Адрес: https://polit.ru/article/2000/09/15/476700/


15 сентября 2000, 19:45

Депутаты вошли в правительственную комиссию без права общаться с прессой. Клебанов сохраняет контроль над расследованием катастрофы "Курска" и предлагает итоговые варианты официальных версий. Их целых три

Дума приняла постановление по подлодке "Курск": идея независимой парламентской комиссии провалилась, и в итоге по одному депутату от каждой фракции войдут в ведомственную комиссию под руководством вице-премьера Клебанова. Еще до обсуждения постановления вице-премьер сообщил депутатам, что его комиссия - техническая, а потому члены комиссии, кроме ее председателя (то есть самого Клебанова), не имеют права общаться с прессой.

Отвечая на вопросы в Думе, Клебанов раскрыл в деталях окончательный вариант официального подхода к катастрофе "Курска", в общих чертах изложенный Путиным в Америке. Комиссия рассматривает три версии: 1) мина времен Второй мировой войны (в 40 милях от места катастрофы, согласно переданным в 1947 году немецким картам, начинается миноопасная зона, недавно неподалеку была обнаружена тротиловая мина); 2) столкновение с подводным объектом - Клебанов говорит о наличии косвенных подтверждений и отсутствии прямых; 3) внештатная ситуация в торпедном отсеке - но, по словам Клебанова, пока сымитировать ситуацию с такими последствиями не удалось. При этом трагическую ошибку со стороны экипажа Клебанов категорически исключает.

Весьма показательны объяснения Клебанова относительно истории с выстукиванием "SOS" по корпусу лодки. Заявив сначала, что его комиссия к этим делам отношения не имеет, и пусть прокуратура выясняет, "кто кому что докладывал", прижатый к стенке депутатом Юшенковым, Клебанов вернулся к уже не раз высказанному им объяснению, что имела место не дезинформация, а некачественный анализ информации. То есть "SOS" по корпусу отбивал не человек, а "с большой вероятностью" - механическое устройство. Клебанов рассказал, что сам слышал этот "SOS" весьма отчетливо. Впрочем, многие подводники уже не раз заявляли, что подобных устройств на подлодках нет. Из альтернативных клебановской, пока наиболее вероятной считается версия вранья: конкретный морской чиновник на всякий случай предпочел заявить о сигнале "SOS", когда узнал о катастрофе.

Операция по подъему тел начнется в первых числах октября и будет завершена самое позднее к концу ноября - в зависимости от погоды (водолазы могут работать при волнении до трех баллов). Схема работы известна уже давно: в воздушном колоколе будут сидеть норвежцы, внутрь полезут российские водолазы. Клебанов подтвердил, что будут поднимать и саму лодку. Ядерный реактор совершенно безопасен и может лежать на дне десятки лет, но Клебанов сказал, что слишком мало кто это понимает, только специалисты, и поэтому придется поднимать. Во сколько обойдется подъем лодки, Клебанов не сообщал, но Дума в постановлении специально упомянула, что операции с "Курском" должны оплачиваться не из военной строки бюджета.

Новостью стало также заявление Клебанова о том, что России поступило предложение подписать конвенцию, по которой военные обязаны будут предупреждать друг друга о местонахождении своих подлодок. Клебанов не уточнил, от кого исходит такое предложение. Напомним, одной из официальных версий считается столкновение с подводным объектом. Инициатива конвенции, не исключено, исходит от Соединенных Штатов, что не разглашается по политическим мотивам: Путин на встрече off-record с американской медиа-публикой в Нью-Йорке дал понять, что не собирается настаивать на версии столкновения с американской лодкой, а подобное уточнение со стороны Клебанова могло бы быть неверно истолковано как в России, так и в Америке. "Газпром" vs Гусинский: хроника обострения конфликта