19 марта 2024, вторник, 13:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 августа 2008, 15:26

Борьба за мир

Начинающаяся неделя вновь  во многом будет посвящена ситуации на Южном Кавказе и вокруг него. Продолжение дискуссий об ответственности за происходящее, начало вывода российских войск из Грузии, попытка провести шесть пунктов через Совбез ООН, совещания в НАТО, дискуссии о формулах миротворчества и определения статуса непризнанных республик. На этом же фоне неизбежно будут развиваться ситуации с Украиной и Белоруссией, подписание соглашения по размещению ПРО в Польше и сорокалетие вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.

Кто виноват?

Каждая последующая война, в которой участвует армия новой России вызывает все менее однозначную общественную реакцию внутри страны. Первая чеченская большинством социально активных граждан воспринималась однозначно негативно. Внутренние процессы в российском обществе, начало более внимательного отношения властей к контролю за телевидением (тогда – не за всем), а также наблюдение за тем, что именно делают у себя чеченские сепаратисты и во что это превращается для окружающих земель привело к куда большему приятию действий российской власти во время второй чеченской. Сегодня – после дальнейших внутренних изменений, установления полного контроля за наиболее массовыми медиа, но также и воздействием существенно более сложной ситуации линии разлома проходят уже внутри того слоя, который воспринимал вторую чеченскую по меньшей мере настороженно (сразу или после того, как она пошла уже на территории южнее Терека).

Воспринимающие ситуации однозначно – вне зависимости от стороны – при всем своем несходстве начинают чем-то напоминать друг друга как склонностью к истерике вместо дискуссии, так и впаданием в один из самых страшных интеллектуальных грехов – упрощенчество. Классическая форма проявления этого греха в анализе социальных процессов – теории заговора. Поскольку упрощающих крайностей у нас две, то и теорий заговора ходит тоже две. Первая: Грузией манипулируют американцы (или шире - Запад) – происходящее – объявление войны США против России. Не менее параноидальна и обратная версия: Грузией манипулировала Россия, ее просто спровоцировали на то, чтобы начать военные действия – не то обстрелами, не то подкинутой дезинформацией, будто Россия не ответит на атаку, а вообще именно в это время Россия и собиралась начать войну.

У каждой из этих версий есть как будто основания – и они всем известны. С одной стороны, поставки оружия, учения, нынешняя не вполне «равноудаленная» позиция США и т.д. С другой стороны, относительно быстрое развертывание 58 армии, действительно имевшие место провокации и т.д.

Только в обоих случаях все не сходится. Не нужен США конфликт на Южном Кавказе – не выгоден. Противоречат действия Саакашвили рекомендациям, которые ему давали. А если бы ожидали сильного обострения, не ослабляли бы контакт с Тбилиси в самый ответственный момент. Ну, а реакция эмоционально понятна – незадолго до выборов один из немногих как будто успешных внешних проектов администрации смешали с грязью. За счет разрушения инфраструктуры, вывода из строя оружия и т.д. потеряны деньги американских налогоплательщиков. Ну, и армию грузинскую готовили совсем не к тому, с чем она имела шанс столкнуться, если бы вступила в более плотное взаимодействие. Вопрос именно в том, что не к этому и не для этого.

Но и с российской провокацией все как-то не сходится. В чем состояла суть провокации? В том, что Владимиру Путин уехал в Пекин, а Дмитрий Медведев – в рабочий отпуск – на Волгу? Ну, так и Саакашвили в Пекин собирался. В перестрелках в Южной Осетии? Так, не первый день они были – если говорить об интенсивных, а вообще-то – и не первый год. Российская армия оказалась подготовлена к операции больше, чем многие от нее ждали? Да, хотя и здесь не все было гладко. Ну, так не напрасно же совсем недавно проводились учения «по принуждению к миру» к северу от Рокского тоннеля. Информация об этих учениях, как и о грузино-американских учениях, была в открытом доступе в СМИ. Более того – российские военные и часть политиков постоянно заявляли: Грузия имеет планы начать военные действия. Мы этому отчасти оппонировали, в том смысле, что грузинское руководство не однородно, и понимание заведомой невыгодности войны там должно быть сильно. Опять же – советы из-за океана минимизировать даже провокационную риторику.

