18 января 2021, понедельник, 08:25
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 сентября 2002, 12:53

"-И гости нашего города-"

В статье излагаются некоторые результаты коллективного исследования российской прессы 1990-х годов "Кавказцы в крупном городе: интеграция на фоне ксенофобии", проведенного Центром независимых социологических исследований (СПб.) при финансовой поддержке фонда Дж. и К. МакАртуров.

"Уважаемые петербуржцы и гости нашего города, соблюдайте правила пользования метрополитеном-". Каждый день, спускаясь в метро, я слышу это, на первый взгляд, совершенно безобидное обращение. Формула настолько привычная, что странным может показаться вопрос: зачем "пассажиров метро" разделяют на "петербуржцев" и "гостей"? Практической необходимости в этом нет, требования одинаковы для всех "пассажиров". Однако вновь и вновь часть пассажиров объявляется "хозяевами города", а другая - его "гостями". Мало кто обращает на это внимание. И уж совсем немногие осознают социальный смысл и негативные последствия такого деления.

Для большинства людей нет ничего более привычного, чем мыслить категориями "дома" ("хозяев" и "гостей") или "семьи" ("родители", "дети" и т.п.). Между тем использование этих категорий как метафор социальных отношений - "нация как семья", "государство/город как дом" - представляет собой переосмысление публичных, анонимных отношений, связывающих людей в обществе, в категориях приватных, персональных отношений. Использование метафор позволяет выразить представления о проблематичных социальных отношениях в терминах знакомых областей жизни (1). Если не отдавать себе отчет в том, что это всего лишь метафора, то покажется вполне логичным распространить на приезжих требования, предъявляемые гостям. Так зачастую и происходит.

Как показывает исследование дебатов в российской прессе 1990-х годов вокруг "лиц кавказской национальности" (2), метафора "Россия/Петербург/Москва и т.п. - наш дом" определенным образом организует восприятие миграционных процессов и отношений, связывающих "мигрантов" с "местным населением". Она оформляет образ направленной на "коренных жителей" угрозы, исходящей от солидарно действующих, культурно гомогенных "гостей с юга", и становится одним из инструментов легитимации различных форм бытовой и институциональной дискриминации.

"Дом" vs "проходной двор"

Проходной двор - это ничье, открытое для всех желающих, общее пространство. Используемое в качестве метафоры государства, города или региона, это выражение обретает негативный смысл, становится знаком неправильно организованного "дома", разрушаемого стихийным, неподдающимся контролю со стороны "хозяев" движением "гостей".

"Говорят, бороться с нелегальной миграцией невозможно и что окончательной победы над ней не добились даже самые богатые страны. Да, это так, но это не означает, что Россия и дальше должна быть для всех перелетных птиц удобным и бесхозным проходным двором, где удобно селиться и гнездиться целыми семьями, кланами и даже районами в течение целого десятилетия (при этом изменения в демографической ситуации нашу власть тоже не волнуют)" (3).

"Дом" в подобном "оборонительном" контексте - прежде всего метафора "по-хозяйски" устроенного государства/города, в котором производится постоянный мониторинг миграционного поведения "гостей" и справедливо (в интересах "хозяев") ограничиваются их возможности в различных сферах жизни (например, доступ к жилью, административным постам, к значимым позициям в бизнесе, криминальной сфере и т.д.). "Проходной двор" представляет собой альтернативную и неприемлемую с точки зрения "хозяев" модель организации жизни. Одной из важнейших характеристик "проходного двора", делающей его непригодным для постоянного проживания, оказывается отсутствие "реальных" границ и, как следствие, его "бесхозность". В этом пространстве хозяин утрачивает власть и гости начинают хозяйничать, т.е. принцип справедливости, в соответствии с которым гость не может претендовать на роль/ресурсы хозяина, нарушен.

