Адрес: https://polit.ru/article/2000/12/15/477299/


15 декабря 2000, 18:07

Споры о гимне раскалывают обществоСсылки на "волю народа" грешат некоторой произвольностью

Похоже, что уже в ближайшие дни будет подписан указ президента о гимне России, и страна вступит в следующее тысячелетие под музыку отнюдь не Вивальди и даже не Глинки, а сталинского гимнопевца Александрова, автора знаменитых кантат и песен о Великом Вожде. Такая уверенная поступь спиной вперед и со взором горящим, обращенным в покидаемый век, вряд ли сулит России безоблачное существование в первые годы века нового. Тем более что ссылки на волю большинства народа, якобы лежащую в основе решения о гимне, грешат некоторой произвольностью.

Да, действительно, как показали опросы, большинство населения высказалось за музыку бывшего гимна СССР, но не абсолютное большинство, а всего лишь 46%. При этом доля сторонников этой музыки наиболее высока в возрастных группах старше 50 лет (от 58% до 66%), что же касается более молодых, то здесь она снижается до 38%, а среди самых юных (18 v 23 года) - до 28%. Повышенное пристрастие к прежнему гимну обнаруживают также наименее образованные слои (57%). Суммарная величина тех групп населения, которые выразили предпочтение другим вариантам музыки, составила 38%: 14% предпочли бы новую музыку, соответствующую современным идеалам страны (каким, правда, не вполне ясно, если за это голосуют по 26% приверженцев Тулеева и ЛДПР и в большом количестве люди моложе 24 лет); 11% хотели бы, чтобы гимном осталась «Патриотическая песнь» Глинки, 7 процентам (а среди сторонников Явлинского даже 25 процентам) нравится марш «Прощание славянки»), 6% (среди жителей села 9%) остановили свой выбор на песне Дунаевского «Широка страна моя родная».

Совершенно очевидно также, что споры вокруг гимна раскалывают общество не только по демографическим параметрам, но носят ярко выраженный партийно-политический характер. Так, если в электорате Зюганова за музыку Александрова высказались три четверти его состава, то среди избирателей «Яблока» - лишь 27%, среди сторонников СПС - 34%, в электорате «Отечества» (вопреки заявлениям Лужкова о сугубо меломанском характере вопроса) - 32%. Таким образом, принятие закона о гимне можно рассматривать как новогодний (или нововековой ?) подарок коммунистам и в известной мере вызов демократически ориентированной общественности.

Высказываются робкие надежды на то, что за этим со стороны президента могут последовать и какие-то компенсирующие подношения демократам. Но надежды эти едва ли имеют под собой веские основания. Что касается пока еще либеральной экономической (грефовской) программы, то с ее твердой и последовательной реализацией правительство явно запаздывает. В таких же сферах, как идеология, права человека и государственное устройство, Путин определенно не обнаруживает большого желания считаться с мнениями и настроениями демократов первой и второй «волн». Скорее всего, следующим наступательным маневром, направленным на вытеснение либералов первого призыва с политической арены, будет принятие нового избирательного закона, в котором либо вовсе не будет предусмотрено избрание по партийным спискам, либо барьер прохождения партий в Думу будет поднят до 8 v 10%. И то, и другое новшество может быть проведено, как и в случае с гимном, со ссылкой на «волю народа» - по данным опросов такие меры поддержали бы 47% и не поддержали бы 20% жителей России.