28 марта 2024, четверг, 12:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 июня 2000, 09:12

Прошла ли Россия критическую черту? Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП)

(сокращенный перевод с английского)

Все аналитики, наблюдающие за российской экономикой, задаются одним вопросом: насколько устойчивым является экономический рост, зафиксированный в настоящий момент. Диапазон прогнозных оценок достаточно широк: от 0,5%, прогнозируемых на текущий год специалистами МВФ, до 5%, о которых говорят аналитики инвестиционных банков Brunswick Warburg и Goldman Sachs. Наблюдатели, как нам кажется, делятся на два лагеря. Пессимисты утверждают, что достигнутым в прошлом году ростом, равным 3,2%, Россия обязана подарку судьбы в виде высоких цен на нефть и другие виды экспортируемых сырьевых ресурсов, а также повышению конкурентоспособности импортозамещающих отраслей в результате девальвации рубля после августовского кризиса 1998 г. По мнению представителей этого лагеря, эффект от действия обоих факторов скоро сойдет на нет, если не будут всерьез предприняты структурные реформы. Оптимисты, со своей стороны, указывают на внушительный перечень достижений: относительно низкую инфляцию, увеличение объема золотовалютных резервов Центрального банка, стабилизацию номинального (и реального) валютного курса, огромную величину активного сальдо счета текущих операций, профицит бюджета, повышение сбора налогов, особенно сбора их живыми деньгами, существенное увеличение объема промышленного производства и даже некоторое увеличение объема инвестиций, внушающие оптимизм индексы уверенности потребителей и производителей, уменьшение доли расчетов, производимых в неденежной форме, сокращение размеров неплатежей и т.д. Представители этого лагеря возлагают надежды на нового президента, пообещавшего установить "диктатуру закона".

Мы не ставим перед собой цель пополнить перечень прогнозов на этот год или поставить под сомнение обоснованность этих прогнозов, равно как и методологию их выполнения. В конце концов, прогнозирование - дело непростое, и это особенно верно в отношении России в ситуации, сложившейся после кризиса 1998 г. В период с декабря 1998 г. по март 1999 г. двенадцать весьма уважаемых международных организаций выступили с прогнозами динамики ВВП и уровня инфляции в России на 1999 г. Согласно указанным прогнозам, ВВП должен был сократиться на 4,8% при уровне инфляции, равном 108% (оба показателя являются средним арифметическим двенадцати прогнозных оценок). В итоге за год ВВП увеличился на 3,2%, а инфляция составила 36,5%.

Основная мысль настоящей статьи заключается в том, что необходимо различать относительную макроэкономическую стабильность, достигнутую после кризиса, и улучшение микроэкономической ситуации, призванное потянуть за собой экономический рост. Минимальная макроэкономическая стабильность является необходимым и относительно легко выполнимым, но не достаточным условием экономического роста. Напротив, осуществление реформ на микроэкономическом уровне является значительно более сложной задачей, однако вопрос о том, удастся ли всерьез запустить этот процесс, является, в конечном счете, значительно более важным, чем конкретные показатели темпов экономического роста в текущем году. В отсутствие указанных реформ сама по себе стабильная макроэкономическая ситуация не позволит России и близко подойти к тем темпам экономического роста, к которым она стремится - в данный момент время обсуждаются показатели на уровне от 6 до 10% в год в течение предстоящих нескольких лет.

В первых двух разделах настоящего доклада обсуждаются два главных фактора, лежащих в основе нынешней макроэкономической стабильности: валютный курс рубля и бюджет, и анализируются риски, чреватые ухудшением ситуации. Затем обсуждаются причины, обусловившие далеко не столь благополучную микроэкономическую ситуацию. Основной вопрос, возникающий в этой связи, заключается в том, будет ли сложная микроэкономическая ситуация препятствовать дальнейшему росту, и каких действий, направленных на улучшение положения в этой области, можно ожидать от новой администрации. Этой теме посвящен последний раздел доклада

ВАЛЮТНЫЙ КУРС

Первоосновой нынешней макроэкономической стабильности является обменный курс. Девальвация рубля, произошедшая в 1998 г., покончила с фиксированным курсом рубля по отношению к доллару, настолько завышенным (как стало ясно задним числом), что это оказывало удушающее действие на российскую промышленность. Хотя девальвация резко снизила покупательную способность российского населения, не считая той его части, которая получает доходы в долларах (и оставила часть его без работы), она дала промышленности реальный шанс повысить свою конкурентоспособность (см. рис. 1).