Такая проблематичная для "хозяев" ситуация оказывается чрезвычайно удобной для "гостей": у них появляется возможность "удобно селиться и гнездиться", "без труда переезжать в любых направлениях", "скрываться от контроля" и т.д. При этом свободный приезд "всех без исключения граждан СНГ", "кавказцев, равно как и жителей других государств..." связывается с преступлением: ""Прозрачность" границ позволяет без труда переезжать в любых направлениях и скрываться от контроля со стороны правоохранительных органов". В таких высказываниях фактически происходит отождествление реализации права на свободу перемещения с правом безнаказанно совершать преступления. Свобода перемещения рассматривается как ресурс преступников, иные аспекты этого права игнорируются. Успех в борьбе с преступностью (как и решение других проблем) логически связывается с отказом от соблюдения этого права.

Мигранты a priori рассматриваются как разрушители легитимного порядка в "доме". Опасность неконтролируемого движения мигрантов дополнительно подчеркивается использованием метафор различных "разрушительных стихий": "девятый вал международного терроризма обрушился на Россию вместе со штормовой волной нелегальной миграции" (4), "наш город буквально наводнили кавказцы" (5) и других. Использование этих метафор превращает мигрантов в опасную массу и служат оправданием силовых методов решения проблем "дома". С точки зрения "хозяев", любые средства борьбы со "стихией" признаются легитимными, так как без решительных мер "хозяева" потеряют контроль над ресурсами "дома".

Сохранение "порядка в доме" ассоциируется с успешной контролирующей/карающей деятельностью правоохранительных органов, которые описываются как легитимные представители и защитники интересов "местного населения", "законопослушных граждан". Поддержание "порядка в доме" увязывается со способностью этих органов контролировать перемещение людей и регулировать количество "нежелательных лиц" в пространстве "дома". Уход какой-либо категории людей из-под контроля или свободный режим передвижения по территории описывается как опасное поведение, реальная или потенциальная угроза "дому" и его "коренным жителям". В этих условиях контролируемая и регулируемая административная граница рассматривается как основа нормальной жизни "местных жителей", а ее защита осмысливается как приоритетная задача "хозяев". Из этого логично вытекает негативная оценка различных международных соглашений, подписанных руководством России, ослабивших государственный контроль за миграционными процессами и "сделавших Россию ненормальным государством" - государством "без реальных границ". К числу таких соглашений относят, например, Бишкекское соглашение 1992 года о безвизовом обмене между государствами СНГ. Этим соглашением за гражданами стран СНГ (в том числе Азербайджана и Армении) было закреплено право на свободное перемещение по территории России.

Введение в различных регионах антиконституционных "правил регистрации" рассматривается как единственно возможный в ситуации "прозрачности" государственных границ инструмент контроля количества и "качества" мигрантов: "Если бы Россия, как любое другое государство, имела нормальные границы, сказал мэр, то необходимости в принятии правил регистрационного учета граждан не было бы" (6). Не реализованная на уровне государства функция защиты государственной границы делегируется региональным властным структурам, которые принимают юридические акты, призванные "компенсировать недостатки федерального законодательства". Возникающие при этом противоречия между федеральными законами и практиками административного нормирования миграционных потоков на местах решается в пользу "защиты интересов и безопасности местного населения". "Считаю принятое решение, - комментировал введение правил регистрации в Москве заместитель премьера правительства Москвы Александр Брагинский, - хотя и продиктованным чрезвычайными обстоятельствами, но единственно возможным и отвечающим международной практике. Границы России сегодня чисто символические, прозрачные, и укреплять их приходится начиная со столицы. Именно здесь страна практически начинает наводить порядок в важной сфере внутренней жизни - контроле за миграцией граждан других государств по своей территории. <...> На свободу передвижения мы не посягаем. Единственное наше желание - не допустить бесконтрольного въезда в Москву лиц, опасных для стабильности и правопорядка в ней. Тем более что статистика убедительно свидетельствует, что в динамике роста преступности в Москве главная роль принадлежит приезжим. <...> Поэтому пришлось принимать административные, "милицейские" меры. Перепробовали многие, но других пока не нашлось. Нужно было ограничить, перекрыть бесконтрольный приток лиц с неправомерным поведением из-за рубежей России, пока он не перешел некоторую критическую отметку" (7).

