После недельной давности конфуза с социальным налогом (депутаты разрушили правительственную договоренность с руководителем Пенсионного фонда Зурабовым, предложив включить пенсионные взносы в соцналог уже в следующем году) правительство за всю неделю так и не выработало единой позиции по спорным налоговым вопросам. Кроме ПФ, споры идут вокруг минимальной ставки единого соцналога (2%, 5% или 10%), причем депутаты защищают 2%-ную ставку, а правительство к этому не готово. Нет определенности и с акцизами на бензин и водку: замминистра финансов Шаталов усовершенствовал правительственный прогноз инфляции цен на бензин в случае резкого повышения акциза (цены вырастут не на 40%, а на 25%). Пока нет свидетельств тому, что правительство сможет пересмотреть договоренности с Зурабовым.
На фоне красноречивого молчания правительства о налоговой реформе (1-2 недели назад пропаганда налоговых законопроектов была важнейшим элементом публичной политики исполнительной власти) в "Ведомостях" родилась конспирологическая версия о подоплеке думско-правительственных разногласий. Газета полагает, что на самом деле либеральная часть правительства как раз толкала депутатов к принятому ими в итоге решению, причем с согласия президента; в то время как кремлевская администрация и близкие к ней бизнесмены делали все возможное, чтобы не утратить контроль за пенсионными деньгами. "Ведомости" даже предположили, что арест медиа-магната был изощренной местью "кремлевской группы" Путину за поражение в Думе. Подтверждений или опровержений этой версии пока нет. Впрочем, на налоговую практику пенсионный конфликт повлияет не слишком сильно.
Декларации правительства о намерениях снижать налоги и дальше остаются пока неизменными: по словам вице-премьера Кудрина, еще 2-3 года нагрузка будет падать на 2% ВВП в год. Аналитики, однако, не считают, что анонсированные уже шаги ведут к снижению бремени: максимум - к легализации доходов, и то очень непоследовательно. Даже если депутаты оставят нижнюю ставку единого соцналога на уровне 2%, снижение нагрузки на оплату труда становится заметным лишь для ежемесячных окладов порядка $2 тыс. (при такой зарплате подоходный и соцналог в сумме составляют 26,4%). Совсем хорошо тем, кто получает $5-10 тыс. в месяц. А для средних зарплат порядка $200-500 в месяц подоходный и соцналог составляют 44%-38,5%, - значит, такие зарплаты легализованы не будут. Легализоваться могут только очень большие зарплаты. Правительство, впрочем, надеется, что легальные выплаты вырастут чуть ли не в 1,5 раза. Эти надежды вызывают у предпринимателей обоснованные опасения, что в любой момент налоговое администрирование может быть ужесточено (об этом говорят поправки к I части НК), а затем сниженные было ставки могут вернуться к прежним значениям. Причем правительство уже будет знать реальные объемы зарплатных выплат. Делу могло бы помочь введение моратория на повышение всех или некоторых налоговых ставок и на новые налоговые сборы сроком на 8-10 лет, но пока правительство неодобрительно относится к подобным идеям. А доверие предпринимателей к исполнительной власти не настолько высоко, чтобы без оглядки броситься легализовывать доходы при первом снижении ставок.
16 июня 2000, 17:13