Адрес: https://polit.ru/article/2002/12/25/611872/


25 декабря 2002, 00:00

Российским предприятиям снова придется платить за ущерб, наносимый окружающей среде

Напомним, 28 марта Верховный суд по иску "дочки" "Норильского никеля" - Кольской горно-металлургической компании - признал это постановление незаконным и недействительным. Принимая решение, суд основывался на том, что экологические платежи обладают признаками налога, а ставка, период и прочие элементы налогообложения должны определяться федеральным законом, а не постановлением правительства.

4 июля это решение подтвердила кассационная коллегия ВС, и 23 июля Министерство по налогам и сборам было вынуждено распространить официальное письмо, подтверждающее право не вносить эти платежи. В результате сложилась уникальная ситуация - предприятия получили возможность до принятия соответствующего закона вообще не платить за ущерб, наносимый их деятельностью окружающей среде.

Это вызвало переполох среди российских экологов. Еще 29 апреля "Гринпис России" обратился к президенту с просьбой издать указ, который восполнил бы брешь в федеральном законодательстве и восстановил бы систему экологических платежей. Между тем Минприроды в срочно порядке занялся разработкой необходимого закона. В сентябре стало известно, что законопроект готов и предполагает повышение экологических платежей примерно в пять раз по сравнению с предшествующим уровнем.

В итоге все просто вернулось на круги своя. В проигрыше остались российские предприятия. Сама Кольская ГМК, заварившая эту кашу, перестала перечислять платежи в бюджет еще с января 2001 года "ввиду отсутствия нормативно-правовой базы". Другие последовали ее примеру в последние полгода. Но неожиданное решение Конституционного суда означает для всех предприятий необходимость внести всю сумму недоплаченных платежей за текущий и срочно переверстывать бюджеты на будущий год.

Впрочем, как замечает "Газета.Ру", при желании экологический платеж можно уменьшить в 94 раза, поскольку базовые нормативы сбора были приняты еще в 1993 г и ежегодно индексировались письмами Министерства природных ресурсов, которые не были ни зарегистрированы в Минюсте, ни официально опубликованы. С тех пор ставка выросла в 94 раза, однако нынешнюю цифру можно оспорить.