Процедура легитимации нарушений Конституции, федеральных законов и международных соглашений (того, что обозначается эвфемизмами "милицейские меры"), предполагает прямое обращение к повседневности читателя - "коренного жителя", к его личным интересам (личная безопасность, обеспеченность жильем, работой и т.п.), реализация которых может быть затруднена присутствием "приезжих". Соблюдение отдельных законов и конвенций, призванных защитить права различных категорий "не местных", в этом контексте преподносится как непрактичное, угрожающее безопасности и благосостоянию как государства, так и его граждан (или "местных жителей").

Штамп о регистрации в паспорте выступает как критерий законопослушности и добропорядочности человека. Соответственно, отсутствие такого штампа может быть оценено как факт подозрительный. Однако отсутствие формальных критериев и процедур, в соответствии с которыми то или иное лицо может быть признано "опасным для стабильности...", предполагает массу возможностей для злоупотреблений властью. В отличие от юридически определенных категорий "преступник" или "задержанный по подозрению в совершении преступления", категории "лицо, опасное для стабильности и правопорядка в Москве", "нечестный человек" используются как моральная оценка действий "лица" и выражает предположение наблюдателя о его дальнейшем поведении. Ограничение возможностей человека на основании таких предположений представляет собой подрыв основ правового регулирования отношений в обществе. Описание таких мер как "единственно возможных и отвечающих международной практике" представляет собой оправдание беззакония.

Критика "милицейских мер" наталкивается на обвинения в безразличии к интересам "граждан": "Если необходимо для безопасности граждан и собственных границ приостановить и другие (кроме Бишкекского соглашения 1992 года. - О. К.) международные акты, подписанные Россией сгоряча, это надо сделать именно сегодня, а поборникам "прав человека", по старинке противопоставляющим государство личности (и тем самым играющим на разрушение государства), следует подумать о том, что наверняка у тех, кто погиб в собственных домах, тоже были какие-то права, не говоря уже о праве на жизнь" (8).

Таким приемом обеспечение личной безопасности ставится в прямую зависимость от обеспечения безопасности национальной. Сомнение в истинности такой логики рассматривается как "противопоставление государства личности" - недопустимое действие, направленное на разрушение государства - того, без которого жизнь человека не мыслится.

"Хозяева" vs "гости"

"Хозяин" и "гость" представляют собой парные категории (9). Человек, которого помещают в "хозяйско-гостевую" систему координат, в каждой конкретной ситуации должен оказаться одним из двух: "хозяином" или "гостем". Одновременное использование в процессе описания человека (или группы лиц) обеих категорий- "гость заявляет, что он здесь хозяин", "гости ведут себя по-хозяйски" - означает оценку позиции данного человека/группы как проблематичной. Назвать "хозяйским" поведение "гостя" значит негативно оценить его действия, сообщить о несправедливости его претензий.

"Иногда выходцы из южных республик сами навлекают на себя неудовольствие горожан непривычной для истинных петербуржцев наглостью, крикливостью, неопрятностью. Это особенно бросается в глаза на рынках города, где торгуют южане. Точно так же, как некоторые представители русскоязычного населения шумной и безудержной беготней по магазинам в свое время усугубили враждебное отношение к нам как к оккупантам сдержанных по натуре прибалтов. Нельзя, как говорят в народе, соваться со своим уставом в чужой монастырь - надо уважать чувства и обычаи коренного населения, где бы человек ни находился. Но к чести петербуржцев должен сказать, что в нашем городе конфликтов на межэтнической почве практически не бывает" (10).

"Традиционно Россия (а уж Петербург - в особенности!) была домом для людей всех рас и вероисповеданий. Но если гость приходит в ваш дом с целью поживиться и, едва войдя, заявляет, что он здесь хозяин, поставить на место - дело чести любого уважающего себя человека" (11).

В основании концепции "порядка в доме" лежит представление о правильных отношениях между "хозяевами" ("коренными жителями") и "гостями" ("мигрантами", "приезжими"). "Гостя" и "хозяина" связывают отношения субординации, в которых "хозяину" отведена доминирующая, а "гостю" - подчиненная роль. "Хозяину" принадлежит неотъемлемое право жить в своем доме, приглашать в него "гостей" и выгонять тех из них, кто ведет себя неподобающим образом; право устанавливать правила жизни в доме. "Гость" же, с точки зрения "хозяев", представляется объектом контроля, он должен соблюдать требования "хозяев".

