29 марта 2024, пятница, 17:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 апреля 2008, 09:45

10000 знаков о том, что такое история

Iστορίά в древнегреческом языке буквально означало: расспросы, разыскание, исследование; ιστορ — знающий, сведущий человек.

«Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности», — так в середине V века до Р.Х. начинал свою «Историю» один очень сведущий грек того времени.

Ключевые понятия этой фразы Геродота — сведения и деяния; в греческом источнике это слова ιστορίης άπόδεξις (более подробное значение: «изложение исследования»; «изложение сведений, полученных путем расспросов») и έργα («все, что совершено людьми»; «вообще результаты человеческой деятельности».

Впоследствии слово ιστορίά перешло в другие языки (лат. historia, франц. histoire, англ. history и т.п.), а значение его расширилось: историей стали называть не только сведения о прошедших событиях, но и сами прошедшие события — как всеобще значимые («Естественная история»; «История Европы»; «История России» и т.п), так и занимательные в качестве частного случая («Расскажу вам историю...» или «Вот какая случилась история...» — стереотипные вступления к рассказам о случаях из частной жизни).

Появились выражения историческое прошлое, исторический момент, исторический материал, исторический факт, законы истории... И проч.      

Историческим прошлым обычно называют то самое, что Геродот называл словом έργα, — «все, что совершено людьми», «вообще результаты человеческой деятельности», то, что сохранилось от людей, живших раньше, — храмы, дворцы, статуи, предметы домашнего обихода, оружие, правительственные постановления, частные письма, долговые расписки, хроники, газеты, журналы... В общем, примерно то же самое, что есть в нашей жизни.

Жизнь непрерывна. История жизни фрагментарна. Повседневные события забываются навсегда — от прожитого вчера, в прошлом году или в детстве остаются только общие впечатления в виде размытых образов. Такие способы устранить забвение, как фотографии или мемуары, хотя придают контуры образам прошлого, но зато упрощают их, только усиливая эффект фрагментарности.

В этом отношении историческое прошлое и наша собственная прошедшая жизнь одинаковы. И от того и от другой остаются только «результаты деятельности». Мы смотрим на них со стороны и извне.

Однако мы совсем по-разному понимаем и переживаем историческое и наше собственное прошлое — в нашей памяти они отделены друг от друга.

Историческое прошлое — это то, что осталось в коллективной памяти: о чем есть сведения в архивных документах, что найдено во время археологических раскопок, что написано  в исторических исследованиях и учебниках, что стало музейным экспонатом — словом, существующее для публичного обозрения потомков. Фрагменты частной жизни попадают сюда случайно, выборочно и редко. Так, например, попали в историю каменные топоры, глиняные горшки, берестяные грамоты, шлемы, мечи и кольчуги, при жизни их владельцев для выставки не предназначавшиеся.

Возможность стать историческим экспонатом у каждого отдельного предмета, изготовленного для повседневных надобностей, — невелика. Столь же невысок шанс попасть в историю у большинства людей, живущих своей частной жизнью, даже если они становятся очевидцами или участниками событий, кристаллизующихся в коллективной памяти (революции, войны, государственные реформы).

Конечно, по мере совершенствования способов хранения информации, о жизни частных лиц остается все больше сведений, и эти сведения могут пригодиться будущим историкам. Однако, так же как в докомпьютерные времена, и сейчас мало кто считает нужным  выставлять напоказ свою частную жизнь, и подробности многих, иногда самых значительных ее событий почти всякий хранит только в собственной памяти, недоступной для памяти коллективной.

Можно ли, например, публично сообщать об интимных подробностях своих любовных страстей и влечений? В романах — можно, ибо художественное произведение, хотя и повествует о личном опыте и секретных желаниях автора, камуфлирует их под видом опыта и желаний вымышленных персонажей. Но прямо про себя и своих близких рассказывать посторонним такое не принято.

Граница между исторической и частной жизнью пролегает там, где наша частная жизнь становится жизнью публичной. Благодаря современным  масс-медиа, мы чуть ли не каждый день оказываемся наблюдателями моментов, которые станут для потомков знаками исторического прошлого: то  теракт, то миротворческая война. Иногда нам не везет, и мы сами становимся невольными участниками таких событий: то переворот, то дефолт. Некоторым не везет особенно: они попадают в эпицентр исторических происшествий, чтобы исчезнуть там навсегда, оставшись только в памяти своих близких на то время, пока близкие живы.

Однако исторические события, очевидцами или, не дай бог, участниками которых нам пришлось стать, мы чувствуем и понимаем совсем иначе, чем наши потомки, которые станут об этих событиях читать в учебниках и исследованиях.

Иные исторические происшествия современности так далеки от места нашего жительства, что наша эпическая реакция на них граничит с равнодушием, подобным  отношению к событиям многовековой давности. Что вы думаете, например, о нынешней гражданской войне в Дарфуре или в Сомали, с одной стороны, и об эпидемии чумы в Европе середины XIV века — с другой?

Мы чувствительны только к историческим событиям современности, являющимся  фрагментами нашей собственной частной жизни.

Потомки будут понимать  противоположно: для них фрагментами станем мы.