Рис. 1 Реальный обменный курс рубля (декабрь 1995 г. = 100)

Источник: ЦБ РФ, Госкомстат, The Economist.

По состоянию на конец марта реальный курс рубля все еще в три раза ниже, чем до кризиса. Неудивительно, что в итоге возросло число предприятий, считающих свое финансовое положение "нормальным" (см. главу "Финансовое положение предприятий" в разделе "Текущее экономическое положение" настоящего бюллетеня).

Ряду компаний, несомненно, удалось воспользоваться возможностями, предоставленными девальвацией, о чем свидетельствует существенный рост объема промышленного производства, сокращение неплатежей и увеличение доли живых денег в расчетах. Эти компании стали прибыльными, и более того, начали реинвестировать часть прибыли в производство. Этим, по-видимому, и объясняется рост объема инвестиций в послекризисный период, что наблюдается впервые за весь период реформ.

Рис. 2: Составляющие совокупного спроса (млрд руб, в постоянных ценах 1999 г.)

Источник: Госкомстат и оценки, выполненные экспертами ОРЭ

Международный опыт показывает, что положительное воздействие девальвации на экономический рост и занятость, как правило, не бывает длительным, поскольку инфляция быстро сведет на нет повышение конкурентоспособности. Именно на это указывают пессимисты, утверждающие, что по мере ослабления эффекта девальвации должно начаться замедление темпов экономического роста. И в самом деле, в текущем году наблюдалось некоторое повышение реального обменного курса рубля, результатом которого стало определенное снижение конкурентоспособности российских товаров.

По оценкам экспертов РЕЦЭП, стоимость рубля, рассчитанная по паритету покупательной способности, в два с половиной раза (а по оценке Е. Гавриленкова (2000 г., стр. 33) даже в пять с половиной раз) превышает текущий курс рубля к доллару. Это позволяет говорить о том, что реальному курсу рубля еще есть куда повышаться. Стратегия, которой, как утверждается, придерживается в настоящее время ЦБР, позволяя реальному курсу постепенно повышаться, является абсолютно правильной. Во-первых, повышение реального обменного курса уменьшает тяжесть бремени долговых выплат. Во-вторых, реальный сектор должен получить сигнал о необходимости повышения производительности. Вместе с тем слишком быстрое повышение реального курса рубля поставит под угрозу еще очень неустойчивый рост промышленного производства.

В этой ситуации от Центрального банка требуется мастерство эквилибриста. Удастся ли ему удержать равновесие? Учитывая размер положительного сальдо торгового баланса (33,2 млрд дол, что соответствует приблизительно пятой части ВВП в 1999 году, когда стоимостной объем экспорта был особенно значительным благодаря высоким ценам на нефть и другие сырьевые ресурсы, составляющие основу Российского экспорта) (в первом квартале 2000 г. активное сальдо торгового баланса составило 13,9 млрд дол.) можно было ожидать, что, стремясь предотвратить повышение реального валютного курса, Центральный банк резко увеличит объем валютных резервов. На самом же деле в 1999 г. объем валютных резервов увеличился лишь на 0,9 млрд дол. и достигли 12,5 млрд дол. (Здесь следует оговориться, что поскольку экспортерам предоставляется три месяца на возврат валютной выручки, какая-то часть средств достигла счетов Центробанка только в 2000 г., и к концу марта текущего года золотовалютные запасы составили уже 17,6 млрд дол.). Все дело в масштабах бегства капитала, которое ослабляет давление, направленное на повышение реального курса рубля.