Претензии "гостей" на ресурсы "хозяев" (экономические, властные и т.д.) не признаются легитимными (обоснованными). Возможности "гостей" в конкурентной борьбе за ресурсы должны быть ограничены. Такое неравенство возможностей рассматривается как справедливое и риторически закреплено в словосочетаниях, негативно оценивающих претензии гостей, которые "хозяйничают". Неподконтрольная и/или не одобренная "хозяевами" активность "гостей" интерпретируется как попытка перевернуть отношения субординации, стремление нарушить "демографический", "экономический" и т.п. баланс в свою пользу, как претензия на распоряжение ресурсами, "по праву принадлежащими хозяевам". Стремление "гостей" следовать своим интересам оценивается как опасное для "дома" и его "хозяев". Нарушение субординации ассоциируется не просто с трансформацией отношений, но с угрозой самому существованию "дома".

Повседневная концепция справедливости, актуализирующаяся при использовании метафоры "дом", - это концепция справедливого распределения ограниченных ресурсов, накопленных в "доме". Всевозможные блага: жилье, работа, доступ к социальному, медицинскому обеспечению и т.п. - описываются как естественно ограниченные ("всего этого и петербуржцам не хватает" (12)), поэтому должна существовать процедура отбора людей, имеющих привилегии доступа к ним. В качестве критерия отбора чаще всего становится "укорененность". "Коренным/местным жителям" отдается предпочтение на том основании, что они якобы больше, чем другие, вложили в процветание дома: они (или их предки) всю жизнь работали, платили налоги и т.п. и таким образом вносили свой вклад в стабильность и правопорядок в "доме". "Гостям" же систематически приписывается желание поправить свое материальное положение "за наш счет", сознательное уклонение от соблюдения наших правил (они, например, торгуя на рынках, получают наши деньги и увозят их к себе на родину, не заплатив налоги, и т.п.). В целом, категории "местные", "коренные" представляют собой процедуру дискурсивного наделения привилегиями доступа к ресурсам, накопленным в доме, а категории "некоренные", "приезжие", "гости" и т.п. - способ легитимации действий, ограничивающих возможности людей.

Использование перечисленных метафор организует восприятие различных конфликтов, возникающих на уровне отдельных людей, как групповых. "Гости" и "хозяева" ("южане" и "истине петербуржцы", "русские" и "сдержанные по натуре прибалты", "москвичи" и "некоторые группы кавказцев") описываются как представители гомогенных, "этнических" культур. Предполагается, что, уезжая из "своего дома" в "чужой", люди перевозят некий багаж установок, знаний, навыков и т.п., которые "хозяевами" нового дома могут быть оценены как ненужные, опасные, не соответствующие требованиям нормальной жизни. "Гости" должны отказаться от такого, ненужного в новом доме, багажа.

Соблюдение "устава" "коренного населения" формулируется как универсальное правило организации нормальной жизни в "доме". Несоответствие поведения "гостя" новым требованиям рассматривается как провокация. "Гость" изображается как виновник конфликта, а "хозяин" - как втянутая в него жертва.

Рассмотрение "государства" как частного жилища позволяет признать за официальными структурами, исполняющими роль "хозяев" в государстве, право опираться в своих действиях по отношению к "гостям" (мигрантам) на неформальные правила (или обычаи), как это делает любой хозяин, к которому в дом пришел гость (в том числе и незваный). Это ведет к пренебрежительному отношению к писаному праву, оправданию его нарушений стремлением соблюдать интересы "населения". При этом происходит закрепление приоритета моральных обоснований легитимности действий представителей власти над юридическими. Например, нежелание петербургских властей давать статус беженцев людям, на него претендующим, объясняется просто: "понятно, конечно, желание городских властей оградить себя от лишней социальной напряженности - ведь беженцам нужно и жилье, и работа, и социальное обеспечение, а всего этого и петербуржцам не хватает" (13). Нарушения Закона "О беженцах" допустимы, поскольку разрешают противоречие, существующее между содержащимися в нем требованиями и интересами "хозяев"/"петербуржцев". Иначе говоря, данная метафора позволяет рассматривать юридически установленные процедуры регулирования отношений в публичном пространстве как необязательные к исполнению, как подчиненные интересам "хозяев".

