27 октября 2020, вторник, 07:38
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 марта 2003, 13:25

Историческое прошлое в сочинениях школьников на вольную тему

За последние двадцать лет в России произошли столь значительные изменения в социальной и политической системе, что многие реалии былой повседневности исчезли бесследно. Поэтому история недавнего советского прошлого, живые свидетели которого все еще составляют большую часть населения страны, оказывается столь же далека от современного школьника, как и события XIX или XVIII веков.

Предлагавшаяся в советской школе концепция исторического развития страны, несмотря на свою очевидную несостоятельность, была внутренне логична и легко усваивалась. Запомнив основные оппозиции (до революции=? после революции, народ=? монархия, крестьяне=? помещики, буржуазия=? рабочие и т.д.) ученик с развитой устной речью без труда мог охарактеризовать любой исторический период, и его характеристика не вступала в противоречие с тем, что написано в учебнике, говорится учителем на уроках, по телевизору и т.д. Сейчас история для школьников больше не делится на правильную и неправильную, как это было в советское время, когда история своей страны после 1917=г. идеологически противопоставлялась всему предшествовавшему периоду. Вместо этого происходит объединение всей предшествующей истории страны в единое, почти мифологическое прошлое (значительную роль здесь, конечно, сыграл и технический прогресс). Поэтому наметился серьезный культурный разрыв между поколениями, который может стать первым шагом на пути к постепенной утрате единого культурного языка. И речь здесь в первую очередь идет не о формальном знании истории как школьного предмета, хотя отмечается снижение уровня и этих знаний. Так, до сих пор не найдено аналога отмененному курсу для младших классов «Рассказы по истории СССР», поэтому к изучению истории своей страны школьники приступают только в 8 классе. Это, в свою очередь, повлекло за собой хронологическое рассогласование гуманитарных курсов, при котором курс литературы значительно опережает курс отечественной истории, что усугубляется известной склонностью школьников к стратификации получаемой информации: на уроках литературы усваивается только то, что имеет непосредственное отношение к литературе, но и эти сведения никак не соотносятся с другими школьными предметами, а также с информацией, полученной из иных источников.

И все же гораздо более важной проблемой для школьников (и их учителей, соответственно) становится соотнесение фактов, изложенных в учебнике истории, с подлинным пониманием исторических реалий, которые авторы учебников, жившие в описываемую ими эпоху, не считают нужным объяснять.

Недостаточно информации школьники получают и в семье. Боязнь оказать ненужное идеологическое давление заставляет современных родителей отказываться в процессе воспитания детей от многих книг, в которых описывается некое историческое прошлое, даже в его бытовом аспекте. Инерция восприятия, заложенная их собственным советским воспитанием, заставляет их избегать большинства советских авторов, ранее традиционно входивших в программу внеклассного чтения=? М. Горького, А. Гайдара, В. Катаева и т.д. (Даже такая книга, как «Дети подземелья» В. Короленко, кажется наполненной «коммунистической пропагандой», т.к. ассоциируется с тем комплексом идей, который в нее «вчитывали» авторы советских учебников литературы). Явившийся следствием этого «возврат к классике» может радовать, однако необходимо помнить, что иной=? неидеологизированной=? литературы для детей о советском периоде истории практически не существует. Кроме того, взрослые часто избегают обсуждать недавнее прошлое и провоцировать интерес к нему, возможно для того, чтобы не касаться тех или иных деликатных эпизодов из семейной истории

Тем не менее, школьникам все же приходится сталкиваться с необходимостью формулировать свое представление об историческом прошлом страны. Ежегодно на государственных экзаменах по литературе предлагается тема, раскрытие которой требует некоторых знаний из истории. В данной работе в основном были использованы сочинения на тему «Своя земля и в горсти мила. Придумать рассказ по теме», предложенную в 2001=г. на экзамене в 9 классе, а также сочинения на тему, взятую из прошлых лет, тоже для 9 класса, «Чтоб не порвалась связь времен-». Использовались также сочинения, написанные на эти темы учениками 6v7 классов. Кроме того, были привлечены тексты зачетных работ по спецкурсу «Русская культура XVIII-XIX вв.» за 8 класс, где предлагалось сочинить послужной список героя в форме рассказа. Наконец, в работе приводится один текст учащегося 11 класса=? разбор стихотворения А. Ахматовой «Заклинание», т.к. в данном разборе автор счел необходимым восстановить реальный исторический контекст стихотворения. (Все цитаты приводятся в орфографии и пунктуации оригинала, в скобках указываются инициалы автора сочинения и класс).

