогда не было среднего класса. В Европе наоборот – идут из среднего класса в интеллигенцию. У нас - по иному образцу. Сакральный образ самой себя – ощущение блестящей изоляции". Интеллигенция выстраивает сложную систему отношений с государством – что объясняется нежеланием расставаться с ролью эксклюзивного партнера государства. А попытки гуманитариев доказать, что среднего класса нет, мешает обретению средним классом самосознания и представительства.

Вывод: элиты – они и образованные и т.п., но не считают, что являются представителями какик-то слоев. У них нет идеологии – их носителем являются только социальные группы. Итак: есть средний класс, который игнорируют политические силы, а интеллигенция отказывается его представлять.

Виды на будущее, однако, позитивны: впервые есть и средний класс и интеллигенция. Скоро эпицентром станет новое поколение. Политическая мобилизация неизбежна. Если кто-то обратится к интеллигенции, то все пройдет мирно, если нет – надо помнить, что средние слои не всегда являются оплотом стабильности. 25-процентная доля среднего класса не обеспечивает стабильности, она возможна только от 50 процентов. Изоляция опасна тем, что там возникают маргинальные интересы. Туда приходит маргинальная интеллигенция националистического толка. И надо помнить, что в России еще продолжается учредительный период, период учреждения государства. При любом варианте после марта неизбежно расширение политических процедур – неизбежным их делает характер общества.

В.Фадеев, разумеется, сделал тут угрожающий вывод о том, что смычка среднего класса и интеллигенции несет огромные риски. Смычка интеллигенции и пролетариата – беда, а теперь – новая беда надвигается. Значит, надо от кого-то из них избавиться. Г-н Павловский уточнил, что от одних можно избавиться с помощью других. Однако тут же стало не очень понятно, от кого, собственно, поскольку позиция Рогожникова получила сильный удар со стороны г-на Гуревича.

Гуревич уточнил: средний класс – не эмансипированный от государства. Это полное заблуждение, учитывая роль госсектора в экономике. И доля этих людей растет, и именно эти люди будут очень зависимым от государства. Какая тут эмансипация, когда сейчас половина или две трети среднего класса будут встроены в систему государства?

В.Фадеев попытался развести это ситуацию (естественно, Рогожников все-таки излагал мировоззрение ИнОПа): "Рогожников имел в виду… это сложно. Мы только теперь научились точно называть признаки среднего класса. Сейчас это – современность, эти люди адекватны современной жизни и, второе, частная жизнь. В СССР не было частной жизни. Государство теперь не адекватно частной жизни. Вот где риски. Или их прижать и сузить пространство частной жизни, или создать для них комфорт".

Сергей Марков начал с утверждения о том, что лично у него в СССР частная жизнь была. Последовавшую реплику Фадеева о том, что не надо путать жизнь частную и интимную, он парировал, заявив, что она у него была разнообразной. И перешел к общему:

"Раньше всегда спрашивали, почему студенты не активны политически. Потом я понял, что они находятся впереди общественного прогресса, они уходят от принудительной коллективности в частную жизнь. А сейчас растет значение гражданских ценностей, оформляется добровольная коллективность. Нет задачи максимально изолировать частную жизнь, надо дополнить ее общественной, от которой оказались отключены миллионы людей".

Теперь по теме: политическая система не складывается по генеральному плану. Его нет и быть не может, поскольку нет доминирующей идеологии. Так что политический процесс имеет вид не технологии ее реализации, а решений по практическим проблемам. Важнейшая: проблема-2008. В России нет традиции передачи власти. Она никогда не происходила нормально, даже от Ельцина к Путину. Вот с точки зрения Березовского и Ходорковского - идеален ли был переход? И никто ведь не хочет сейчас повторить их судьбу. Два варианта: уникальное решение в этот раз, второй – формирование русской модели перехода власти. "Замечу – другие страны сумели сформировать такую систему перехода". Задача для российского политического класса: создать именно такую систему, а не просто решить уникальную проблему. Хотя стихийно формирующаяся модель может быть использована Новый президент получает власть. Но не полностью, возникает треугольник: новый президент – премьер – парламентское большинство, на которое опирается премьер.  Ельцин ведь согласился в свое время на Примакова, которого поддержало большинство Думы. "Общенациональный лидер" опирается на парламентское большинство, массовую поддержку и, возможно, на какие-то другие инструменты вроде Совета Федерации.

Если деятельность нового президента успешна, то он со временем становится национальным лидером. Иначе – общенациональный лидер сохраняет свою популярность,  может сдерживать политику неуспешного президента и заменить его во время следующего избирательного цикла. Это может быть российской моделью. России надо перейти к стабильности, основанной на институтах. Главная угроза: перетекание принятия решений из конституционных органов в теневые структуры. Иногда это кажется  привлекательным, но такой переход был бы шагом к понижению роли институтов, а  требуется совершенно другое.

Г.Павловский: "Нет ничего более опасного, чем понятие лидера-наследника. Это может уничтожить всю головку власти. Наследник может оказаться опасным в этом качестве. Потому понятие преемника неприемлемо, любой преемник - узурпатор лидера, это может быть только узурпатор. Открытый или скрытый - другой вопрос. Наша проблема – мы запоздало, даже по датам начинаем дискуссию по основной модели – на последнем месяце избирательной кампании, которая меняет модель политической системы – в рамках Конституции. Давно надо обсуждать параметры и границы этого изменения. Продление ситуации было возможно только в варианте третьего срока. Поскольку от этого оказался лидер и почти вся его команда, мы вступили в пору инноваций. И они могут быть небезопасны. Публикация удивительной статьи товарища Султыгова на сайте "Единой России" является возмутительным ударом по всем установкам ЕР как демократической партии, по принципам президента. Предлагаемое введение странного института национального лидерства встречается даже не во всех тоталитарных странах. Это не приветствуется даже в принципиально авторитарных системах. Вот, мы видим какие начинаются инновации. В данном случае он дал возможность противникам партии обширное поле для инсинуаций.

