На этот раз Якутия оставила далеко позади Татарию и Башкирию с их особым градусом лояльности. Президент Якутии Михаил Николаев открыто пошел против Центризбиркома и сделал так, что местный избирком зарегистрировал его полномочным кандидатом. До выборов, назначенных на 23 декабря, Николаев в этом статусе не дотянет, однако сам бунт выглядит крупным скандалом. Николаев не станет президентом уже хотя бы потому, что такая победа порушила бы все правила новых федеративных отношений, когда борьба за третий срок, трансферты, налоговые льготы и другие бонусы имеет непубличный вид и не должна задевать выпирающие контуры государственной законности. Официально заявленные решения не могут не исполняться.
Казус Николаева упирается в набивший оскомину витиеватый сюжет о третьем сроке. По действующей поправке к закону об общих принципах, продвинутой через Думу лужковским лобби, первым сроком для главы региона считается тот, на который пришлась дата 16 октября 1999 года. Тогда у Николаева первый срок. В принципе, федеральные законы важней региональных, и Николаев имел все основания пойти в суд, когда местный парламент отказался изъять из конституции норму, ограничивающую президентство двумя сроками. (Персональные законы допускают многообразие толкований: апеллируя к тому же закону, СПС пытается через суд снять с выборов Егора Строева, который в такой же позиции уже вычеркнул из устава норму о двух сроках.) Верховный суд Якутии решил помочь Николаеву. Затем, 25 сентября, федеральный Верховный суд встал в позу Соломона, указав на несоответствие якутского закона федеральному, а именно на отсутствие слова "подряд" в формуле о двух сроках. По одной версии, ВС подтвердил правоту парламента Якутии: в остальном один закон соответствует другому, а, следовательно, работает. По другой, прониколаевской версии, несоответствие подтверждено. Смысл этой двусмысленности ясен: право толковать свое решение суд передал Кремлю, чтобы потом оформить его политическую волю. В тот момент у Николаева еще были шансы.
Борьба шла две недели. 8 октября председатель ЦИКа Вешняков, сославшись на Верховный суд, поставил точку, заявив, что Николаев не имеет права идти на третий срок. Еще через неделю был выдвинут в кандидаты Вячеслав Штыров, глава алмазного холдинга "АЛРОСА". ("АЛРОСА" формирует 70 % якутского бюджета.) Николаев очень влиятелен в Якутии, и без его поддержки выиграть выборы, по мнению экспертов, невозможно. По всей видимости, отставной прокурор, ныне кандидат Колмогоров не мог рассчитывать на такую поддержку. Появился Штыров. Он и станет следующим президентом Якутии. Но Николаев, будучи, безусловно, осведомлен о позиции Кремля, пошел наперекор. Видимо, визит Путина в Ленск придал ему уверенности. В итоге 25 октября местный избирком 10 голосами из 14 зарегистрировал Николаева кандидатом. Вешняков ответил, что после первой официальной жалобы ЦИК в течение пяти дней рассмотрит дело по существу и, вероятно, отменит регистрацию Николаева. К этому моменту Вешняков уже мог показать четкое определение Верховного суда: "Правила регистрации кандидатов в президенты республики являются компетенцией субъекта РФ, и в этом нет противоречия федеральному законодательству".
Сюжет о третьем сроке, лихо закрученный Кремлем в минувшем декабре, эффектно раскрыл публике технологию личных отношений между Кремлем и всякими губернаторами. Сам третий срок как институт остается насущной темой. 14 ноября Дума должна рискнуть преодолеть вето, наложенное сенатом на поправку депутата Надеждина. Поправка запрещает идти на третий срок тем лидерам, у которых в уставах было ограничение двумя сроками в октябре 2001 года. Комитет рекомендовал тайное голосование, что, как считает Надеждин, дает ей шансы на успех. Депутат Похмелкин видит в прецеденте тайного голосования потенциальную опасность. Как бы там ни было, в случае успеха поправки сразу выяснится, что она важнее региональных правил.