Мы живем своей частной жизнью на краю истории. Если кому-то на минуту довелось оказаться в эпицентре исторических событий, имена наши не учитываются в хрониках и справочниках:

«В ночь на 7 ноября вооруженные отряды солдат, рабочих и матросов овладели всеми стратегически важными пунктами Петрограда. <...> Вечером того же дня в Смольном открылся II "Всероссийский" съезд Советов».

«21 августа сопротивление различных слоев населения, прежде всего в Москве и Ленинграде <...> привело к провалу путча»

(Хронологический словарь всемирной истории: «Русский Webster». Даты, события, личности, факты. М.: ЭКСМО, 2006.  С. 1126, 1315).

Кем поименно были эти  «солдаты», «рабочие», «матросы» и «различные слои населения»? Для общего хода истории и для рассказа о нем это неважно.

Иное дело — лица, оказавшиеся в центре исторических событий не случайно, а для того чтобы режиссировать и быть на главных ролях. Доцитируем приведенные фразы, вставив на место ломаных скобок пропущенное:

«...овладели стратегически важными пунктами Петрограда. Утром 7 ноября Ленин, покинув свое убежище, выпустил воззвание "К гражданам России". Вечером того же дня в Смольном...»;

«...сопротивление в Москве и Ленинграде, которое возглавил президент России Борис Ельцин, привело к провалу путча ».

Исторические лица — харизматические вожди, наследственные правители, номенклатурные  начальники особо крупных размеров — вот персоны, чьи имена навсегда припечатаны коллективной памятью. Это люди необыкновенные тем, что оказались публичными людьми (hommes publiques, франц.): либо жизнь их прошла на сцене истории,  либо память потомков на эту сцену их поставила.

В этом ряду стоят также имена изобретателей новых технологий или первооткрывателей неведомых земель. Без Гутенберга или Колумба история пошла бы другим путем.

Особенное сословие среди публичных персон истории составляют гении искусства. От их творческих усилий вроде бы ничего в истории не меняется — остальные по-прежнему воюют, торгуют и воруют. Но считается, что они положительно влияют на психику современников и самосознание потомков, т.е. доброкачественно мутируют коллективную ментальность. Сами они полагают, что лирой можно пробуждать добрые чувства и что красота спасет мир. Может быть. Точно установлено лишь то, что, раз об их существовании помнят, они оставили след в коллективной памяти. Численность креативного сословия увеличивается в последнее время так быстро, что стоит задаться вопросом: является ли это знаком качества последнего времени или признаком девальвации творчества?

Как стать историческим лицом?

Иногда это удается с самого начала жизни — правда, для этого хорошо бы родиться наследным принцем. Но можно войти в историю и благодаря личной энергии, природным дарованиям, стечению обстоятельств.

Можно, например, благодаря удачному замужеству занять место на чужом престоле, чтобы провести грамотные реформы и победоносные войны, как это удалось Екатерине II. Можно стать любимцем публики вследствие умения писать хорошие стихи, как это получилось у Пушкина. Можно ворваться в историю на минуту, но зато надолго изменить жизнь народов, как это сделал Гаврила Принцип, из-за чьей меткой уличной стрельбы началась первая мировая война.

Способов стать историческим лицом, не имея на то наследственных прав, так много, что они стоят отдельного трактата — что-нибудь вроде: «Роды и виды человеческой славы».

Конечно, у публичных лиц тоже есть своя частная жизнь, и они тоже оберегают ее от  посторонних глаз. Но не частная жизнь, а публичная определяет смысл их существования, даже если пожить на публике им удается одну минуту.

Деление людей на два разряда не Федор Достоевский и Лев Гумилев придумали (см. теорию Раскольникова о гениях и вшах в романе  «Преступление и наказание» и теорию пассинарности Л.Н. Гумилева — например, в его книге «Этногенез и биосфера Земли. Изд. 3. Л., 1990. С.258—298) — они только констатировали исторический факт, доказательство которому есть в самом языке.

Мы, не задумываясь, говорим: «Александр Македонский завоевал Индию» — или: «Петр I сделал Россию европейской страной», — хотя всякому  ясно, что в одиночку ни Александр с Индией, ни Петр с Россией не справился бы. Просто имена исторических лиц, чья воля двигала потоки их подданных, давно стали памятными знаками исторического прошлого.

Безымянные подданные щедро финансируют спектакли истории, расплачиваясь в мирные годы налогами, а во времена войн и смут — собственной жизнью. Благодаря последнему обстоятельству исторические спектакли часто проходят не совсем так или даже совсем не так, как они были срежиссированы их инициаторами.

(Продолжение следует)

См.также:

  • Лев Усыскин. Березовский генералиссимус
  • Лев Усыскин. Строптивый хозяин земли московской
  • Лев Усыскин. Досадный конец первого акта
  • Лев Усыскин. Мученик легитимности
  • Лев Усыскин. Как бояре съели революцию
  • Лев Усыскин. Частно-государственный проект за Уралом
  • Лев Усыскин. Альтернативная династия
  • Лев Усыскин. К кончине Лжедмитрия I
  • Лев Усыскин. Петербургский Донжуан на польском троне
  • Алекс Сэндоу. Денежные реформы в России. Часть 1. Часть 2.
  • Редакция

    Электронная почта: polit@polit.ru
    VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации
    Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
    Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
    средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
    При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
    При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
    Все права защищены и охраняются законом.
    © Полит.ру, 1998–2024.