К сожалению, в одном отношении конец этого цикла отличается в худшую сторону, в чрезвычайно важном отношении. В тот раз кампания планировалась вся, в пакете – с созданием центра планирования политики следующей администрации. То, что было названо ЦСР, работало фактически еще с ранней осени 1999 года – чтобы разрабатывать политику следующего президентства. Мы все знаем, чем грешила эта структура, но, тем не менее, концепция финансовой власти разрабатывалась тогда и там. Сегодня нет ничего сравнимого. Создаем корпорации, но нет моделей корпораций и их совмещения с государственной политической системой. Имеем набор противоречивых законодательств – это не проработанные в качестве модели очаги реальной политической и экономической власти.

Один пункт, который не делал ЦСР, но который внес лично Путин – приоритет создания системы, сопротивляющейся ошикбам экстремального характера, которые приводят к уничтожению системы. Большинство русских катастроф вытекали из - с виду - рациональных стратегий, поэтому любая новая модель должна разрабатываться с учетом этого параметра. Надо обсуждать пределы возможного".

Тут Борис Макаренко предложил увязать средний класс и эту будущую модель. "Они  тесно связаны:  модель должна быть увязана с целями среднего класса. Если 25 процентов – это класс в себе, но не класс для себя. Ему должно стать страшно потерять". Средний класс автовладельцев однажды выступил – давно уже, по поводу истории с гибелью губернатора Евдокимова. Модель станет успешной, если будет отвечать задачам среднего класса. Многим политикам проще получить оставшиеся 75%, но мы спрашивали у них: в чем состоит План путина? "Нацпроекты" – отвечали, а никакие не послания. Всем им достаточно того, что есть лидер, он не уходит, и у Путина есть план. То есть, Путин получает мандат делать то, что считает нужным. Тут и окно возможностей, и опасность. Это не будет модель парламентской демократии, поскольку выборы президента останутся. Не премьер-президентсткая модель, как во Франции. Если бы Путин внес в Конституцию пункт о третьем сроке – он действовал бы для себя, а так он получает мандат, о котором не просил. Режим будет переходным. Через 4 года или ранее все вернется обратно, в любом случае этот диархический режим последователен и не сталкивается с организованной оппозицией.  Но именно средний класс наиболее скептически отнесся к принятию президентом решения возглавить список ЕР -  вот та ткачиха, она запомнилась. Опасность возвращения в Советский союз - главное. В остальном режим будет эволюционный.

В.Фадеев не прошел мимо очередной возможности обострить ситуацию, в связи с чем отметил, что на ткачиху реагирует не средний класс, а интеллигенция. "Ткачиха должна присутствовать" – потому что съезды политических партий и прочие подобные мероприятия, это вообще шоу. Болезненно отнеслись: это норма политического процесса, так что надо быть не такими романтиками. Но вот работать надо действительно со всем спектром, а те, кто не хочет работать со всем обществом, будут наказан. Тем не менее (это уже от редакции) не очень-то понятно, почему именно слова ткачихи внесли решающий вклад в озвученное Путиным решение возглавить список ЕР.

А.Привалов. Рогожников вот закончил словами: при любой конфигурации, после марта неизбежно расширение политического пространства.

М.Рогожников:  Легитимной…

А… легитимной… - умиротворился Привалов и перешел к собственно высказыванию. С его точки зрения, самый точный прогноз погоды на завтра – будет, как сегодня. Так что система останется примерно той же. И ход, и результаты кампаний представляются  – "очень вежливо говоря" – не удовлетворительными. Что провозглашалось целью? Стабильность и преемственность курса. Что нужно для этого? Стабильность и преемственность зависят от того, насколько гражданам страны ясно, в какую сторону меняется система. То, к чему они привыкли. Но никто не хочет об этом сказать ни слова . "Есть круг людей, которые понимают, какие ориентиры тут поставлены, но они предпочитают нам этого не говорить. Так вот, этот советник Басаева от имени "Единой России" впервые рассказал о том, как будет меняться система. Почему это делается? Марков призывал вникнуть в то, какая это проблема для тех, кто рядом. Но я бы предпочел говорить о рисках для всей страны. Все мы сойдемся в том, что вертикаль власти это метафора, а не реальность. Черкесов напомнил об этом. В последние месяцы все это нарастает, как девятый вал. Ни системная, ни внесистемная оппозиции ничего тут не говорят и не скажут. Но мы говорим о доминирующей партии, это ее обязанность сказать, не устами Султыгова, а кого-то еще – сказать, как они хотят все устроить. Да, скорее всего, ничего не изменится. Но мы можем говорить о диархии, но будет именно ее оттенок, долго не продержится. Никто не придумал, как ее сделать устойчивой и, значит, это скоро пройдет. Да, хочется развития системы, но в момент ужесточения экономической ситуации диархия - удобный путь к могиле. Требуется, чтобы была оглашена позиция ведущей партии. Чтобы она после 2 декабря выработала свое решение о том, кого предложит в президента Российской федерации".

А г-н Жарихин окончательно свел вместе средний класс, преемника, Султыгова и общие виды на политическую ситуацию. Он сомневается в том, что возможен дэнсяопиновский вариант, отчего и выдвинул гипотезу, согласно которой Путин создаст свою партию, причем именно она станет партией среднего класса. "Является ли этой партией "Единая Россия" – сильные сомнения, после Султыгова".

Так что все сведено вместе, и именно так выглядела политическая мысль Москвы по состоянию на вечер 7 ноября.

Обсудить статью

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.