Вице-спикер Думы от фракции СПС Ирина Хакамада рассказала "Полит.Ру", что ничего такого, что, на ее взгляд, действительно следовало бы держать в тайне, министр депутатам не открыл. Более того, ничего принципиально нового и неожиданного из его уст не прозвучало.
Коснувшись перспектив проведения военной реформы, С.Иванов, разумеется, заверил парламентариев в том, что его ведомство активно работает над ее осуществлением, однако проблемы, связанные с переходом на контрактную армию, министр дипломатично обошел. Зато он подробнейшим образом остановился на проблемах призыва. Прозвучали широко известные жалобы на низкое качество призывного контингента - слабое здоровье и низкий образовательный уровень. Как и ожидалось, это завершилось призывом к отмене значительной части льгот и отсрочек. Министр упомянул в связи с этим льготы, предоставляемые сейчас части госслужащих, учащимся военных училищ и другим категориям граждан.
Министр с отметил, что доволен бюджетом своего ведомства на 2003 г., который на 30% превышает бюджет прошлого года. В ответ один из представителей СПС предложил ему открыть статьи военного бюджета, не относящиеся к области государственной тайны, то есть касающиеся капитального строительства, содержания Вооруженных Сил и т.п., которые сейчас засекречены. Однако С.Иванов отрезал: "Пока я министр обороны, все останется закрытым".
"Дума не случайно вызывает на ковер министра обороны: армейская тема становится очевидным лейтмотивом не только осеннего политического сезона, но и всего предвыборного политического цикла, - замечает "Полит.Ру". - Не реагируя пока публично на бесконечные тревожные сообщения о дезертирствах и дедовщине, Кремль намекает, что осознает тяжесть ситуации в Чечне". Тем не менее Чечня по большому счету представляет собой политическую проблему, а вовсе не проблему армии, поэтому вряд ли соображения урегулирования там могут как-то отразиться на ходе решения главной проблемы Вооруженных Сил РФ - военной реформы. Произошедшее в тот же день обострение отношений между Россией и Грузией, связанное с ультимативным требованием президента Путина к грузинской стороне пресечь деятельность чеченских боевиков на ее территории, также идет не на пользу делу реформы, ибо во времена подобных обострений никто не занимается структурными реформами армии.
Между тем проблема реформы день ото дня стоит все более остро. Многие признаки говорят о том, что реформа, несмотря на бодрые заявления министра обороны и самого президента, близка к провалу. Минобороны и Генштаб, осуществляющие ее практически бесконтрольно, вольно и невольно ведут дело к ее заматыванию и выхолащиванию содержания. Об этом накануне говорили на пресс-конференции участники коалиции НПО "За демократическую АГС!"
Помощник депутата Александра Баранникова Кирилл Шулика указал, что бюджет эксперимента по переводу на контрактную основу 76-й Псковской дивизии ВДВ раздувается за счет включения в него статей, не имеющих отношения собственно к реформированию ВС: строительство жилья и приобретение нового вооружения. В итоге стоимость перевода на контрактную основу только одной этой дивизии, по подсчетам военных, должна составить 3 млрд. рублей, а перевод всех Вооруженных Сил - 150 млрд. Цифры заведомо нереальные, а значит, уже сейчас можно говорить о том, что псковский эксперимент, скорее всего, будет признан неудачным, после чего дело перевода армии на контрактную основу после нескольких потерянных лет окажется в исходной точке.
Кроме того, отметил К.Шулика, большое беспокойство вызывают заявления военных о том, что в контрактных частях предполагается присутствие большого контингента военнослужащих-срочников, используемых в качестве разного рода обслуги (взамен гражданского персонала, которому сейчас приходится платить какую-никакую зарплату) и практически без боевой подготовки. По сути дела, это уже легально превращает службу по призыву из выполнения гражданского долга по защите Отечества в трудармейскую повинность. К такому ли результату военной реформы должно стремиться общество и государство?
Вспомнив крылатое выражение "война - слишком серьезное дело, чтобы доверять его генералам", добавим: а военная реформа - дело еще более серьезное. Фактически эта реформа затрагивает не только интересы военного ведомства и не только интересы безопасности государства, но и интересы всего общества в экономической, финансовой и социальной сферах. Это делает практически несомненным тезис о необходимости установления независимого гражданского (общественного) контроля над ходом реформы, о чем настойчиво говорят многие представители общественности.
Что касается контроля над военным бюджетом, то, заметила председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова, помимо простого открытия его социально значимых статей и постановки его под контроль депутатов, против чего активно возражает Минобороны, существует возможность применения и такого механизма, как проверка Счетной палатой. По ее словам, уже достигнута договоренность с Сергеем Степашиным о том, что его ведомство займется проверкой исполнения предыдущего бюджета по части того, сколько средств расходовалось на содержание призывников в воинских частях, сколько перечислялось на нужды страхования военнослужащих и т.п.
Скорее всего, в новом политическом сезоне напомнит о себе и, казалось бы, уже решенная проблема альтернативной гражданской службы. Замглавы фракции СПС Борис Надеждин сообщил "Полит.Ру" о том, что Администрация президента выразила предварительную готовность вернуться к этой теме. Коалиция "За демократическую АГС!", со своей стороны, также не намерена сидеть сложа руки. Готовится ряд правовых экспертиз принятого закона, а также законопроекты, направленные на изменение наиболее репрессивных его положений. Возможно, вопрос о ситуации с альтернативной гражданской службой в России будет поднят в рамках специального доклада Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Но главные усилия Коалиция, внимание которой распространяется на военную реформу в целом, а не только на вопрос об АГС, намерена сосредоточить на борьбе против отмены льгот и отсрочек. Непопулярность такого решения очевидна. Неслучайно, выступая перед парламентариями, Сергей Иванов сказал, что Минобороны надеется получить президентское поручение на пересмотр статей 23 и 24 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - в этом случае парламентариям трудно будет сопротивляться столь сильному давлению. А сопротивление прогнозируется. По мнению К.Шулики, депутаты-одномандатники, составляющие половину Нижней палаты, памятуя о предстоящих в конце 2003 года парламентских выборах, станут очень осмотрительными при голосовании по социально значимым законопроектам. То же относится и к депутатам, прошедшим в Думу по партийным спискам, но в дальнейшем планирующим переизбираться по одномандатным округам.