Если же "хозяином" является каждый из "местных", то "гостям" предъявляется требование подчиняться не только представителям государственных служб, осуществляющих надзор за соблюдением порядка, но и каждому из нас ("местных", "истинных петербуржцев" и т.п.) в отдельности. Ваше возмущение по поводу нарушения "гостями" отношений субординации ("наглость", "крикливость" и т.п.) рассматривается как "понятное" и "справедливое". Насилие как средство восстановления порядка не только оправдывается, но и предписывается "уважающему себя человеку". "Гость", на которого направлены такого рода действия, воспринимается как разрушитель легитимного порядка; безопасность "коренных жителей", стабильность их жизни ставится в прямую зависимость от эффективности борьбы с ним. Несогласию "гостя" не остается места. Так как мы "традиционно" толерантны и терпимы к тем, кто соблюдает наши правила, то у него нет "реальных" оснований для недовольства.

Право vs интересы

Язык не является простым зеркалом социальной реальности, он - активная творческая сила, во многом формирующая объекты, о которых мы говорим (М. Фуко). Так в основании "реальных" дискриминационных действий лежат способы описания действительности, в которых та или иная категория людей воспринимается как угрожающая нашему благополучию (14).

Рассмотрение миграционных процессов по аналогии с хождением в гости избавляет от необходимости объяснения социальной природы и последствий миграционных процессов. Сложные отношения и процессы сводятся к примитивным формулам, оправдывающим применение силы государственного принуждения для защиты "интересов" определенной категории населения, чем подрываются основания правовой регламентации жизни общества.


Примечания
1. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия / Ред. В. Петров. Благовещенский гуманитарный колледж им. И. А. Бодуэна де Куртене. М., 1998. С. 126-170.
2. В качестве эмпирического материала для исследования было использовано около 300 статей, опубликованных в газетах "Известия", "Независимая газета", "Общая газета", "Российские вести", "Российская газета", "Сегодня", "Санкт-Петербургские ведомости", "Невское время", "Петербургский час пик", "Смена" (Санкт-Петербург) в 1992-1999 годах. Критерием отбора текстов для анализа было наличие в них "этнических" ("армяне", "азербайджанцы", "грузины" и т.п.) и "квазиэтнических" категорий ("лица кавказской/южной национальности", "кавказцы", "горцы" и т.п.). Кроме того, в текстах должна была описываться ситуация в "русских" городах.
3. Независимая газета. 1999. 2 окт.
4. Там же.
5. Смена. 1997. 16 дек.
6. Невское время. 1993. 25 ноябр.
7. Российские вести. 1993. 3 дек.
8. Независимая газета. 1999. 2 окт.
9. Sacks H. Lectures on Conversation / Ed. G. Jefferson. Blackwell, 1992. Vol. 1.
10. Вечерний Петербург. 1995. 8 сент. (интервью В. Ягья).
11. Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 27 окт.
12. Смена. 1995. 29 июля.
13. Там же.
14. Dijk T.A. van. Elite Discourse and Racism. Beverly Hills, CA, 1993.


