29-го у президента прошло совещание с повесткой дня "о дополнительных мерах обеспечения безопасности в стране" с участием председателя Верховного Суда Вячеслава Лебедева, Генпрокурора Владимира Устинова, министра внутренних дел Бориса Грызлова, министра обороны Сергея Иванова, министра иностранных дел Игоря Иванова, директора ФСБ Николая Патрушева, начальника Генштаба Анатолия Квашнина, директора Федеральной службы налоговой полиции Михаила Фрадкова и руководителя Службы финансового мониторинга Виктора Зубкова. Уже одно перечисление этих лиц указывает на комплексность подхода власти к укреплению безопасности. Представители судебной власти, правоохранительных органов, силовики и финансовые контролеры - вот люди, на которых теперь возложена задача борьбы с терроризмом в самом широком смысле слова.
По окончании совещания с его итогами страну познакомили сами будущие исполнители намеченных мероприятий.
Сначала министр обороны сообщил, что президент дал ряду ведомств поручение разработать новую редакцию Концепции национальной безопасности России. По его словам, "составной частью" этого документа станут "планы применения Вооруженных Сил". Путин говорил об этом еще накануне. "Международный терроризм наглеет, ведет себя все более жестоко. То там, то здесь в мире раздаются угрозы со стороны террористов по применению средств, сопоставимых со средствами массового уничтожения. Я с полной ответственностью хочу заявить, что если кто-то хотя бы попытается использовать подобные средства в отношении нашей страны, то Россия будет отвечать мерами, адекватными угрозе Российской Федерации, по всем местам, где находятся сами террористы, организаторы преступлений, их идейные и финансовые вдохновители, где бы они ни находились", - заявил он на совещании с членами правительства 28 октября. Именно в связи с этим, добавил президент, и планируется внести изменения в планы применения Вооруженных Сил.
Эта жесткая риторика весьма напоминает выступления президента США Джорджа Буша после постигшей Америку террористической атаки. Из той же оперы - милитаризация такого чисто политического документа как Концепция национальной безопасности РФ.
Напомним, что она была принята в 1997 г., а в 2000 году в нее указом президента была в нее были внесены изменения и дополнения. В преамбуле этого документа Концепция национальной безопасности определяется как " система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности". В нынешней редакции ее предметом являются "важнейшие направления государственной политики Российской Федерации". Именно потому что Концепция является политической декларацией, в нее доселе не входили конкретизированные планы применения Вооруженных Сил.
О борьбе с международным терроризмом в нынешней редакции Концепции говорится в довольно общих выражениях, и это более, чем что-либо, обличает в ней документ созданный в эпоху до рокового 11 сентября.
Обновление Концепции национальной безопасности означает, прежде всего, обновление военно-политической риторики России, необходимое в условиях, когда США активно претендуют на лидерство в борьбе с международным терроризмом, трактуя эту роль как единоличное лидерство в мире в целом. Околоиракский кризис и собственное 11 сентября послужили для России толчком к тому, чтобы озаботиться выработкой идеологических решений, адекватных сложившейся международно-политической ситуации.
Что касается практических мер внутреннего характера, то важнейшим вопросом, который обсуждался на совещании, стала, естественно, Чечня. Первым о ней говорил Николай Патрушев, поскольку именно ФСБ отвечает за проведение контртеррористической операции в республике. За два дня до захвата заложников в Москве министр внутренних дел Грызлов уже сообщал о том, что передача руководства операцией от ФСБ к МВД намечена на лето 2003 года. Похоже, что пока сроки не пересмотрены. "Мы будет продолжать плановую работу, при этом точечность, адресность при проведении мероприятий будет доминировать", - сказал Патрушев. В сущности, он повторил именно то, что в течение минимум полугода говорилось представителями федеральных властей. Явное следствие событий в Москве можно увидеть только в акцентировании необходимости уничтожения лидеров сепаратистов. Хотя эта идея сама по себе не нова, доселе она имела, скорее декларативный характер. "Хочется также подчеркнуть, что чем быстрее будут нейтрализованы лидеры незаконных вооруженных формирований, террористы, тем быстрее будет нормализация обстановки в самой республике. Тем быстрее мы можем навести порядок и, я думаю, скорее передадим бразды правления Министерству внутренних дел, которое перейдет к поддержанию общественного порядка", - заявил глава ФСБ.
