Адрес: https://polit.ru/article/2000/11/09/476739/


09 ноября 2000, 21:43

Правительство вернется к теме МПС 1 апреля. Либералы отняли у железнодорожников право регулировать тарифы и настояли на проведении аудита

В четверг правительство провело заседание, посвященное реформе МПС. Его итоги компромиссны, однако "перевес" явно на стороне реформаторов из Минэкономики и МАПа. Среди целей реформы нет предлагавшейся МПС "централизации" и "сохранения единого транспортного комплекса". Для регулирования внутренних и внешних тарифов создается специальная комиссия; Минэкономики и МПС предложено подать в нее кандидатуры. Правда, регулирование тарифов на билеты "повышеной комфортности" - в купейные вагоны, СВ и фирменные поезда - оставлено в ведении МПС: эту сферу перевозок правительство, видимо, уже не считает монопольной. Целью работы тарифной комиссии министр экономразвития Греф считает защиту конкуренции в железнодорожной отрасли и сохранение доступности железнодорожного транспорта. Взгляд со стороны МПС: "Тарифы на железнодорожном транспорте будут изменяться в рамках инфляции, но процентов на 10 ниже роста цен в промышленности", - сказал по окончании заседания глава МПС Аксененко. Так что на тарифной комисии будет жарко.

Греф констатирует, что удалось "очень серьезно" отойти от первоначальной концепции, предложенной МПС. Кроме того, Минэкономики, МАП и МПС готовят техническое задание на аудит МПС, по итогам которого и будут принят окончательный вариант концепции реформы. Концепция реформирования должна теперь быть представлена в правительство к первому апреля 2001 года. Это тоже к выгоде экономического блока: не секрет, что сейчас у Минэкономики и МАПа нет своей концепции реформирования МПС, а за четыре с половиной месяца ее вполне можно создать.

Дальнейшая борьба будет не менее упорной. После решения тарифного вопроса следующий - это правовая форма будущего предприятия "Российские железные дороги". МПС планирует создать единое государственное унитарное предприятие. Другой вариант - государственное акционерное общество. Третий - сформировать менее жесткую вертикально интегрированную структуру - холдинг. "Наконец, - говорит заместитель министра экономики Андрей Шаронов, - можно вообще большинство предприятий, входящих в структуру МПС, сделать независимыми друг от друга акционерными обществами. Одни компании возят пассажиров, другие - грузы, третьи - ремонтируют пути, строят новые вагоны, локомотивы". Еще в августе Минэкономразвития предложило МПС создать 17 АО (по числу управлений железных дорог), но этот вариант для МПС неприемлем.

В конце дня тема реформирования естественных монополий, в частности - МПС, должна была обсуждаться на встрече Путина и Касьянова. О ее итогах пока ничего не известно.