19 марта 2024, вторник, 12:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 августа 2008, 14:32

Нарушенное равновесие

Последняя летняя неделя могла бы быть своего рода подготовкой к началу очередного сезона, но он, как мы и прогнозировали, начался несколько раньше времени. Конфликт на Южном Кавказе не только прервал планы на отдых российских руководителей, но уже повлиял на ход президентской гонки в США, ускорил принятие решения по размещению элементов американской ПРО в Польше, заморозил деятельность совета Россия-НАТО (и вообще усилил напряженность по линии Россия-Запад), существенно скорректировал политическую конфигурацию на Украине, интенсифицировал движение Белоруссии в двух противоположных направлениях, обострил российские общественные дискуссии и др.

Начинающаяся неделя увеличит определенность по поводу намерений России в отношении самопровозглашенных образований на территории Грузии, перспектив обсуждения проблем миротворчества и вообще – внешнего военного присутствия в этом государстве, уровня поддержки позиции России в азиатской части СНГ, а также со стороны Китая, окончательной конфигурации на президентских выборах в США. Начнет проясняться уровень, на котором остановится падение качества сотрудничества России и Запада.

От непризнанных к самопровозглашенным

Досрочно, в понедельник начнут свою работу обе палаты Федерального Собрания России. Ожидается, что среди основных тем обсуждения – вопрос о ситуации в Южной Осетии, а также проблемы статуса обеих непризнанных на данный момент образований на международно признанной территории Грузии. Формальное основание – обращения со стороны институтов власти этих образований. Легко предсказуемый результат рассмотрения – призыв к президенту удовлетворить просьбу о признании. Просто предшествующая стадия – призыв внимательно рассмотреть эту просьбу – уже была пройдена.

Дальше вопрос останется за официальным представлением МИД, официальными и неофициальными рекомендациями со стороны разного рода советников и коллег, и, наконец, решением президента.

На волне возрастающей конфронтации с Западом, на некотором самозаводе от убеждения себя и других, что ситуацию вокруг Южной Осетии однозначна, нельзя исключать, что это решение принято будет. Возможно, найдутся и другие государства, которые также будут готовы признать Абхазию и Южную Осетию – вслед за Россией. Вряд ли их будет много и вряд ли это будут более или менее влиятельные страны.

Дальнейшее ухудшение отношений с Западом это обязательно обеспечит, может осложнить отношения с Китаем, Индией и другими странами, имеющими дело с собственными сепаратистами. В чем же плюс подобного решения? Похоже, критическую роль здесь может сыграть желание придать определенный статус российским войскам на территории этих образований. Но к этому вопросу мы вернемся чуть ниже.

Прецеденты для подобного одностороннего шага есть – это и Северный Кипр, признанный Турцией (и только ей), и Косово, признанное уже десятками государств.

Попытки объявить случай Косово не создающим прецедента кажутся неумными – прецедент создает любое действие. К способам же обоснования уникальности стоит присмотреться внимательнее. Их собственно три:

  • предшествовавшие вмешательству НАТО этнические чистки (с как будто вытекающей отсюда невозможностью совместного проживания),
  • уникальность многолетнего существования под управлением ООН,
  • зрелость собственных институтов, доказавших это годами работы.

Последний аргумент, на наш взгляд, вообще не заслуживает внимания, поскольку уровень коррупции в Косово ничуть не ниже, чем в непризнанных образованиях на территории СНГ.

Уникальность управления ООН для подобного рода конфликтов трудно отрицать, а чтобы повторить ее, придется придать подобный статус обеим де-факто государствам.

Этнические чистки, как мы уже неоднократно писали, имели в Косово место – с обеих сторон, но они хорошо известны и пострадавшим со всех сторон в конфликтах на территории постсоветских государств. Более того, доказать соответствующие намерения и действия с грузинской стороны будет куда сложнее, нежели с абхазской и югоосетинской – причем, как до нынешнего конфликта, так и непосредственно в нем. Имеется факт: в контролируемой властями Грузии части территории страны достаточно благополучно живут осетины и – в меньшем количестве – абхазы. В Южной Осетии грузины оставались в основном в собственно «грузинских» селах, возвращение грузин в Абхазию частично состоялось только в рамках ограниченной фрагментов ее территории – и то с помощью существенного внешнего давления.