Увеличение валютных резервов по определению равносильно рублевой эмиссии, влекущей за собой повышение уровня инфляции. Однако, как это ни парадоксально, Центральному банку удается поддерживать макроэкономическую стабильность отчасти благодаря действию фактора, являющегося одним из источников микроэкономических проблем: неготовность банковской системы кредитовать реальный сектор экономики привела к резкому увеличению избыточных банковских резервов. Таким образом, средства, хранящиеся на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центробанке, не поступают в обращение, что сдерживает рост денежной массы. К концу 1999 г. общий объем остатков средств банков на корреспондентских счетах в ЦБР 70 млрд руб., а по состоянию на апрель текущего года достиг 75 млрд руб. Однако не исключено, что в какой-то момент этот ситуация изменится и увеличение денежной базы повлечет за собой повышение спроса, а затем инфляцию.

Хотя стерилизация избыточной денежной массы никогда не являлась успешным способом ослабления давления на обменный курс в долгосрочной перспективе, в настоящее время Центральный банк не располагает и этой возможностью в силу отсутствия необходимых инструментов кредитно-денежной политики. В данный момент правительство пробует размещать на рынке, еще не забывшем про августовский дефолт 1998 г., облигации со сроком погашения 3-6 месяцев. Однако пока власти не убедят инвесторов, что им удалось взять под контроль бюджетную ситуацию, создание ликвидного рынка государственных ценных бумаг, особенно с более длительными сроками обращения, будет оставаться под вопросом.

К числу факторов, влияющих на динамику обменного курса, относятся также внешний долг (выплаты по внешней задолженности и средства, предоставляемые России в виде новых траншей кредитов, предоставленных ранее международными финансовыми организациями), и иностранные инвестиции (как прямые, так и портфельные), однако в настоящий момент они не имеют решающего значения.

Резюмируем вышесказанное. Основополагающим элементом макроэкономической стабильности является твердое намерение ЦБР не допускать быстрого повышения реального обменного курса рубля, несмотря на значительный размер положительного сальдо счета текущих операций. Пока Центробанку удается проводить эту политику без серьезных инфляционных последствий, чему отчасти способствуют значительные масштабы вывоза капитала и неготовность банковской системы кредитовать реальный сектор экономики. Однако увеличение денежной массы, в конечном счете, угрожает инфляцией. Тем не менее, представители органов власти, участвующих в формировании экономической политики, начали понимать, чем грозит инфляция, и это можно считать одним из признаков прогресса. В целом, хотя нынешняя ситуация с валютным курсом и инфляцией выглядит достаточно благополучной, она таит в себе серьезную угрозу. Прежде всего, речь идет об опасности слишком быстрого повышения реального курса рубля. Вторая опасность, как это ни странно, прямо противоположна первой (и ее не следует сбрасывать со счетов, несмотря на преобладающий сейчас оптимизм): в случае падения цен на российские экспортные товары ухудшится состояние счета текущих операций, изменятся настроения субъектов экономической деятельности, возрастут масштабы бегства капитала, вследствие чего может возобновиться падение реального курса рубля. Это станет дополнительным (возможно, уже ненужным) катализатором развития экспортоориентированных отраслей, но одновременно затруднит выплату внешней задолженности, будет способствовать усилению инфляции и дальнейшему падению доверия к рублю.

Все вышесказанное основано на предположении, что правительство по-прежнему намерено воздерживаться от заимствования средств у Центробанка. В противном случае неминуем новый виток инфляции, за которым последует падение реального курса рубля.