Мы продолжаем настаивать на мысли о том, что и российская и грузинская стороны неоднородны, и что своего рода «партия войны» есть и там, и там. И что провоцирование друг друга с осетинской и грузинской сторон было явлением постоянным. Но до недавних пор спусковой крючок был на предохранителе. Сняла его Грузия. Почему? Внятных объяснений до сих пор не последовало. И если действительно такой фактор как отсутствие в Москве двух руководителей государства сыграл в принятии подобного решения какую-либо роль, то тогда в расчет могло быть принято и отсутствие на месте американского советника – почему бы не воспользоваться и этим? Ну, а возможное ухудшение взаимопонимания между Россией и Западом для сторонников конфронтационной линии в грузинском руководстве (как и в российском) – исключительно на руку.

Что делать?

Объявленное в прошлый вторник прекращение активной фазы операции по «принуждению к миру», а также согласование шести принципов урегулирования не привело ни к немедленному прекращению огня (обстрелы с двух сторон уже, кажется, сошли на нет, но постепенно), ни к немедленному выводу российских войск с территории той части Грузии, которая не является зоной конфликта. Более того, абхазы, воспользовавшись ситуацией и союзническими обязательствами провели при явном попустительстве российских миротворцев и дополнительно введенных войск установили контроль за всей территорией бывшей Абхазской АССР, вытеснив оттуда незаконно находившиеся там вооруженные силы Грузии, а также полицию, абхазское правительство в изгнании и, похоже, местных жителей - сванов.

Довытеснение местных жителей-грузин, похоже, произошло и на территории непризнанной Южной Осетии. Более того, судя по комментариям лидеров этого образования, действия эти производились вполне сознательно. Мысли об аналогичных устремлениях противоположной стороны вызывает приписываемое ей (и, кажется, не оспариваемое) наименование операции, начатой в ночь на 8 августа - «Чистая земля».

Таким образом, этническими чистками здесь действительно опять отчетливо запахло, но запах этот раздается с двух сторон (в каждом из конфликтов).  Обещания засудить друг друга (тогда – не Россию) раздавались и в связи с действиями в начале 1990-х, но ни к чему не привели. Может быть, потому, что за пределами политической риторики все-таки осознавался обоюдоострый характер подобных обвинений.

Впрочем, процесс согласования даже предварительной схемы урегулирования – тех самых шести принципов, как раз и предусматривающих прекращение огня, отвод войск и т.д. – затянулся, но был успешно завершен. Документы подписаны. Что-то начало реализовываться еще до того, а вот вывод войск президент России обещал начать в понедельник. В понедельник же будет предпринята попытка провести все это через резолюцию Совбеза.

В Совбезе, скорее всего, всплывут разночтения в понимании принципов. Так российское руководство, похоже, видит будущее примерно так.

  • в обеих непризнанных республиках остаются российские миротворцы,
  • грузинские в Южную Осетию не возвращаются,
  • увеличивается контингент наблюдателей от ОБСЕ в Южной Осетии (напомним, что этого давно добивалась Грузия, но власти самопровозглашенного образования тому мешали, да и сейчас выступают против международных наблюдателей) может быть, от ООН – в Абхазии,
  • появление каких-либо иных миротворцев в зонах конфликтов возможно только с согласия де-факто властей Абхазии и Южной Осетии.

При этом, похоже, подразумевается, что Грузия не имеет права голоса по поводу миротворцев в этих регионах – соответственно так и не завершенный ее выход из Дагомысских соглашений по Южной Осетии не будет играть никакой роли даже в случае завершения. То же с выходом миротворческих соглашений по Абхазии и с выходом из СНГ, под эгидой которого там осуществляется операция (впрочем, оперативный выход из СНГ все равно невозможен).

Вряд ли эта позиция окажется близка другим крупным игрокам – и потому, что Россия куда в большей степени, чем раньше выступает стороной конфликта, а значит должна быть уравновешена, и потому что позиция де-факто властей непризнанных образований просто не может быть единственным критерием. Если вместо компромиссной позиции Россия будет жестко настаивать на монополии на миротворчество, это не только усугубит имеющиеся противоречия с Западом, сделав его гораздо более единым, но в качестве первого шага с неизбежностью приведет к размещению сил НАТО или некоторой «коалиции желающих» на территории Грузии – в качестве своего рода буфера или гаранта безопасности.

Что можно с этим сделать? Во-первых, в максимально возможной степени попытаться вернуться к позиции посредника, хотя быстро это вряд ли получится. Во-вторых, осознать необходимость компромисса, например, формирования контингента под эгидой ОБСЕ в составе стран, не вызывающих особой аллергии ни у России, ни у Грузии.