В нынешней же кампании у нас есть много разных слов об этнических чистках, есть факты зверств с двух сторон и есть практически очищенная от грузин территория Южной Осетии (содержание остатков грузин в специальном лагере ситуации не улучшает). Как после этого российская дипломатия собирается работать с аргументом о геноциде? Если именно таким предполагался риторический ход, то тогда не из человеколюбия – если это нашим политикам несвойственно – а просто из рационального расчета надо было заботиться о том, чтобы в отношении грузин не происходило ни малейшего насилия. Гуманитарная интервенция, в результате которой, возможно, останавливается одна этническая чистка, но проводится другая – перестает быть гуманитарной.

Ситуация эта совсем не беспрецедентна – операция в Косово имеет схожий результат, хотя пока и не настолько катастрофичный (сербские анклавы в крае существуют, не говоря уже о значительном сербском населении в его северной части).

Таким образом, ничего хорошего на пути подобного обоснования независимости мы не получим. О праве народов на самоопределение вообще лучше бы не вспоминать. Тезис о правах или обязанностях – вообще о субъектности - не отдельных людей, не определенных их объединений, а неопределенных общностей, как нам кажется, нуждается в пересмотре.

Что же касается прямой апелляции к самому по себе факту признания независимости без согласия страны, в рамках которой данная территория существовала, то после него Россия уже не сможет справедливо критиковать те страны, которые допускают подобные действия.

Статус и компромисс

Значит ли все это, что нам кажется, будто вопрос о статусе территорий Абхазии и Южной Осетии должен быть снят с повестки дня? Нет, конечно. В Полном соответствии с первоначальным текстом принципов Медведева-Саркози должен начаться процесс международного обсуждения проблем этого статуса и нахождения компромисса, который бы устроил и не устроил обе стороны. И Россия, и Грузия попытками самостоятельно предопределить решение этого вопроса только оттягивают возможность нахождения этого компромисса.

Дальше, правда неизбежно возникает вопрос о временном статусе этих территорий– до нахождения урегулирования, а также о статусе вооруженных сил, находящихся в зоне конфликта и вокруг него (возможно, тоже - временно).

Нам кажется, что эти временные статусы должны безусловно отвечать ряду требований:

  • обеспечивать невозобновление боевых действий – под любым предлогом и с любой стороны;
  • содержать международно признанный механизм обеспечения первого условия  то есть реагирования на попытки этого возобновления;
  • вооруженные силы должны вызывать у нынешнего населения Южной Осетии и Абхазии, с одной стороны, и Грузии, с другой, более или менее симметричное отношение (к этому может привести либо смешанный характер, либо согласованный подбор из заведомо незаинтересованных стран).

При этом вопрос о возвращении беженцев, подозреваем, придется решать уже в комплексе с вопросом о будущих компромиссах в части статуса этих территорий.

До сих пор – вопреки многочисленным утверждениям – официальные процедуры по выходу Грузии из миротворческих соглашений не осуществлены. Если не считать первых действий по выходу их СНГ, еще не означающих ни факта выхода, ни факта снятия с себя обязательств, взятых в процессе пребывания там. Однако вопреки утверждениям некоторых наших «говорящих голов», никакой принципиальной проблемы этот выход не составляет. Даже если сама процедура одностороннего расторжения соглашений не прописана в них, на это есть соответствующий порядок в международном праве.

Отдельный интересный вопрос, почему Грузия пока эти процедуры не осуществила. Возможно, причиной тому служат опасение, что если российские миротворцы останутся без какого бы то ни было статуса в зоне конфликта, это как раз и подтолкнет российское руководство к радикальным действиям по приданию им этого статуса - например, с помощью признания независимости, а значит, субъектности Абхазии и Южной Осетии, чтобы дальше разместить войска можно было по просьбе эти стран.

Проблема репутации

Впрочем, это так и не решит вопроса о статусе российских их военных за пределами территории самопровозглашенных государств. Конечно, можно сослаться на оговорку из пятого принципа Медведева – Саркози «до создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности», но желание как-то конкретизировать это положение – или создать эти механизмы - будет проявляться все более настойчиво. Саботировать создание международных механизмов можно очень долго, но любая попытка узурпации миротворчества в ситуации, когда и так нашу страну воспринимают скорее как сторону конфликта, нуждающуюся в посредниках, будет продолжать дискредитировать Россию, заставлять отвернуться от нее тех, кто первоначально понял и принял логику вмешательства.