Термин «сочинение на вольную тему» в данном случае понимается широко, как написанный по заданию текст, в котором отражение исторической реальности не является обязательным (в некоторых случаях можно написать и фантастический рассказ или рассказ из истории другой страны) и зависит от выбора учащегося (т.е. собственно знание исторических сведений не является предметом оценки). Это помогает школьнику снять психологический барьер и дает определенную свободу воображения. Кроме того, в работе использованы сочинения, перед авторами которых ставилась задача воссоздать в тексте обыденную жизнь в прошлом,=? сочинения-рассказы, где историческая действительность берется фоном для развития сюжета.

Большинство полученных сочинений полны исторических ошибок, недоразумений и неточностей. В данной статье предлагается попытка разработки первичной типологии ошибок школьников в передаче исторических событий и реалий из жизни России. Создание такой типологии необходимо в первую очередь для более ясного осознания все аспектов проблемы, носящей социокультурный или антропологический характер. Но так как ошибки школьников=? это лишь один из индикаторов глобального культурного процесса, который нельзя рассматривать в отрыве от других его составляющих, то в данной статье акцент будет сделан на методическом уровне исследуемой проблемы. В этом смысле предлагаемая типология может иметь практическое значение для преподавания гуманитарных наук, что предполагает в дальнейшем ее разработку с учетом возрастных, социальных, региональных и прочих особенностей.

В первую очередь следует выделить ошибки, обусловленные простым незнанием фактов, исправить которые довольно легко и которые встречались во все времена. Это наиболее очевидная группа ошибок, например, ошибки в датах:

В 1942 году началась Великая Отечественная война. (ЮВv6)

В некоторых случаях авторы даже способны рефлектировать по поводу недостоверности своих исторических знаний:

В 1963 году (наверное) 12 апреля лучший летчик-испытатель=? Юрий Гагарин полетел в черное неизведанное небо. (ЛПv6 )

В этом примере интересно сочетание явно «художественного» элемента «черное неизведанное небо», продиктованного жанром сочинения, с «нехудожественным» подчеркиванием собственной неуверенности, скорее характерной для устных ответов, в форме которых обычно требуется продемонстрировать знание дат.

Нередки случаи замены имен исторических лиц (хотя механизмы такой замены не всегда ясны). Так, в одном из сочинений под девочкой по имени Люся явно подразумевается Таня Савичева:

Одной из тех, кого смогли вывести из города была девочка по имени Люся. Она вела блокнот. В нем были такие фразы:
Мать умерла 10 ноября.
Отец умер 2 декабря.
Бабушка умерла 3 января и т.д.
Сейчас он лежит в музее.
(НГv6)

Возможно в подобных случаях мы имеем дело не с ошибками, а неразличением исторической и художественной реальности. Исторический факт лежит в основе художественного текста сочинения. Возможна и прямо противоположная ситуация, когда беллетристический сюжет пересказывается в сочинении как факт истории. Так, в одном из сочинений пересказывается повесть Г. Матвеева «Зеленые цепочки» («Тарантул»):

Многие дети потеряли на войне своих родителей. Так же как и мальчик Миша со своей сестрой Лизой. Приехав из лагеря он узнал что его мать умерла, а отец пропал безвести. Лизу отдали в детский дом. И он остался один. Он дошел до воровства. Но милиционеры его понели и он стал помогать разоблачать предателей. И он пережил войну и остался добрым, честным и смелым.
(Кv6)

Самого автора явно не волнует проблема «заимствованности» его сюжета, так как он верит в реальность истории Миши и Лизы. Подобное неразличение документального и фикционального в целом характерно для наивного сознания и потому является неизбежным, как и типичная для детской прозы гиперболизация, часто выражающаяся в умножении жестокости. Например в рассказах о дуэлях условия почти всегда жесточайшие (через платок, с пяти шагов, до смерти и т.д.) и иногда несоизмеримы с незначительностью нанесенного оскорбления. Столь же несоизмеримыми бывают обычно преступление и наказание (-сослан в Сибирь за пьянство (ИНv8). Частотным также является неоправданное завышение некоторых чинов. Например генерал может вызвать коллежского советника на дуэль, а секундантом будет выступать обер-прокурор Синода (ЛАv8). Встречаются такие персонажи, как «главнокомандующий пехотной роты» (ЯКv9), а также наблюдается сгущение высокопоставленных лиц в некоторых эпизодах:

Когда Александр со мной, двумя другими полковниками и тремя корнетами вышли - я встретил на одном из кавказских хребтов двадцать одного врага - Я убил двух атаманов- (МХv8)

Еще раз следует подчеркнуть, что подобные ошибки вполне закономерны и вызваны не столько незнанием или непониманием, сколько представлением о законах художественного творчества, согласно которому обычный человек в обычной жизни не может и не должен быть в центре повествования.

Столь же «непроизвольным» порой оказывается и увлечение стилем. В одном из сочинений герои живут в блокадном Ленинграде в нехарактерном для городской архитектуры «ветхом, покосившемся домике» (ЮВv6). Здесь очевидно вмешалось клише, традиционное для описания бедственного состояния.

Иногда уже отмеченная гиперболизация (в приводимом далее примере подчеркивается длительность боя, сила врага и тяжесть ранения героя), по сути выражающая стремление к эпичности, сопровождается и «эпизацией» стиля, появлением специфически былинных интонаций, создаваемых инверсиями:

Долго длился этот бой, но фашисты не уставали. Стали они теснить русских. Тяжело был ранен рядовой Воробьев, упал он и лежит в снегу. Не заметили наши войска этой потери и отступили. (Мv6)

В некоторых случаях увлечение стилевыми изысками ведет к нарушению логики повествования:

Наверное для меня самое главное событие моей страны=? это I и II Мировые войны. Тогда воевал весь мир, сражения шли в воде, на суше и в небе. От этого чудовища, которое приносило голод, смерть, разрушение, страх, ужас и болезни нельзя было спрятаться. - Они <люди.=? А.В.> переносили голод, болезни, страх, и горе потерянных детей и родственников, как они не потеряли дух и нашли силы на борьбу с тераном - они отдавали свою душу за праведное дело, на борьбу с монстром (КОv6)

Объединение двух мировых войн привело к созданию некого единого врага всего человечества, «чудовища», «терана» (тирана) и «монстра», очевидно зловещая природа которого все же остается неясной и напоминает типичные фэнтэзийные темные силы, чья нечеловеческая мощь здесь невольно подчеркивается двусмысленным выражением «они отдавали душу за праведное дело». Очевидно, что пафос подобного рода фрагментов не предполагает конкретизации (что, впрочем, избавляет автора от необходимости демонстрировать свои исторические познания).

Большинство приведенных случаев обусловлены как возрастными особенностями авторов текстов, так и представлениями о жанровых канонах. Это вечные и неизбежные ошибки, которые не являются специфическими для современной культурной ситуации (но при этом должны оставаться в поле зрения преподавателей гуманитарных предметов).

Такой тип ошибок принципиально отличается от тех случаев, когда неизвестные реалии требуют замещения, что свидетельствует об определенной недостаточности знаний. Именно эти ошибки, как представляется, репрезентируют современную ситуацию культурного разрыва. В некоторых случаях это просто замены слов, обусловленные нехваткой лексического запаса соответствующего регистра. Выражение «его девушка» используется в значении «невеста» (ЛШv8), а должность, которая, судя по контексту, может быть интерпретирована как «председатель колхоза», именуется «управляющий» (ЯКv8). В последнем случае замена неизвестного слова лексемой из предшествующего периода, вероятно, объясняется тем, что «управляющий»=? частая фигура в литературе XIX в., которую как раз «проходят» в 9 классе. Последний пример особенно интересен, потому что демонстрирует характерное для современных школьников смешение советского и досоветского исторических периодов, что было принципиально невозможно еще лет десять назад.

Другой простейший случай замещения=? это замена исторических реалий современными, которые кажутся ребенку вечными. Так, в сочинениях, рассказывающих о событиях первой половины XIX в. появляется «финский шпион» (МХv8) и город Калининград (СКv8).