Мародеры

Отдельный вопрос – все, что связано с де-факто руководством Южной Осетии, с вооруженными формированиями этого образования, а также так называемыми добровольцами.

Вот где, к счастью, проявился нейтральный характер российский вооруженных сил, так это в укорачивании разнообразных орд мародеров, накинувшихся и на остатки грузинских сел Южной Осетии, и на собственно грузинские населенные пункты, из которых ушли грузинские силы, да и на собственно осетинские поселения. К сожалению, похоже, задача эта была осознана и поставлена не сразу. Какую-то роль, вероятно, сыграли сообщения и призывы Human Rights Watch.

Понятно, что любые действия всех этих людей в зонах, подконтрольных российским войскам (миротворцам и дополнительному контингенту), - на нашей совести. Во-первых, просто в силу взятой фактом ввода этих сил ответственности, во-вторых, значительная часть этих людей прошла через российскую границу. Куда направлялись эти люди, было хорошо известно. Решение о том, кого пропускать, а кого – нет, могло быть только политическим.

И выход российских войск с территории Грузии может быть осуществлен не раньше, чем удалены будут эти формирования и группки. А по возвращении их в Россию следует устраивать не пышные приемы, а расследование преступлений против личности, имущества и т.д. Можно только надеяться, что представители российских сил не допускали ничего подобного – хотя жалобы со стороны жителей грузинских сел Осетии были, и каждый случай нуждается в проверке.

Внимательного анализа заслуживает вообще деятельность де-факто руководства республики. Для нее, как и для большинства непризнанных государств на территории СНГ характернее еще большее сращение криминала и власти, нежели в признанных странах Содружества. Исключением отчасти является Нагорный Карабах, слишком прочно связанный с Арменией. Определенные шаги в сторону оздоровления, кажется, сделала и Абхазия после выборов президента.

Призывая судить грузинского президента за военные преступления трудно одновременно пожимать руку югоосетинскому руководителю, приветствующему этническую очистку территории.

Следует понять также, каковы более или менее надежные каналы распределения гуманитарной помощи и других российских вливаний в Южную Осетию.

Загадочные маневры

Имевшее место притормаживание с выводом российских сил вызвало заметное раздражение даже у наиболее благосклонно воспринимающих Россию западных руководителей – и это легко понять. Как мы писали, чем дальше тем большие сомнения вызывало присутствие и странные маневры российских войск в Грузии. Четкого объяснения миру предоставлено не было, а оно обязано было быть предоставлено. Борьба с мародерами? Тогда из надо собрать и вывезти. Охрана брошенных складов оружия? В результате чего – брошенных? В результате отступления, чтобы не ввязываться в боестолкновение с российскими войсками. А зачем нужно было это наступление за пределами Южной Осетии? Подавление огневых точек, бивших по Южной Осетии? Это очень разумное объяснение. Но для этого подавления многие действия не были функционально необходимы? Разрушение военной инфраструктуры? Отъем оружия? Если это и надо было делать, то сформулировав нормальные объяснения. Причем, формулировать и излагать их лучше бы юристу-международнику, а не представителю Генштаба. Потому что вопрос вызывает не смысл этих действий для лишения Грузии возможности воевать, а их обоснованность.

Впрочем, часть действий не вполне вписывается и в эту логику. Есть ощущение, что цели и ограничения для введенного контингента не были сформулированы не только открыто, но и вовсе.

Вместо изоляции

Во вторник пройдет экстренная встреча глав МИД стран НАТО по вопросам ситуации вокруг Грузии. Инициатор – США. Складывается ощущение, что если часть российской политэлиты, а также наиболее массовые медиа усердно лепят образ врага из Запада, то руководители США и некоторых других стран НАТО, находясь в неприятной ситуации невозможности предотвратить уже случившуюся глупость руководства Грузии и несколько затянувшийся ответ России, не нашли ничего лучшего кроме как форсировать конфронтацию.

Можно понять Польшу и вообще те страны, которые имеют исторические основания опасений по поводу возможной опасности со стороны России. Да, это уже не Российская империя и не СССР, но страна, отчасти возводящая себя к ним. Более того – только что показавшая, что применение силы против соседа возможно. Кто был виноват – вопрос второй: он украл, у него украли – осадок остается. Кроме того, Россия и так большая – а если при этом допускает возможность бить... Но лучше бы современная политика делалась бы более рационально – с вниманием к тому, за что бить и при каких условиях. Дальше можно обсуждать «пределы самообороны».