БЮДЖЕТ

Бюджет является вторым основополагающим элементом макроэкономической стабильности. К бюджетной ситуации, и к роли государства в целом, восходит целый ряд как макро-, так и микроэкономических проблем. В настоящий момент состояние государственных финансов представляется вполне благополучным, по крайней мере, на первый взгляд. По итогам первых двух месяцев текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом, равным 4,5% ВВП. Помимо этого, правительству удается сокращать задолженность бюджета и обслуживать внешний долг, несмотря на неполучение очередных траншей кредита МВФ и боевые действия в Чечне. Однако как долго бюджетная ситуация будет оставаться столь благополучной?

Государство удалось в достаточно большой мере воспользоваться плодами девальвации рубля и очень высоких цен на нефть (и другие экспортные товары), преобладавшие в 1999 г. Например, пошлины на экспорт сырой нефти обеспечивают около 8% общих бюджетных поступлений. К тому же они уплачиваются в евро, что увеличивало сумму поступлений в рублевом эквиваленте в большей степени, чем высокие мировые цены на нефть, во всяком случае, до того момента, как курс рубля начал повышаться относительно евро.

А. Дворкович (2000 г., стр. 90) считает, что хотя повышение цен на нефть, возможно, не оказало значительного прямого влияния на доходы бюджета (поскольку многие нефтяные компании уплачивают налоги на условиях соглашений, которых им удалось достичь с Министерством по налогам и сборам, и которые не могут оперативно учесть повышение цен на нефть), его косвенное воздействие на размер налоговых поступлений оказалось тем не менее весьма значительным в результате увеличения прибылей поставщиков нефтяных компаний и повышения доли живых денег в расчетах. А. Дворкович указывает на три основных фактора, обусловивших увеличение объема бюджетных поступлений: перечисление бюджетных поступлений субъектов федерации в федеральный бюджет в результате изменений бюджетного и налогового законодательства, увеличение прибылей предприятий после девальвации рубля и повышение экспортных цен.

Понятно, что действие, по крайней мере, последнего из вышеперечисленных факторов, то есть высоких цен на экспортные товары, может оказаться не столь долговременным. В этой связи представляется уместным задаться вопросом о том, как долго просуществует первичный профицит бюджета (необходимый для обслуживания государственного долга) в случае падения экспортных цен, особенно если они упадут ниже уровня, положенного в основу расчета бюджета. А. Дворкович утверждает, что хотя воздействие трех вышеперечисленных факторов с трудом поддается точной оценке, при значительном падении экспортных цен правительство будет вынуждено накапливать задолженность бюджета или прибегнуть к кредитам Центрального банка.

Существуют значительные возможности как для увеличения доходов бюджета (за счет усиления налоговой дисциплины), так и сокращения бюджетных расходов (за счет ликвидации налоговых льгот и скрытых, а также явных, но необоснованно предоставляемых бюджетных субсидий. Пинто и др. (2000 г.) подчеркивает решающее значение прекращения практики скрытых субсидий (общий объем которых они оценивают в 10% ВВП), предоставляемых в виде расчетов в неденежной форме и, по мнению авторов доклада, имеющих цель предотвратить ликвидацию убыточных предприятий. Отмечается, что экономический подъем способствовал уменьшению масштабов проблемы, но ни в коем случае не ликвидировал ее. Помимо этого, скрытые субсидии создают неверные стимулы, хотя с точки зрения макроэкономики наиболее важным является вопрос о том, в состоянии ли правительство финансировать текущие расходы, и если нет, то насколько реальным является заимствование.

Благополучная бюджетная ситуация является важной по целому ряду причин: если государство намерено заимствовать средства у субъектов экономической деятельности, которым оно не может выкручивать руки, оно должно убедить их в своей кредитоспособности. Допустим, что ему удастся этого добиться. В этом случае оно может приступить к размещению долговых обязательств, постепенно увеличивая срок их обращения, и таким образом предоставить Центробанку инструмент для регулирования кредитно-денежной политики и нейтрализации избыточной денежной массы. Если правительство сможет выпускать в обращение государственные ценные бумаги, ему не придется полагаться на кредиты Центробанка и заимствования у Сбербанка. Статус кредитора последней инстанции, который по существу имеет Сбербанк, является еще одним препятствием на пути реформы финансовой системы, и, следовательно, созданию реально действующего института финансовых посредников, необходимого для осуществления инвестиций в реальном секторе.

