Первое заседание президиума Госсовета продолжалось два часа и прошло успешно. Довольные губернаторы члены президиума разошлись, получив домашнее задание. К следующему заседанию, назначенному на 12 октября, каждый из них должен разработать свою повестку. Губернатор Леонид Рокецкий, наиболее активный член президиума, рассказал, что кому досталось: ему - местное самоуправление, Яковлеву - государственная символика и т.д. Единственным заслуживающим интереса итогом сегодняшнего заседания стало решение о периодичности заседания Госсовета. Он будет собираться ориентировочно четыре раза в год. Напомним, в Госсовет входят по должности все губернаторы Российской Федерации. В Госсовете они обладают правом совещательного голоса при президенте Путине.
Вышедший к журналистам президиум пояснил, что на первом заседании обсуждались только структурные вопросы: сам Госсовет будет рассматривать только крупнейшие вопросы, постоянный президиум - все, что он в состоянии рассмотреть. Ни бюджет-2001, ни выборы в регионах, ни даже выход президиума из состава сената - ни одна из этих проблем не обсуждалась. Тем не менее президиум очень доволен атмосферой Госсовета. Это понятно: Госсовет нужен губернаторам гораздо больше, чем Кремлю, и удовлетворение от работы - фрагмент пиар-кампании, направленной на обретение строки в Конституции. Пока ее нет, Госсовет ничего не значит.
Кремлю тоже существенно продемонстрировать вес Госсовета - по тем же причинам. Тем не менее, закрытый и непубличный Госсовет, где конечное решение принадлежит Путину, проигрывает Совету Федерации, еще даже не родившись. На фоне бюджетных баталий в сенате, подкрепленных необходимостью сенатской визы, обсуждение государственной символики в Кремле выглядит комично. Кремль попал в противоречивую ситуацию: с одной стороны, ему не нужен сильный Госсовет, с другой, конституционный статус был бы весьма желателен. Кремль не имеет пока внятной сформулированной позиции по вопросу передачи полномочий сената в Госсовет. Но не исключено, что вопрос о Госсовете может стать единственной темой для Конституционного собрания. Впрочем, передать такие полномочия - задача крайне трудная, если вообще возможное: Конституционное собрание будет собираться из Думы и Совета Федерации, которые априори не заинтересованы в новом конституционном органе.
Пиар-кампания по удалению членов президиума из Совета Федерации, инициированная кремлевским представителем в сенате Хижняковым, наиболее адекватно описывает эту противоречивую ситуацию. Пытаясь изменить весовые пропорции между Госсоветом и сенатом, Кремль хочет заставить влиятельных губернаторов уйти из сената раньше срока, ослабив тем самым верхнюю палату. Но получает логичный и адекватный ответ: губернаторы типа Рокецкого, чей срок вот-вот закончится, согласны, остальные - нет, предпочитая подождать до января 2002. И президиуму Госсовета пока не удается подняться выше уровне стандартного рабочего совещания. Члены президиума объявили, что решения Госсовета будут фиксироваться в президентских указах и постановлениях, однако ценность этих указов весьма сомнительна.
29 сентября 2000, 17:12