Борис Грызлов подхватил эстафету и сообщил прессе, что его ведомство также продолжает в плановом режиме работать над осуществлением ранее поставленных задач. "В течение ноября месяца будут разработаны все необходимые нормативные документы для создания Министерства внутренних дел Чеченской республики, - сказал он. - Уже сейчас в 15 районах республики из 19 созданы постоянные отделы внутренних дел, которые укомплектованы местными жителями и контрактниками. Определена численность МВД Чеченской республики, которая составляет 12 тыс человек. Именно на такое количество уменьшится присутствие сил МВД из других регионов России. Определены источники финансирования, которые заложены в проект федерального бюджета и согласованы с правительством Чеченской республики. После того, когда МВД Чечни получит уверенность в своей работе и готов будет взять ответственность за обеспечение охраны общественного порядка, будет произведена подготовка и будет проведен референдум по принятию конституции Чеченской республики, и впоследствии - выборы главы республики".
Министр обороны Иванов, в свою очередь, подтвердил, что намерен "продолжать выполнение утвержденного президентом плана по сокращению избыточных сил и средств министерства обороны Чеченской Республики ". Впрочем, точных сроков он, как и прежде, называть не стал. По его словам, все будет происходить "по мере укрепления органов правопорядка, сил и средств МВД Чеченской Республики". При этом, подчеркнул министр, "мы будем укреплять те наши подразделения министерства обороны, которые там остаются на постоянной основе, (...) и будем их использовать для проведения точечных, жестких спецопераций в отношении главарей бандформирований, их пособников и террористов".
Таким образом, генеральная линия политики центральных властей в Чечне намечена. Она состоит в том, что кардинально ничто не изменится. Не планируется ни резкого "закручивания гаек", ни внезапного поворота к мирным переговорам. Федеральная власть демонстрирует непоколебимую решимость проводить однажды определенную политику, не поддаваясь на давление террористов. Любое колебание генеральной линии сейчас означало бы, что Бараеву удалось частично добиться своего - заставить Кремль в ту или иную сторону изменить принятую им линию, а значит, возможно, дать сепаратистам дополнительные возможности для маневра. Но Кремль продемонстрировал силу и уверенность в себе.
Вспомним в связи с этим слова президента, сказанные на упомянутом совещании с членами правительства 28-го числа. "Мы платим тяжелую цену за слабость государства и непоследовательность действий", - говорил Путин. Но "Россия не пойдет ни на какой сговор с террористами и не будет поддаваться никакому шантажу".
Ну что же. Остается надеяться, что власти в самом деле удастся быть достаточно жесткой и последовательной, чтобы справиться с ястребиными порывами в собственных рядах и удержать ситуацию хотя бы в том состоянии, в котором она находилась по состоянию на 21 час московского времени 23 октября. Применительно к Чечне та ситуация допускала различные толкования. С одной стороны, Кремль подвергался критике за медлительность в решении проблемы. В Чечне продолжала литься кровь, продолжали страдать люди, продолжали растворяться федеральные деньги и под покровом бодрых рапортов о восстановлении тех или иных объектов и о налаживании мирной жизни вообще продолжало угрожающе тлеть массовое недовольство населения. С другой стороны, в последнее время стали появляться факты, свидетельствующие, как будто бы, о намерении федеральной власти искать выход из военного тупика на путях политического урегулирования. Наряду с декоративным референдумом по новой Конституции республики и грядущими в неопределенном будущем выборами президента Чечни поступала информация о попытках налаживания диалога с представителями сепаратистски настроенных сил, без чего подлинное политическое урегулирование невозможно.
Захват Театрального центра принес с собой угрозу опаснейшей дестабилизации этого и так чрезвычайно сложного и болезненного процесса. Был ли этот теракт результатом того, что ситуация в Чечне дошла до абсолютного тупика, как полагали большинство комментаторов, или напротив он стал свидетельством обеспокоенности боевого ядра сепаратистов тем, что зарождающийся процесс политического решения проблемы может оставить их за бортом событий и обречь на изоляцию? У нас недостаточно данных, чтобы уверенно судить об этом. Одно очевидно - федеральная власть пока держит удар, и уже одно то, что ситуация не развивается по худшему сценарию, не позволяет умереть надежде на лучшее.
Впрочем, пока это только декларации, догадки и прогнозы. О практике можно будет судить позднее.