Бывает, что знание самого слова сопровождается лишь самым общим его пониманием, и даже минимальное развитие контекста строится по иным, известным из современной жизни, законам:

Валерий и его жена жили счастливо, ходили в колхоз каждый день. (ЯКv8)

Сочетание «ходить в колхоз» является явным смешением выражений «работать в колхозе» и «ходить на работу» и свидетельствует о непонимании принципов организации колхоза.

Наконец, в некоторых случаях школьники затрагивают столь сложные аспекты исторической действительности, что разъяснение их неточностей составляет определенную трудность:

Они <люди в послевоенные 1950-е годы=? А.В.> молились, чтобы мы не совершали их ошибок (КОv6)

Вряд ли можно утверждать, что в 1950-е годы люди не могли молиться. Вместе с тем, каждому «советскому» человеку очевидна некоторая некорректность формулировки.

Как видно из приведенных примеров, наибольшие трудности возникают у школьников при описании повседневной жизни советских людей. При обращении к XIX в. особую сложность представляет интерпретация межсословных отношений и характеристика бытовых ситуаций, в которых представители разных сословий либо вообще не сталкивались, либо их общение оказывалось исключительным событием (например, в сфере любовных отношений):

В 1811 году к Арчибальду Илларионовичу (в часть, где он служил) приехала молодая повариха. А.И. сразу влюбился в нее и предложил жениться, но как оказалось, он был уже вторым претендентом на руку и сердце Марии Лапкиной- Арчибальду Илларионовичу предстояло стреляться с известным дуэлянтом=? солдатом Маркиным Василием (ИНv8).

Кое-где автор сочинения может даже чувствовать необходимость дополнительной мотивировки отдельных ситуаций, но, заимствованные из современной жизни, эти мотивировки редко оказывается удачными:

Однажды вечером, Иван Николаевич Дубровский сидел в кабаке. Обычно по подобным местам он не ходил в честь своего сословия (он был генерал-адмирал), но тут пришлось=? пригласил старый приятель. (СКv8)

Часто подобная мотивировка обусловлена общелогическими представлениями:

В те времена были очень тяжелые скафандры, люди не могли долго находиться в космосе (ЛПv6).

Автор другого сочинения, рассказывая об эвакуации по Ладожскому озеру во время блокады Ленинграда, также руководствуется не знанием географии и истории, а некой логикой «эвакуации вообще»:

Корабли перевозили в другие страны детей, пожелых людей и женщин (ДЛv6).

Одним из наиболее показательных является сочинение, которое кажется целесообразным привести целиком (следует отметить, что в данном случае школьник совершенно отвлекся от предложенной темы «Чтоб не порвалась связь времен-», отреагировав на совет учителя обратиться к отечественной истории).

Как свергли царя Николая II.
Шел ноябрь 1917 года. В Петрограде народу надоели царская власть, они устали от вечного унижения. В городе начились беспорядки.
Царь Николай II расхаживал по Зимнему дворцу и с беспокойством поглядывал в окно=? он боялся начала новой революции. И если в 1905 году им удалось остановить разбушевавшийся народ, то сейчас он в этом очень сомневался.
Так беспокойно он провел целый день. Под вечер, ложась спать царь услышал под окном сначала чьи-то шаги а потом приглушенные голоса. Он выглянул в окно, но ночь была темной и он ничего не увидел. Пожав плечам, Николай уже собирался ложиться, но тут окно распахнулось и в комнату ворвались двое не известных. Угражая ему пистолетом, они заставили подписать царя отречение от пристола. Тойже ночью всю царскую семью тихо отвезли за город. Там они прожили 2 или 3 года, а потом их расстреляли.
(НОv6)

В данном случае мы сталкиваемся и с простым незнанием фактов (где было подписано отречение от престола и где происходил расстрел царской семьи,=? хотя именно последняя тема постоянно обсуждается в СМИ), и с попыткой реконструировать картину прошлого по известным ребенку источниками (в данном случае одним из таких источников, видимо, были сказки про царей). Школьник, живущий в Петербурге, вероятно, неоднократно видел Зимний дворец. Но, будучи частью современности, Зимний дворец в сознании ребенка не может быть местом жизни исторического лица. Поэтому описывается некое условное, по всей видимости одноэтажное, здание. Что же касается самого Николая II, то он скорее воплощает, представление о, так сказать, инварианте царя, сформировавшееся под явным влиянием сказочного образа,=? об этом свидетельствует подчеркнутое одиночество и противопоставленность всем (очевидно, что подобного рода рассказ никак не мог бы описывать свержение президента, потому что всем известно, что у каждого президента есть как минимум охрана).

