Адрес: https://polit.ru/article/2003/02/07/581293/


07 февраля 2003, 19:28

Всюду лишние

С Олегом я познакомился во дворе санпропускника на Красногвардейском бульваре (иначе говоря, бесплатной бани для бомжей). Олегу далеко за 50, и живет на улице он уже много лет - на вид не отличишь от обычного пенсионера. В медпункт «Врачей без границ», который располагается в помещении санпропускника, он пришел в одних тапочках. Из не очень внятного рассказа выходило, что он два дня ходил без ботинок v их сняли с Олега такие же бездомные, когда он мирно спал в переходе. Потом нашел на помойке тапочки, но ноги уже распухли v обморожение.

По большому счету, Олегу повезло v в последнее время в Москве не так уж и холодно, и с его обморожением справились на месте v сделали перевязку. Многим бездомным повезло меньше: по словам Алексея Никифорова, руководителя программы «Врачей без границ» по помощи московским бездомным, с 1 октября в столице погибло от обморожения 344 бездомных, и более 2500 было госпитализировано. И это никак не связано с «беспрецедентными морозами», которые якобы нагрянули лишь в этом году v каждая зима, какой бы теплой она ни была, становится для бездомных марафоном на выживание, который проходят не все. За последние четыре года в Москве насмерть замерзло более полутора тысяч человек.

В этом году «Врачи без границ», пытаясь привлечь внимание властей и жителей Москвы к сложившейся ситуации, организовали акцию «Равнодушие=убийство». Цель акции v обратить внимание прохожих на бездомных, которые засыпают на улице. На морозе такой отдых может стоить человеку жизни: «Достаточно пролежать на улице всего тридцать минут при температуре -10 v -15, и все v спасти человека уже невозможно. Если вы видите бездомного, который лежит на улице, надо немедленно звонить по «О3». Неважно, трезвый он или нет - тут счет идет на минуты», - говорит Алексей Никифоров. Действительно, валяющихся на улице бездомных предпочитают не замечать - как дохлых животных. По статистике «Врачей без границ», большинство замерзших погибают прямо на улице, остальные v по дороге в больницу и в течение первых суток в больнице. По его мнению, безразличие москвичей и столичных властей к проблемам бездомных v основная причина такой колоссальной смертности. В Канаде, где климат не лучше нашего, прошлой зимой погибло 12 человек. В Москве тогда же - 434 человека.

«Врачи без границ», естественно, не могут самостоятельно справиться с зимней смертностью бездомных v ежедневно в их медпункт обращается около 60 человек с обморожениями разной степени тяжести. Всего же в Москве от 33 до 100 тысяч бездомных (по данным Комитета социальной защиты населения города и ГУВД соответственно). Да и помочь они могут только в легких случаях.

После настойчивых требований «Врачей» кое-какие меры были приняты: так, с 15 ноября в московские ночлежки стали пускать не только бездомных с московскими документами, но и иногородних. Но об этом знают далеко не все сотрудники этих учреждений. Да и мест в них не слишком много. Впрочем, по этому поводу есть разные мнения. Руководитель Комитета социальной защиты Игорь Сырников уверен, что в Москве порядка 1600 коек и их полностью хватает. По словам же Никифорова, из них лишь 700 коек v в домах ночного пребывания v реально доступны для бездомных. Остальные v в больницах и социальных учреждениях, куда можно попасть только по направлению указанного Комитета, выправив все необходимые документы.

Кроме тихого открытия ночлежек, московские власти предприняли еще один шаг v во всех городских больницах было объявлено об абсолютной приоритетности вызовов по обморожению. Но бездомных все равно берут неохотно v у них зачастую нет ни паспорта, ни страхового полиса.

В любом случае, сколько бы коек в Москве ни было v 700 или все 1600 v бездомных во много раз больше. Как выживать в тридцатиградусный мороз тем, кто не попал на казенную койку? Я попытался разузнать это у бездомных, которые пришли на прием в медпункт к «Врачам без границ».

Зине лет сорок, выглядит достаточно хорошо v никаких ожидаемых синяков и ран. В медпункт Зина пришла из-за болезни сосудов ног, а вовсе не от обморожения: в этом году ей повезло v договорилась с жителями хрущевки в Сокольниках, и ночует в довольно теплом подъезде. Благополучные москвичи ее не видят v Зина приходит ночью, уходит рано утром. «Женщине-то несложно. Она ведь за собой все приберет», v говорит ее подруга Алена. Сама она тоже живет на лестнице v правда, в собственном подъезде. Объясняет скупо: «Конфликт с сестрой». Пока мы вместе шли к метро, женщины разговорились. Вспомнили страшную историю про Володю Музыканта, который тоже раньше жил в подъезде. Недавно его оттуда увезли сотрудники частного охранного бюро: посадили в машину, повезли на какой-то пустырь и там избили. Последний раз Володю видели при погрузке в скорую v лишившись теплого подъезда, он заснул за ларьками и замерз.