Как и в случае с попытками донести российскую точку зрения до наших западных партнеров, выводы делаются обратные правильным. Если там вопрос не в том, чтобы запустить еще пару каналов, нанять несколько пиарщиков и активизировать каких-нибудь медиа-провокаторов. А в том, чтобы научиться говорить на общем языке. Здесь же решение не в том, что надо меньше общаться и сотрудничать, а в том, что делать это надо качественно больше. Работа совместных институтов – это не подарок России и не подарок Западу – это средство кооперации, выгодное обеим сторонам.

Нужно думать о формате, в котором буде обязывающее требование не осуществлять действия беспокоящие друг друга – со стороны НАТО и России. Надо думать не о сворачивании, но о создании системы коллективной безопасности, о системе договоров, это фиксирующих. О системе оперативного международного реагирования.

Где был тот международный орган, который мог оперативно остановить Грузию в ее агрессии против той части ее территории, на которой, согласно международным соглашениям, ее суверенитет ограничен? На кого должна была Россия переложить заботу о своих миротворцах и о мирных жителях в зоне, где на ней лежит ответственность миротворца? Но только важное требование - чтобы это не привело бы в силу задержек к тому, что территория Южной Осетии оказалась бы очищенной уже от осетин. Что лучше Южная Осетия без грузин или без осетин – обе ситуации недопустимы, обе хуже (и любые попытки говорить о коллективной этнической ответственности – это фашизм). Но кто другой сделал что-нибудь для того, чтобы какой-нибудь из них не случилось.

Призывы к изоляции России – это призывы к тому, чтобы Россия самоизолировалась – и наоборот. Здесь наши изоляционисты – ближайшие союзники западных сторонников сдерживания. Они дружно общими усилиями приведут мир и к холодной войне, и, может быть, к горячей. А чтобы этого не случилось, не должно быть ни запретных тем для обсуждения, ни гордые заявления о том, что компромиссов не будет (Саакашвили). Речь нужно вести обо всем, а готовность к осмысленному компромиссу – отличительная черта политиков от политиканов.

Украинские трудности

Неприятные ощущения пришлось испытать в связи с кризисом на Южном Кавказе украинскому руководству: что делать, если в состоянии фактической войны оказываются два стратегических партнера, да еще один из них собирается воспользоваться базой на твоей собственной территории? Вряд ли для кого-то в российском руководстве было в новинку, что для значительной части нынешнего руководства Украины более желанный стратегический партнер – Грузия. Этого, кажется, никто и не скрывал. Дальше все логично, но в логике эмоций, а не права. Сначала была попытка запретить кораблям Черноморского флота России идти к зоне конфликта или, если пойдут, - возвращаться. Когда стало понятно, что корабли Черноморского флота России не имеют никаких оснований подчиняться президенту Украины, а в соглашениях о флоте ничего такого не было, был срочно составлен указ президента Украины, пытающийся на будущее регламентировать их поведение с точки зрения участия в каких-либо операциях. Конечно, указ лучше, чем требование непонятного статуса, но он в данном случае тоже был заведомо юридически ничтожным – представитель украинского МИДа совершенно точно охарактеризовал происходящее как внесение указом президента Украины изменений в договор между Россией и Украиной. Но такого не бывает. Единственное, что может одна из сторон договора сделать в одностороннем порядке – это выйти из договора (и то – в соответствии с тем порядком выходы, который указан в договоре).

Когда стало более или менее понятно, что и этот способ находится за пределами права, а Россия выразила явное недовольство в связи с тем, что все это предпринимается без каких бы то ни было переговоров, наконец, прозвучала мысль о переговорах.

В ближайшие дни мы, вероятно, услышим что-нибудь о перспективах этих переговоров. Параллельно можно будет познакомиться с продолжением дебатов о том, кто какую позицию занял в стране, нужно ли выходить из СНГ и т.д.

Реального шанса на то, что нынешняя Рада позволит выйти из СНГ практически нет. Не следует и нашим политикам и аналитикам провоцировать антироссийские настроения рассуждениями о «наказании» Украины за ее позицию или за мифический выход из СНГ.  И тем более важно в ситуации возросших опасений категорически прекратить риторику крымского или севастопольского сепаратизма. Разумеется, частное лицо вольно в своих высказываниях в рамках закона, но уж во всяком случае государственные чиновники не должны произносить ничего подобного.