В том же направлении работают подозрения в адрес России в разрушении гражданской инфраструктуры Грузии в том, что именно наши мины подрывают важнейшие магистрали и т.д. В интересах России сделать так, чтобы никаких оснований для подобных подозрений не было. Не говоря уже о необходимости максимально корректного обращения не только с жителями Грузии, но и с дипломатами, журналистами и представителями неправительственных организаций в зоне фактической ответственности. Если не из представлений о праве и гуманности – то хотя бы для того, чтобы не подрывать репутацию страны. Вредят ей не представители НКО или журналисты, работающие в зоне конфликта, а те, кто их туда не пускает, а также те, кто в силу этого недопускает или просто из-за непрофессионализма пытается пользоваться недостоверными источниками.

Уроки для партнеров

Говоря об ответственности российских структур, важно не забывать и о том, что эту ответственность по праву должны разделить наши партнеры. Мы говорим не о президенте Грузии, традиционно врущем о том, что это не он начал военные действия и о многом другом. Мы говорим об ответственных мировых игроках.

Когда государство поставляет в некоторую страну оружие, направляет туда советников, проводит обучение личного состава, всячески покровительствует на мировой арене, логично было бы ожидать взятия на себя определенной ответственности за предсказуемость политики «ведомого», за то, что оружие, навыки и пр. не будут обращены против мирных жителей, не станут инструментом агрессии.

Время от времени США и европейские страны вполне справедливо напоминают об этом России и другим странам. В данном случае, существует необходимость в серьезной работе над ошибками западных стран, переоценивших либо степень своего воздействия на грузинское руководство, либо его собственную зрелость. Неготовность к признанию этих ошибок и стала одной из движущих сил неадекватной международной реакции на конфликт.

Зная позицию руководства США и стран ЕС о недопустимости военного решения Грузией конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, мы надеемся, что все консультанты, выделенные грузинскому руководству жестко проводили ту же линию. Но руководство этих стран подобными надеждами ограничиваться не может. Кажется, есть необходимость во внутренних служебных расследованиях.

Кроме того, мы можем себе представить полное неинформирование западных партнеров и их представителей об оперативно принятых решениях, но теперь важно, чтобы политическая и военная элита западных стран представила себе такую возможность в дальнейшем взаимодействии с грузинским руководством. В том числе, принимая решение о новых поставках вооружений и помощи в восстановлении военной инфраструктуры.

Ситуация опять-таки не беспрецедентная – в свое время и США, и СССР, и другие страны не раз сталкивались с тем, что их партнеры, приняв помощь, использовали ее не по назначению, а то и поворачивали оружие против бывших покровителей. Но наличие прецедентов такого рода должно не столько оправдывать повторивших чужие и свои ошибки, сколько заставить, наконец, извлекать из них уроки.

Еще один связанный с этим урок – и для России, и для наших западных партнеров: «управляемый хаос» как инструмент собственной политики имеет один большой недостаток – он рано или поздно перестает быть управляемым. Причем, обычно не тогда, когда этого хочется. Одна из неизбежных причин этого заключается в том, что состояние «управляемого хаоса» с неизбежностью расщепляет действующих субъектов, а их части приобретают свои интересы в этом процессе, вовсе не обязательно совпадающие с исходным представлением субъектов, когда они был еще относительно едины.

Эхо удара

Решая каждую конкретную проблему, мы неизбежно сталкиваемся с тем, что она не может быть до конца изолированной. В проблему оказываются вовлечены чьи-то еще интересы, а даже те, кто не заинтересован прямо экстраполируют ситуацию на другие.

Даже если допустить, что некоторое относительно компромиссное решение ситуации вокруг Грузии будет найдено, то есть, что ответив на агрессию именно так и в такой степени мы какую-то важную проблему решили, очевидно, что остальной мир не сможет вернуться к 7 августа. Некоторые наши сограждане радуются тому, что «мы им показали». К сожалению, с тем, что именно и кому показали, нам предстоит еще долго разбираться.

Мы показали, что Россия может относительно оперативно (с поправкой на имевшие место приготовления) разворачивать войска, что готова решиться применить силу в одиночку в ситуации, когда считает всерьез затронутыми свои интересы, что останавливаемся мы с трудом, что не вполне контролируем безопасность и порядок в зоне своей ответственности.