Про ночлежки ни Зина, ни Алена ничего не слышали. Да и уверены, что туда без паспорта соваться бесполезно. У Зины паспорта нет, а чтобы получить его, надо вернуться на место последней прописки: хоть ехать ей и не далеко (в Подмосковье), но там паспорт могут выдать, а могут и нет. Все зависит от конкретной ситуации, про которую она рассказывать не захотела. Зато рассказала, как зарабатывает деньги на жизнь: собирает металлолом. Раньше выгодно было собирать бутылки, когда они стоили по полтора рубля. Сейчас они подешевели до 30 копеек, да и собирают их все кому ни попадя - пенсионеры, подростки, уборщики v слишком большая конкуренция. А чтобы купить батон хлеба, надо собрать 20 бутылок.

Еще одна мера правительства вызвала у подруг горький смех: столичное ГУВД как бы усилило работу городских патрулей. Теперь они должны специально искать замерзающих людей и доставлять их в ночлежки или в больницы. «Эти никогда лучше не станут! v говорит Зина. v У мента есть палка. И ему все равно, кто ты v женщина или не женщина. Главное v бомж». Впрочем, другая бездомная, украинка Раиса Корнеевна, женщина с колоссальным стажем бродяжничанья (по сути, с первых же лет жизни, когда на войне погибли ее родители), обосновалась прямо рядом со зданием Генпрокуратуры в Газетном переулке v она живет там с сентября на вентиляционной шахте. Постовые натыканы буквально на каждом углу, а Раиса Корнеевна умудряется еще и пропаганду вести. По ее мнению, высказанному не только мне, но и (по ее словам) Владимиру Жириновскому, и тележурналистам, вся милиция v куплена, и с этим надо что-то делать. «И вообще v евреи и коммунисты куда лучше русских».



Проблема с замерзающими бездомными v это результат равнодушия не именно московского правительства, а скорее давно сложившаяся политика властей различного уровня по отношению к достаточно внушительному слою населения. В Советском Союзе их сажали или высылали за 101-ый километр, теперь - игнорируют и всячески препятствуют социализации. «Позиция властей простая v у нас в стране нет бездомных, есть только бродяги и попрошайки. Таким образом, все они автоматически записываются в разряд административных правонарушителей. От них требуется то, чего они в принципе не могут сделать v например, зарегистрироваться по месту жительства!» - говорит Никифоров. Такая позиция, по его мнению, в корне неверна. За девять лет работы с бездомными, он видел одного-единственного профессионального попрошайку. По статистике «Врачей без границ», у большинства бездомных довольно высокий образовательный уровень (все v со средним образованием, каждый пятый закончил ПТУ, каждый десятый v вуз). Порядка 60% бездомных не только трудоспособны, но и реально содержат сами себя v работают на черной, временной работе. Собирательный же образ бездомного, «бомжа», у многих москвичей сформировался от наблюдения тех немногих, по чьему внешнему виду v грязные, побитые, пугающие люди v можно обо всем догадаться. А это, по словам Никифорова, лишь верхушка айсберга v порядка 5-7% от всех бездомных. Это люди, которые живут на улице больше 5 лет v с каждым годом такой жизни вернутся в нормальную становится все сложнее. При этом цифра в 5-7% остается стабильной v такие бездомные долго не живут, но их место быстро занимают новые.

Если же говорить о зиме, «Врачи без границ» предлагают основной акцент делать вообще на профилактику переохлаждения v предоставить бездомным хотя бы в зимнее время место для ночевки. Одна из конкретных идей v открыть бездомным доступ в метро в ночное время v вызвала у властей резкое отторжение. Тот же Сырников назвал такое решение «не цивилизованным, и несовременным». Власти Парижа, где бездомных не намного меньше, судя по всему, думают иначе v с первым похолоданием для клошаров открывают подземку.

После принятия нового Кодекса об административных правонарушениях закрыли приемники-распределители v теперь насильственно задерживать бездомных и доставлять их туда незаконно. И это, конечно, хорошо. Но вместо них ничего нового не создали, и теперь от мороза стало укрыться негде. Поэтому другой идеей «Врачей» было превратить пустующие с июля прошлого года помещения приемников в социальные приюты.

Помимо чисто человеческой необходимости решить проблему замерзания бездомных, в профилактике переохлаждения есть и экономический аспект. По словам Никифорова, один день пребывания в больнице обходится московскому бюджету в 2,5 тысячи рублей (по данным на 2000 год). В среднем при переохлаждении в больнице проводят 18 дней v выходит 45 тысяч рублей. Деньги немаленькие. Кроме того, многие бездомные в результате обморожения становятся инвалидами и теряют работу v это государству тоже обходится недешево. Названные цифры хорошо известны и комитету социальной защиты, и московскому правительству. Но власти столицы предпочитают ужесточать регистрационный режим и гонять бомжей, а москвичи v тратить деньги на домофоны и выгонять их на улицу. В результате им помогает маленькая бельгийская организация, причем на деньги совсем маленького государства v Люксембург. То есть бездомные v российские, организация v бельгийская, деньги v люксембургские.