Адрес: https://polit.ru/article/2002/07/29/611716/


29 июля 2002, 00:00

Сергей Ковалев считает, что ближайшие лет семь будут для России мрачными

Коснувшись появившихся в последнее время предположений о том, что федеральная сторона стремится закончить Чеченскую войну к президентским выборам, С.А.Ковалев замечает: "То, что происходит в Чечне - это партизанская война. Максимум, чего власти смогут добиться такими методами - это временного затишья в оккупационной зоне, объясняемого усталостью". По его мнению, силовые методы, к которым прибегает сейчас федеральная сторона, неспособны привести к действительному прекращению конфликта. В качестве более успешного метода Ковалев предлагает переговоры с представителями последней легитимной власти Чечни - А.Масхадовым и депутатами парламента республики созыва 1997 года. Впрочем, тут же замечает он, надежды на то, что Кремль пойдет по такому пути, практически нет, "так что в ближайшие годы стабильного урегулирования ожидать нельзя".

Памятуя о том, что сам Ковалев некогда занимал пост Уполномоченного по правам человека, корреспондент "Проспект-Новости" задал ему вопрос о назначениях спецпредставителя президента по Чечне и главы комиссии по правам человека при президенте. Абдул-Хакима Султыгов и Элла Памфилова, утверждает Ковалев, назначены как удобные верховной власти люди, задача которых - предотвратить нежелательное обострение в этих крайне болезненных вопросах. Это особенно важно в контексте выстраивания отношений России с международными организациями.

"Власть, - говорит далее Ковалев, - научилась добиваться своих целей мягкими, техничными и незаметными для широкой публики способами. Между тем в обществе отсутствует развитое понимание необходимости защиты демократии и прав человека. Процесс развития гражданского общества сталкивается не только с сопротивлением со стороны власти, но также (а, может быть, и в большей степени) и с внутренними проблемами. Как и когда возродится интерес общества к праву? Когда накопится критическая масса. Она копится постепенно, не без препятствий - это естественные внутренние препятствия всему непривычному, - полагает Ковалев. - А сейчас препятствия сознательно строятся и властью. Ей выгодно то чувство зависимости от государства, которое, как советский атавизм, по-прежнему остается у нарастающего среднего класса". Срок накопления этой "критической массы" правозащитник видит долгий - лет 10-15, "а ближайшие лет семь будут для России мрачными".