В этом примере следует также отметить очевидное знакомство автора с советской исторической литературой, о чем свидетельствует характерная фраза о «вечном унижении» народа. Использование таких клише не очень типично для современных школьников, чаще встречается прямо противоположная трактовка событий 1917=г.:

Ревалюция
Она произошла из за того что: вначале несколько преступников начали говорить крестьянам: «вас обманывают, дурачат. Вся земля пренадлежит вам (конечно сельскохозяйственная). Если хотите быть свободными не привозите хлеб в города.
(СШv6)

Здесь необходимо обратить внимание на мотив заговора, достаточно типичный при описании современными школьниками революции 1917=г. В целом авторы сочинений демонстрируют резко отрицательное отношение к советскому периоду российской истории. При его характеристике в первую очередь подчеркивается и даже утрируется тотальный контроль над человеком и абсолютная несвобода последнего. Так, например, поступает автор анализа стихотворения А. Ахматовой «Заклинание». Сам текст Ахматовой вряд ли содержит политический подтекст, хотя большинство школьников почти уверены, что он есть во всех произведениях советской литературы, так как слышали о советской цензуре и специфическом советском эзоповом языке. Поэтому дата написания стихотворения (1935=г.) и смутное знание о периоде репрессий привело автора к созданию картины, которая могла бы быть отнесена разве только к военному времени. При этом фольклорные образы буквализируются, а герой приобретает черты конан-дойлевского беглого каторжника.

В самом начале стихотворения Ахматова пишет: «Путем нехоженым, лугом некошеным, сквозь ночной кордон...» Стихотворение написано в 1935=г., когда, во время репрессий и строгого контроля, на улицах стояли патрули. Таким образом, становится вполне ясен образ героя стихотворения. Это человек, находящийся вне закона, который тайно приходит к ней. Тогда образы, привычные для этого жанра, обретают новый смысл. «Из высоких ворот, из заохтенских болот...»=? герой по-видимому скрывается на болотах, за городом (за городскими воротами). Таким образом, внешне сохраняя форму гаданий, Ахматова передает реальную ситуацию из жизни, вводя в текст мелкие детали реальности, такие как «кордон» и «ужин». По-видимому, герой плохо питается, терпит всякие лишения и ходит к ней плотно ужинать- Героиня приготовила ужин, сидит, ждет и зазывает героя. (КЛv11)

Школьниками неизменно отрицательно оценивается любое вмешательство государства в человеческую жизнь, поэтому идея патриотизма оказывается выражена несколько парадоксальным образом.

Довольно скоро, всего лишь через месяц, приехали неизвестные люди и начали собирать все мужское население на площади... Они объявили, ссылаясь на особый документ, что среди них по критериям будут отобраны солдаты, летчики, танкисты. Это продолжалось недолго, и уже через два часа половину мужского населения Беляшевского усадили в специальные машины и увезли в направлении города. (ЯКv9)

Здесь мобилизация 1941=г. описывается как подчинение индивидуумов некой сверхсиле неизвестного происхождения, тогда как несколькими строчками ранее автор говорил о желании всех жителей села идти добровольцами на фронт.

Достаточно характерным оказывается и выражение «сослали на фронт» (КОv6) (речь идет о событиях того же 1941=г.), свидетельствующее и о явно отрицательном отношении автора к службе в армии в целом, и о влиянии культурного клише русской литературы XIX в. (ср. «сослать на Кавказ/в действующую армию»), что опять подчеркивает неразличение эпох. Принудительность в деле защиты Родины не кажется школьникам странной, а проявления патриотизма они видят прежде всего в индивидуализме, развитию которого препятствует государство:

Его родители с детства привили ему любовь к родному дому и к небольшому участку, который еще не успели у них отнять. (ЯКv9)

