Лужков вернул "Отечество". Идея вливания сил Лужкова-Примакова в кремлевскую партию, торжественно анонсированного на ноябрь, не протянула и пары месяцев: сославшись на идеологические тонкости, лидеры "Единства" дезавуировали объединение, одновременно обрушив на людей Лужкова шквал суровой критики. При этом в "Единстве" всем довольны, уверены, что Лужков никуда не денется, и даже обнаруживают свою прелесть в широкой коалиции, с которой Путин отправится на следующие выборы. Слияние заменено предвыборным блоком, в котором "Единство", правильно оформленная партия, станет солирующим необходимым элементом, как того потребует закон о партиях. Закон, собственно, был специально подверстан под этот случай: ЦИК сначала предлагал жесткие формы блоков, но затем подал назад, предложив более свободный вариант "партия плюс кто угодно". Видимо, на следующие думские выборы пойдет альянс "Единство - Отечество - Народный депутат". В "Единстве" считают, что такая ширина поддержки Путина будет и полезна для имиджа, и удобна технологически. Кремль получит твердое основание.
Очевидный идеологический зазор между "Единством" и Лужковым-Примаковым в экономических сферах и в вопросах федерализма, скорее понимаемого в "Отечестве" как узковотчинный лоббизм, был спроецирован на серьезные кадровые расхождения и разногласия касательно места, которое победившая кремлевская партия была готова предложить проигравшему Лужкову. Насколько известно, квота, предложенная Лужкову, его не устроила. Тогда он стал настаивать на паритетном роспуске, строительстве новой партии и, естественно, получил отказ. В итоге московскому мэру очень трудно: как будто ловко изолировав Примакова своим союзом с Шойгу, он теперь испытывает серьезное давление со стороны относительно цивилизованной (в "Единстве" говорят - "профессиональной") фракции в "Отечестве", намеренной проникнуть в следующую Думу. Примаков располагает некоторой свободой левого маневра, но Лужков, если не предложит своим людям верного варианта, рискует остаться один: те просто уйдут в "Единство". Разумеется, если "консервативно-путинское" "Единство" продолжит победы над своей левой партийной массой - как на кремлевском уровне, так и в чистом поле. При этом, по некоторым сведениям, финансовая ситуация в ОВР не идеальна.
Вячеслав Володин (группа Примакова) в интервью "Полит.Ру" обрисовал каналы сопротивления слиянию, которых нашлось множество: левые боятся экспансии на их электоральную территорию; правых волнует ресурс "Единства" в реформах; малые фракции теряют от появления такого думского большинства; недовольны теряющие влияние группировки в обеих партиях. То есть в целом не складывается. Володин также подчеркивает идеологические различия ("Все-таки наша программа - программа левого центра"), хотя перспектива блока кажется ему реальной. В любом случае, план по вливанию Лужкова в "Единство" в первую очередь отвечал интересам самого Лужкова и реакционным группам поддержки Путина в "Единстве" и в Кремле.
Провал объявленной консолидации, как пояснили "Полит.Ру" в "Единстве", вряд ли повлияет на путинскую коалицию в Думе (она, впрочем, и так работает с напряжением, как в случае с законом о партиях): по мнению источника "Полит.Ру" в Думе, депутаты, рассчитывающие на продолжение союза с "Единством" (то есть места в списках), будут голосовать как надо. Это заявление подчеркивает, что Лужков по-любому уже плохо контролирует расклад.
Проиграв Путину и Кремль, и Думу, затем теряя одну московскую привилегию за другой, амбициозный московский мэр вынужденно совершил маневр, которым достиг обратного эффекта и еще более отдалил себя от влияния на федеральную политику даже на правах лояльного вассала. Зато вернул "Отечество".