Благополучное положение с бюджетом явится сигналом, что правительству больше нет необходимости заимствовать средства в значительном объеме. Это повысит доверие к рублю, население не будет опасаться конвертировать долларовые сбережения в рубли, которые по мере возникновения надежных банков могут быть привлечены в финансовую систему. Повышение спроса на деньги позволит правительству получать от выпуска в обращение денег солидный доход, не опасаясь инфляционных последствий. Более высокий уровень монетизации будет способствовать стабилизации макроэкономической ситуации, поскольку изменение размера денежной массы не будет иметь значительного инфляционного эффекта.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Ключевым элементом устойчивого роста являются инвестиции, не в последнюю очередь в основные фонды. Помимо этого в среднесрочной перспективе необходимо вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Многие российские предприятия работают с неполной загрузкой производственных мощностей, в тоже время с момента начала рыночных преобразований почти не производились капиталовложения в замещение основного капитала. Е. Гавриленков (2000 г., стр. 38) приводит данные Госкомстата, в соответствии с которыми по состоянию на конец 1998 г. средний возраст промышленного оборудования, находящегося в эксплуатации на промышленных предприятиях, был равен 16 годам, тогда как в 1970 году этот показатель равнялся 8,4 годам. Для модернизации производства необходим большой объем инвестиций. Следует отметить, что существует и более оптимистическая точка зрения. Так, MacKinsey на основании результатов недавно проведенного исследования утверждает, что почти три четверти старых активов являются экономически жизнеспособными и при условии ограниченного объема капиталовложений в их модернизацию и современной организации труда могут обеспечить повышение производительности до уровня 65% от американских показателей. В этой связи рост объема инвестиций впервые с момента начала реформ (см. рис. 2) не может не внушать оптимизм.

Для финансирования инвестиций российским предприятиям придется полагаться почти исключительно на собственные средства., поскольку все источники внешнего финансирования, в том числе коммерческие и банковские кредиты, размещение акций и облигаций в настоящее время не действуют. Кризис 1998 г. практически уничтожил банковскую систему, которая и до кризиса не слишком эффективно кредитовала реальный сектор экономики.

К сожалению, реформа банковской системы осуществляется крайне неэффективно, что может только усугубить ущерб, уже нанесенный кризисом. Отсутствие ясной стратегии, равно как и прозрачности процесса предоставления щедрых кредитов Центробанка коммерческим банкам, и, что хуже всего, та легкость, с которой активы вводятся из обанкротившихся банков, - это сигнал всем, кто намерен заниматься банковской деятельностью в будущем, что клиентов можно обворовывать без всяких для себя последствий. Российское население перестало доверять банкам и предпочитает хранить сбережения в виде наличных долларов. Единственным банком, внушающим доверие населению, остается Сбербанк, практически являющийся монополистом (нет нужды говорить о последствиях его монопольного положения с точки зрения эффективности) на рынке частных вкладов.

Но даже если бы коммерческие банки могли привлекать средства во вклады, их опыт кредитования реального сектора экономики незначителен, а требующийся для этого уровень квалификации, крайне невысок.

Еще один фактор, препятствующий инвестициям, это неблагоприятный инвестиционный климат, не дающий оснований надеяться на высокий уровень доходности, который и является основным стимулом для потенциальных инвесторов. Инвестор сталкивается с крайне забюрократизированной и запутанной системой регистрации предприятий. После того как, предприятие создано и начало действовать жизнь инвестора осложняют бесконечные проверки, произвол чиновников в толковании и применении нормативных документов, чрезмерно усложненная и неясная налоговая система.