В последних трех приведенных цитатах герой из прошлого по сути наделяется авторским взглядом на мир. Но возможны и попытки (даже у одного и того же автора) воспроизвести точку зрения героя. При этом подчеркивается, что в его сознании закреплен ряд иллюзий, навязанных ему властью:

Валерий был патриотом и, как многие в то время, ненавидел все зарубежные капиталистические страны, даже другие города и деревни его страны вызывали у него отвращение.
Они думали, что скоро их страна будет в светлом будущем, осталось лишь подождать одну пятилетку, и счастье неизбежно будет и в их доме.
В юности же ему вспоминались эпизоды из жизни, которые происходили в детстве, или он просто мечтал, что увидит вождей Советского Союза и тому подобные вещи
. (ЯКv9)

Нетрудно заметить, что за описанием всех мечтаний и радостей советского человека просвечивает авторская ирония, к которой читателя приглашают присоединиться. Себя же автор отождествляет скорее со свободной частью человечества:

Тогда еще не могли простые иностранцы, а тем более бывшие жители Советского Союза, съездить туда, в ту коммунистическую страну, у которой светлое будущее (ЯКv9).

Автор, вероятно, знает выражение «светлое коммунистическое будущее» и иронизирует над ним, но вряд ли осознает значимую замену характерного выражения «простой советский человек» на «простые иностранцы».

Таким образом, даже в тех текстах, где делается попытка воспроизвести «советское» сознание, одновременно программируется и его отрицательное восприятие.

Наконец приведем сочинение, в котором прошлое оказывается буквальным источником многих проблем современности (текст приводится с сокращениями).

Шел 1928 год, в стране был кризис. Фактически страной правили богатые, «зажиревшие» нэпманы. У них у всех был общий знакомый=? Иван Кудрин. Он успел у всех поработать. По профессии он был счетовод все его предыдущие хозяева как правило становились банкротами. Кудрин несколько переделывал счета и большую часть денег забирал себе

Но все-таки ему не дали обворовать всю богатую общественность страны. В 1934 году его посадили в тюрьму, после того, как он был замечен служанкой одного нэпмана роющимся в нерабочее время в ящике хозяина.
Сейчас Кудрин=? министр финансов РФ и судя по всему он не многим отличается от своего предка. С виду он приличный человек, но загадка, что у него внутри. И сейчас таких политиков очень много
. (ИНv8)

Таким образом, следует признать, что наряду с обычными случаями незнания истории как школьного предмета, современные учителя сталкиваются с фактами непонимания исторических реалий даже недавнего прошлого. При этом, актуальность этого прошлого для окружающих ребенка взрослых заставляет его воспринимать готовые оценки (чаще отрицательные) и побуждает к созданию интерпретаций, для порождения которых у школьника недостаточно информации. Поэтому он вынужден заимствовать эту информацию из других источников Параллельно намечается тенденция смешения недавней истории с предшествовавшими историческими периодами и также замещает реальные исторические знания.

С практической точки зрения очевидна необходимость каких-то новых идей, методически организующих образовательный минимум исторических знаний в современной культурной ситуации. В то же время представляется интересной и актуальной теоретическая задача описания и интерпретации той исторической картины мира, которая складывается в сознании современных школьников, так как она несомненно отражает некую культурно-психологическую реальность.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