Этот урок будет воспринят по-разному. Кем-то как основание для того, чтобы более серьезно воспринять Россию как мирового игрока, на противоречиях которого с другими мировыми игроками можно поиграть. Но более или менее близкими соседями, особенно имеющими опыт неоднозначных отношений или спорные вопросы в настоящем, это будет воспринято либо как основание для того, чтобы поставить себя в серьезную зависимость от России, либо для того, чтобы озаботиться более надежной защитой от нее, нежели та, что была у Грузии. Вряд ли есть сомнения в том, что первых будет мало, а вторых куда больше. И уверения «не будете допускать геноцид – вам ничего не будет угрожать» вряд ли помогут.

Это была одна из причин того, почему мы до последнего надеялись на своего рода чудо – на то, что удастся оперативно обеспечить коллективное международное давление на Грузию, избежав прямого вовлечения вооруженных сил России. Как мы уже писали, вероятно, надежны в нынешней ситуации с организацией миропорядка оказались утопическими.

Тем важнее вместо ослабления действующих институтов или укреплять их, или создавать новые системы коллективной безопасности, в которых малые страны будут гарантированы от неоправданного вмешательства в свои дела, но и сами будут связаны жесткими обязательствами, которых Грузии, например, явно не хватило.

С этой точки зрения, очень важно давать максимально однозначные сигналы: мы уважаем ваш суверенитет и не собирается разрушать территориальную целостность, мы не допускаем применения силы – кроме как в очень ограниченном, закрытом списке случаев, мы готовы пойти на двусторонние или коллективные гарантии безопасности.

Как будет воспринято происходящее партнерами России по Шанхайской организации сотрудничества мы увидим на этой неделе. В среду–четверг саммит организации на уровне глав государств соберется в таджикской столице. Дружной поддержки России вряд ли удастся добиться, но отчасти сочувственное заявление, вероятно, удастся продавить.

Другой вопрос, какова цена продавленной так поддержки. Что заявит продавленный так Лукашенко в какой-нибудь следующий раз? Не воспримет ли и он происходящее скорее как угрозу для себя, нежели как признак укрепления ближайшего союзника.

Разумеется, мысль об изоляции России в современном мире может вызвать только улыбку, но и ожидать более благоприятной внешней среды по сравнению с ситуацией до 8 августа ожидать было бы странно. «Слабых бьют и не уважают» - это только часть правды. Применяющих силу стараются бить другой силой – а уважение зависит от аккуратности применения этой силы. Достаточно распространенный в мире антиамериканизм – следствие не только зависти, но и склонности применять силу чаще, чем это кажется необходимым.

Впрочем, августовские события на Кавказе среди своих следствий, кажется, будут иметь куда меньший отход США от принципа жесткой силы, чем многие ожидали от итогов предстоящих выборов. Популярность как будто более жесткого Маккейна возросла, как будто более мягкий Обама выбрал себе вице с жесткими замашками (партнер Маккейна будет объявлен в день его 72-летия, в пятницу).

Впрочем, как показывает опыт предыдущих администраций США, а также других стран ястребиные интонации на этапе предвыборной кампании вовсе не обязательно останутся таковыми на высоком посту – и наоборот.

Многое будет зависеть от воли к взаимопониманию к тому, чтобы сверить ценности и интересы, от того окажутся ли во главе списка ценностей равновесие, сотрудничество и сострадание или первенство и конфронтация.

Юбилей свободы

Если на прошлой неделе мы отмечали юбилей вторжения в Чехословакию, предпринятого пятью «братскими» странами во главе с СССР, то в понедельник, начинающий эту неделю, отмечаем 40-летие одной из самых знаменитых в мире акций протеста – демонстрации восьмерых на Красной площади. Об этом действии очень важно помнить и при этом извлечь из него максимально точный урок. На наш взгляд, он заключается не в том, что любое действие государства нуждается в осуждении, а все, кого оно объявило врагами, – в поддержке. Нам кажется, что та акция - о готовности и желании думать свободно, поверх барьеров, поступать свободно – в соответствии с этой мыслью. И если твое государство ошибается – об этом обязательно надо сказать. Если оно право – ему надо помочь. Если оно запуталось в правоте и ошибках – распутать этот клубок.

«За нашу и вашу свободу!» - это, конечно, и за свободу в России, и за свободу в Грузии, и за свободу в тех ее частях, в которых многие не очень хотят себя считать входящими в ее состав. За то, чтобы мы в России и Грузии могли свободно знакомиться с другими точками зрения, а не закрывали бы трансляции телеканалов и доступ к сайтам. За то, чтобы люди спорили о правильности действий своей власти – как это все-таки происходит в России, и стремились бы войти в свободный мир – как это все-таки происходит в Грузии.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.