Еще одна группа проблем связана с несовершенством правовой базы и неэффективностью корпоративного управления. Менеджеры перераспределяют денежные средства, как они считают нужным, и выводят с предприятий активы. Права акционеров, как иностранных, так и отечественных, сплошь и рядом нарушаются. Не обеспечиваются и права собственности. Добиться судебного решения по делам о защите прав собственности очень сложно, а когда это происходит, еще труднее добиться его претворения в жизнь. Следствием этого является расцвет организованной преступности, служащей в качестве более эффективного инструмента обеспечения прав собственности.

К числу проблем, препятствующих улучшению ситуации на микроэкономическом уровне, относятся также скрытые и явные субсидии нежизнеспособным предприятиям, которые оставляют широкий простор для употреблений и коррупции, почти неограниченная возможность региональных и местных органов власти подавлять конкуренцию при помощи административных мер и вымогательство со стороны чиновников разного уровня.

Диагноз "отсутствие политической воли" скорей скрывает суть дела, чем объясняет ее. Если неэффективная система управления и принятия решений продолжает существовать, это значит, что она выгодна комуто, кто имеет достаточно власти, чтобы ее сохранить. Результатом этого является искаженная система стимулов, на что в частности, указывает Маккинси. Проведенное им исследование свидетельствует о том, что действующие правила благоприятствуют менее эффективным компаниям (стр. 6). Последствия всего этого с трудом поддаются оценке. Значит ли это, что если внешние обстоятельства, складывающиеся в настоящий момент удачно для российской экономики, переменятся, экономический рост прекратится?

К сожалению, инвестиционный климат остается пока неблагоприятным. В России создается значительно меньше новых компаний, чем в других странах с переходной экономикой. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения остается очень скромным, несмотря на такой стимул, как огромный размер российского рынка. И наконец, самый значимый индикатор проблем, стоящих перед российской экономикой, - это огромные масштабы бегства капитала. Последнюю из указанных проблем нельзя решить административными методами. Она исчезнет лишь с исчезновением причин для сокрытия средств за рубежом.

Проблемы микроэкономического характера, рассмотренные в данном разделе, безусловно, будут способствовать замедлению экономического роста в обозримом будущем. Их успешное решение во многом зависит от новой администрации.

Библиография:

  1. Dvorkovich, A.V. (2000), Macro "Issue Year 2000" and Medium-Term Financial Stability, in: Volume of Conference Papers for the Conference on 'Investment Climate and Russia's Economic Strategy' organized by the HSE, Moscow, April
  2. Gavrilenko, Y. (2000), Russia's Economic Strategy, in: Volume of Conference Papers for the Conference on 'Investment Climate and Russia's Economic Strategy' organized by the HSE, Moscow, April
  3. McKinsey Global Institute (1999), Unlocking economic growth in Russia, Moscow: October
  4. Pinto, B., V. Drebentsov, and A. Morozov (2000), Give Growth and Macro Stability in Russia a Chance: Harden Budgets by Dismantling Nonpayments, Moscow: World Bank, February


Точка зрения автора не обязательно совпадает с позицией РЕЦЭП, организаций входящих в состав управляющего им консорциума, Европейской комиссии, а также других организаций Европейского Союза

Данный доклад был опубликован в журнале "Обзор российской экономики" за апредь 2000 года, издаваемом Российско-европейским центром экономической политики (РЕЦЭП).
В аналитических материалах, распространяемых РЕЦЭП, могут излагаться различные точки зрения на экономическую политику, однако Центр как организация придерживается в этом отношении нейтральной позиции. Все мнения, высказываемые в вышеупомянутых материалах, отражают исключительно точку зрения их авторов, но не мнение РЕЦЭП, организаций, принадлежащих к его руководящему консорциуму, Европейской комиссии или любой другой организации, принадлежащей к Европейской комиссии.
L Европейская комиссия
Росийско-европейский центр экономической политики (РЕЦЭП) Потаповский пер., 5 стр. 4, Москва, 101000
тел. (095) 232 3613
факс (095) 232 3739
электронная почта: recep@recep.glasnet.ru
http://www.recep.org

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.