07:34 В Белоруссии в первый день общенациональной забастовки задержали около 350 человек
06:55 Кадыров подарил Mercedes-Benz бойцу ММА Саиду Нурмагомедову
06:21 Роспотребнадзор: Россия выйдет на плато по коронавирусу до середины декабря
06:04 Исследование: запросы на банкротство физических лиц в России выросли на 73%
05:30 В Москве за сутки умер 61 пациент с коронавирусом
26.10 20:47 NASA: на освещенной стороне Луны есть вода
26.10 20:11 МВД Белоруссии сообщило о задержании сотрудника госпредприятия, который публиковал данные силовиков
26.10 19:38 Экс-фигурант «московского дела» Валерий Костенок покинул Россию
26.10 19:22 Словения запретила передвигаться между городами из-за пандемии COVID-19
26.10 18:41 В Дагестане госпитализировали пятерых человек с подозрением на сибирскую язву
26.10 18:12 Курганские врачи попросили Путина прислать военных медиков на помощь в борьбе с COVID-19
26.10 17:24 Baza: СК начал новую проверку по «московскому делу»
26.10 15:55 Совладельцы крупнейшего IT‑дистрибутора Merlion задержаны в Москве по делу об убийстве
26.10 15:24 Депутатам Госдумы отправили сотни обращений о деле журналиста Ивана Сафронова
26.10 14:54 «Волна ушла на восток от Москвы». В Кремле прокомментировали распространение COVID-19 в России
26.10 14:48 Партия «За правду» в 2021 году будет выдвигать кандидатов в Думу и по списку, и в округах
26.10 14:35 На Сахалине уволили чиновника после того, как он показал карту с японскими Курилами
26.10 14:07 СК завел два уголовных дела после того, как представителей РПЦ не впустили в Среднеуральский монастырь. Его занял отлученный от церкви схиигумен Сергий
26.10 14:00 Даже незначительная примесь эстрогена в воде ведет к снижению числа самцов у рыб
26.10 13:53 Российско-британский сериал «Девушка с плеером» получил награду на кинофестивале в Бильбао
26.10 13:44 «Яндекс» впервые опубликовал статистику выдачи данных россиян по требованию властей. За шесть месяцев 2020 года компания получила 15 тыс. запросов
26.10 12:57 Москвичей с повышенной температурой не будут пускать в транспорт
26.10 12:54 Авиакомпания Nordwind откроет рейсы из Москвы на Кубу
26.10 12:33 Азербайджан и Армения обвинили друг друга в нарушении перемирия
26.10 12:28 В Азовском море прекратились поиски трех пропавших моряков. В Росморречфлоте сообщили, что шансов найти их живыми больше нет
26.10 12:01 В России запатентовали квадрокоптер, заряжающийся от лазерного луча
26.10 12:00 Новость из прошлого: 26 октября 2000 года — Пятая часть призванных в армию москвичей окажется в Чечне
26.10 12:00 По температуре воды в Атлантике можно за полтора года предсказать засуху в Амазонии
26.10 11:16 В России зарегистрировали 17347 новых случаев заражения коронавирусом. Это максимум с начала пандемии
26.10 11:05 «Союзмультфильм» показал Зайца из новых серий «Ну, погоди!»
26.10 10:38 Актрису Наталью Дрожжину и ее мужа задержали по делу о мошенничестве с имуществом Алексея Баталова
26.10 10:15 На Галапагосских островах выросла численность пингвинов и нелетающих бакланов
26.10 09:13 В мире коронавирусом заразились более 43 млн человек, свыше 1,15 млн умерли
26.10 08:50 Украинцы поддержали легализацию каннабиса в медицинских целях
26.10 08:17 Папа римский Франциск впервые назначил афроамериканца кардиналом в США
26.10 07:33 Тихановская объявила 26 октября общенациональную забастовку в Белоруссии
26.10 07:03 Премьер-министр Болгарии заразился коронавирусом
26.10 06:41 Режим прекращения огня между Баку и Ереваном вступит в силу 26 октября
26.10 06:06 Чемпион мира по футболу Роналдиньо заразился коронавирусом
26.10 05:33 В Москве за сутки умерли 62 пациента с коронавирусом
25.10 22:40 На Кубани завершился кинофестиваль «Киношок»
25.10 17:58 В Берлине неизвестные пытались поджечь здание Института Коха. Он ведет статистику по COVID-19
25.10 17:28 Испания повторно ввела режим ЧП из-за коронавируса и комендантский час
25.10 16:44 В правительстве спрогнозировали завершение «коронакризиса» к концу 2021 года
25.10 16:08 СК завел уголовное дело после взрыва танкера в Азовском море
25.10 15:33 Госсекретарь США Майк Помпео позвонил Лукашенко с просьбой отпустить политтехнолога Шклярова
25.10 14:53 Власти оштрафовали 133 москвича на 1,8 млн рублей за отсутствие теста на COVID-19 после возвращения из-за границы
25.10 14:22 В Петербурге для пенсионеров провели концерт «На всю оставшуюся жизнь». В городе растет уровень распространения ковида
25.10 12:37 К центру Минска стянули силовиков и ввели спецтехнику. Сегодня истекает срок «Народного ультиматума» Тихановской
25.10 12:00 Умер глава Samsung Ли Гон Хи. Он был богатейшим бизнесменом Азии
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.