Проект программы переговоров в Катаре, уместившийся на семи страницах печатного текста, был разослан участникам еще полтора месяца назад. В нем содержится призыв к США, ЕС и Японии открыть свои рынки для товаров текстильной и сталелитейной индустрии, а также продукции сельского хозяйства. Комиссар Европейского союза по торговле Паскаль Лами уже заявил, что готов удовлетворить требования развивающихся стран о значительном и немедленном расширении их доступа на рынок текстильных товаров и одежды и готов также обсуждать вопрос о пересмотре импортных квот в ЕС, США и Канаде. Их повышение позволит развивающимся странам увеличить объем продаж текстильной продукции в развитых странах на 3%. Но чтобы это произошло, решение о повышении квот должны принять все три правительства.
Однако вряд ли влиятельные лобби представителей швейной, равно как и сталелитейной промышленности в правительстве США будут приветствовать предложения по пересмотру антидемпинговых законов, используемых для борьбы с импортом дешевых товаров. Американцы вообще предлагали из соображений безопасности отложить сессию ВТО до лучших времен и согласились направить в Доху свою делегацию только после заявления властей Катара о том, что перенос встречи нанесет оскорбление исламским государствам, поддержавшим войну против терроризма. Правда, вместо запланированных 30 в Доху приедет менее 15 американских конгрессменов.
Скорее всего, предлагаемый проект документа не понравится и развивающимся странам, которые утверждают, что еще до начала переговоров нынешние договоры ВТО следует пересмотреть с учетом их интересов. Например, немедленно сократить сроки, в которые богатые промышленные страны должны будут отменить квоты на ввоз изделий текстильной промышленности. Кроме того, в проекте практически не отражены требования стран ЕС и противников глобализации, касающиеся охраны окружающей среды.
Окончательный текст, который планируется принять в Доху, судя по всему, будет содержать лишь несколько конкретных предложений о помощи развивающимся странам. Что же касается наиболее трудных вопросов, в том числе проблем сельского хозяйства, то по ним решение может быть принято лишь после подробнейшего обсуждения, которое продлится не один год. По словам госсекретаря по внешней торговле Франции Франсуа Ювара, ситуация очень напряженная и в решении ряда принципиальных вопросов нет даже намека на единодушие.
Поскольку России, по самым оптимистическим прогнозам, вступление в ВТО раньше 2004 года не светит, у российской делегации в Дохе будут, по мнению экспертов, более прагматичные цели.
Марина Ионова, начальник департамента исследований компании «Русские Инвесторы»:
Сессия в Катаре будет посвящена проблемам развивающихся стран, прежде всего азиатских. И нам нужно попытаться повлиять на решения, которые позволят и нам протиснуться в ту маленькую щель, которую, возможно, приоткроют им. В частности, это касается стального проката. Наша проблема не только в том, что нас не пускают на американский рынок, но и в том, что мы сильно конкурируем с азиатскими производителями. Пока, как бы ни были низки цены, мы делали их еще ниже. Теперь нужно попытаться согласовывать цены, чтобы нас пустили на рынок.
На этой встрече нам важно понять, кто наши соперники, а кто - партнеры. Никаких вопросов мы там не решим. Но даже если мы просто поймем, кто с нами, а кто против нас, это уже пойдет нам на пользу. Мы должны пристроиться в фарватер наших новых партнеров. О том, чтобы возглавить движение производителей стали, пока не стоит и мечтать.
05 ноября 2001, 12:42