Обсудите в соцсетях

Главные новости

07:44 Палата представителей США изучит, почему полиция допустила беспорядки в Капитолии
07:00 Акции «Роснефти» стали самым выгодным вложением на российском рынке в 2021 году
06:57 Выживший моряк рассказал, что российский сухогруз в Турции затонул из-за плохой погоды
06:37 В Хабаровском крае легковушка сбила краснокнижного амурского тигра
06:14 Страны Прибалтики, США и Канада потребовали немедленного освобождения Навального
05:27 Число заболевших коронавирусом в мире приблизилось к 95 млн человек
17.01 21:36 Навального задержали на пограничном контроле в Шереметьево
17.01 18:22 Полиция задержала во Внуково Соболь, Шаведдинова и Котова
17.01 18:14 Австрия из-за коронавируса продлила локдаун до 7 февраля
17.01 17:13 Еще один крупный спонсор отказался поддерживать ЧМ по хоккею, если он пройдет в Белоруссии
17.01 16:01 Вакцина от СOVID-19 центра Чумакова поступит в оборот в марте
17.01 15:56 В аэропорт Внуково начали пускать только по билетам. Через несколько часов сюда должен прилететь Навальный
17.01 15:02 G7 встретится в Великобритании в июне — лидеры «Большой семерки» встретятся лично впервые за два года
17.01 14:55 Число отравившихся в Буйнакске выросло до 303 человек, из них 239 дети
17.01 14:01 Российский сухогруз затонул у берегов Турции
17.01 12:45 «Царьград» заявил о готовности передать Юлии Навальной интимные фото, которые якобы шлют ее мужу другие девушки
17.01 12:00 Перед прилетом Навального к аэропорту Внуково пригнали автозаки
17.01 12:00 Новость из прошлого: 17 января 2001 года — Депутаты бойкотировали гимн
17.01 11:55 Задержанного с автоматическим оружием и 500 патронами у Капитолия отпустили из-под стражи
17.01 11:14 За сутки в России выявили 23,5 тыс. новых случаев коронавируса
17.01 10:44 Умер посол России в ОАЭ
17.01 10:01 Пожар уничтожил главный дом Церкви Сатаны в Нью-Йорке
17.01 09:22 Коронавирусом в мире заразились более 94,4 млн человек, число жертв превысило 2 млн человек
16.01 17:38 Правящая партия Германии выбрала нового председателя
16.01 17:03 На Украине с 16 января в магазинах, кафе и супермаркетах можно говорить только на украинском
16.01 16:45 В Норильске по делу о гибели людей под лавиной задержали начальника управления ГО и ЧС
16.01 16:00 С 27 января Россия открывает авиасообщение с Индией, Вьетнамом, Финляндией и Катаром
16.01 15:35 Умер барон Бенджамин де Ротшильд. Он был главой группы финансовой группы Ротшильдов
16.01 15:18 Skoda отказалась быть спонсором ЧМ по хоккею в Минске. Ранее от спонсорства также отказалась Nivea
16.01 14:40 В Рязани убили главреда «Рязань.Лайф» Жанну Шеплякову, в убийстве подозревают ее мужа
16.01 14:00 Сотрудники РАН призвали суд освободить аспиранта МГУ Азата Мифтахова. Его обвинили в поджоге офиса «Единой России»
16.01 12:54 Nivea не будет спонсором ЧМ по хоккею-2021, если его проведут в Белоруссии. Компания спонсирует чемпионат более 10 лет
16.01 12:09 Азербайджан до апреля продлил карантинный режим из-за коронавируса
16.01 12:00 Новость из прошлого: 16 января 2001 года — Путин внес в Думу текст гимна
16.01 11:56 Facebook восстановил аккаунты Трампа
16.01 11:22 За сутки в России выявили более 24 тыс. новых случаев коронавируса
16.01 10:41 «Это преступление должно быть расследовано в России»: ФРГ передала РФ протоколы допроса Навального
16.01 10:00 В Москве с 19 января смогут привиться от ковида самозанятые и ИП
16.01 09:21 Количество умерших от коронавируса в мире превысило 2 млн человек
15.01 22:09 Навального пригласили выступить перед юридическим комитетом ПАСЕ
15.01 21:45 Астрономы обнаружили сходство Млечного Пути с «волной» на трибунах стадиона
15.01 20:53 Россия вошла в пятерку стран с самым большим количеством мигрантов
15.01 20:30 Оператора ФБК отправили под арест за пост о погибшей журналистке Ирине Славиной
15.01 19:57 Попова: за год можно привить от коронавируса 60% населения России
15.01 19:24 Прокуратура предупредила о «негативных последствиях» участия во встрече Навального
15.01 19:04 Во Франции экс-президента Саркози заподозрили в торговле влиянием из-за контракта с российской «РЕСО-Гарантия»
15.01 19:02 Владимир Мау предложил создать в России инфраструктуру дистанционного образования
15.01 18:43 Минздрав Свердловской области подал в суд на сайт 66.ru из‑за новости о расследовании «Медиазоны» о смертности от коронавируса
15.01 17:58 Клиника в «Сколково» остановила переговоры с Pfizer по поводу поставок вакцины от COVID-19 в Россию
15.01 17:44 Суд признал законным указ Собянина о сборе персональных данных москвичей на удаленке
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.