Белорусский торг

В куда более простой ситуации встретила конфликт на Южном Кавказе Белоруссия – несмотря на визит Саакашвили в Минск, никто там Грузию стратегическим партнером не называл и революционным братством не клялся. Но, как мы уже писали, и Белоруссия не спешила однозначно поддержать Россию – вероятно, не захотелось однозначно привязывать себя к одной из сторон все более интернационализирующегося конфликта. Это вызвало недовольные комментарии с российской стороны. После них, хотя не обязательно вследствие, последовало поручение Лукашенко МИДу предпринять шаги по налаживанию отношений с США и ЕС. Дальше безрезультатная встреча двух премьеров, вроде бы помилованный (чего активно требовали на Западе) экс-кандидат в президенты, политзаключенный Александр Козулин.

Во вторник, кода НАТО будет заседать в Брюсселе, президенты наших двух стран устроят саммит на двоих в Сочи. Обсуждаться будут вечные проблемы газа, нефтепереработки, приватизации белорусской промышленности, кредита для Белоруссии – но не только. Вероятно, и будущее так называемого Союзного государства с вечно откладываемым  введением единой валюты, и реакция на грядущее размещение в Польше элементов американского ПРО (на неделе Кондолиза Райс приедет в Варшаву подписать соглашение), и более общие вопросы. Итог будет зависеть от многого – если российское руководство вопреки логике слишком болезненно восприняло размещение ракет в Польше, то Белоруссия может получить многое за готовность разместить у себя часть «асимметричного ответа». В ином случае предстоит очень сложный торг, для которого белорусский президент выложил уже немало козырей.

Само по себе решение о размещении элементов ПРО в этой конфигурации – шаг кажущийся нам не слишком умным, скорее вредным, но не опасным. Не слишком умным, потому что нужна система ПРО, объединяющая Европу, Россию и Северную Америку. Об этом давно идет речь, но реликты мышления Холодной войны этому активно мешают. Вредным – потому что усиливает позиции изоляционистов в России. Не опасным – поскольку имеет очень слабое отношение к сдерживанию российских сил.

Нерифмующийся юбилей

На этой неделе мы будет отмечать дату, как будто перекликающуюся с сегодняшними событиями на Южном Кавказе – сорокалетие интервенции стран Варшавского договора против Чехословакии. Как нам кажется, различия здесь кардинальны, а вот с сущностными сходствами все очень плохо.

Цель интервенции была проста – не дать покинуть ряды социалистического лагеря возомнившему себя свободным члену. Не, в Чехословакии не шла речь об уходе от социализма – тогда не шла. Речь шла о том, чтобы социализм был более человеческим - с реальным самоуправлением и достатком, более эффективным – с экономической системой, учитывающей роль категории экономических интересов, с более плюралистичной политической системой, со свободой СМИ и творчества.

Руководители страны не пытались навязать эту модель кому-либо извне, хотя с удовольствием обменивались опытом. Не собирались воевать, не готовились к войне и ни на кого не нападали. До последнего надеялись на компромиссы – и даже после вторжения пытались спасти хоть остатки свободы.

В случае же Грузии мы видим общество, в лучшем для нег случае, не намного более свободное, чем российское – а, судя по куда более однозначным реакциям, – может быть, и менее свободное. Мы видим борьбу со свободой СМИ и подавление оппозиции, мы видим харизматического лидера, пытающегося объединить это общество с помощью ненависти к чему-то внешнему. Мы видим, наконец, развязанную войну – с применением тяжелой техники и артиллерии против жителей.

Запад сумел интегрировать свой внутренний протест в свою систему, где-то развивая ее, где-то приходя к менее очевидным результатам – и выиграл, социализм советского образца прозевал возможность интегрировать свой внутренний протест – и проиграл. В обоих случаях – это не была борьбе с другим, это была борьба с собой.

В Грузии интересы России и Запада переплетены куда прочнее – проиграть или выиграть можно только вместе. Проиграть – если воспринять этот кризис как основание для новой конфронтации между собой, как основание начать новую борьбу и в Грузии, и в других местах (в выигрыше в таких случаях оказываются только саакашвили и кокойты – в отличие от своих народов). Другой вариант - выиграть, если использовать этот кризис как основание для радикального укрепления сотрудничества – с отказом от деления «сукиных сыновей» на своих и чужих – и размещением их в соседних камерах, где-нибудь в Гааге.

  См. также 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.