Тем не менее с 1 июля Россия попыталась торговать по новым правилам. Пока получается не очень успешно. Во-первых, в июле в несколько раз сократился импорт из стран СНГ, так что о дополнительных доходах бюджета за счет налогообложения импортеров говорить пока не приходится. Впрочем, это явно краткосрочный эффект, который объясняется тем, что прозорливые импортеры заранее ввезли в Россию значительные запасы товаров. И как только эти запасы кончатся, импорт снова подрастет, хотя и не до прежнего уровня. При этом цены на импортные товары неизбежно будут расти. А среди них преобладают товары потребительского спроса - те же овощи и фрукты, а следовательно, заплатит в конечном итоге за реформу налогообложения потребитель. Таким образом, это явно не будет способствовать решению проблемы инфляции, скорее наоборот. Во-вторых, и это, конечно, главное, - резко усугубились старые проблемы, связанные с возмещением НДС экспортерам.
Проблема эта существовала с того самого момента, когда в Закон об НДС была внесена соответствующая поправка. Ясно, что вернуть уже уплаченный в бюджет налог обратно - не самая простая задача для производителя, тем более что фискальные органы всячески усложняют эту процедуру, прибегая, например, к таким мерам, как требование подтверждения доставки товара в принимающую страну (для борьбы с ложным экспортом), создание льготных условий для одних групп экспортеров при возмещении НДС в ущерб другим и т.д. Естественно, в таких условиях страдают в первую очередь самые законопослушные налогоплательщики и возникают очень сильные мотивы для обхода, а то и прямого нарушения законодательства. С другой стороны, Минфин жалуется на то, что требуемая из бюджета сумма возмещения зачастую оказывается выше, чем та, что была перечислена в бюджет на стадии производства товара. Минфин подтверждает это следующими цифрами: за 6 месяцев 2001 года объем возмещения НДС вырос по сравнению с предыдущим годом в 4,2 раза, объем заявок на возмещение НДС - в 1,8 раза, в то время как экспорт в физическом выражении вырос менее чем на 1%. При этом число преступлений в этой сфере в 2000-2001 г. постоянно росло. И переход на уплату НДС при экспорте в страны СНГ по принципу "страны назначения" только ухудшает ситуацию, поскольку при этом растет как количество заявок на возмещение уплаченного на стадии производства НДС, так и количество связанных с этим нарушений.
России следовало перейти на новый принцип налогообложения в торговле со странами СНГ. Это очевидно, если не рассматривать политическую подоплеку этого решения. Россия не настолько богата, чтобы поддерживать производство у соседей за свой счет, как это и было до недавнего времени. Но в результате в очередной раз хорошая идея плохо работает на практике, и только потому, что не был создан эффективный механизм ее реализации. Теперь рабочая группа Кудрина будет думать.
27 июля 2001, 16:42