НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 мая 2003, 22:59

Посланье близится, а Германа все нет

Ставший в последние месяцы каким-то совсем незаметным, министр экономического развития Герман Греф похоже решил окончательно превратиться в невидимку. На сегодняшнем заседании правительства, полностью посвященном двум детищам его министерства v верхнему этажу административной реформы и дебюрократизации экономики v министр просто не появился. Правда, по некоторым слухам, не было его потому, что был занят на гораздо более ответственной работе - ?доводке до ума? послания президента Федеральному собранию. По другой v официальной v версии, Герман Греф элементарно болел или отдыхал после болезни. По третьей версии, болезнь его носит ?дипломатический? характер, поскольку, в соответствии с этой же третьей версией, у него резко ухудшились взаимоотношения с президентом v поэтому он впервые за последние годы вовсе не принимал участия в работе над уже упомянутым посланием..

А вот то, что взаимоотношения между Германом Оскаровичем и его непосредственным начальником Михаилом Касьяновым, равно как и значительной частью остального кабинета министров не сложились, всем давно известно. Причем отношения эти не сложились настолько, что Владимир Путин вынужден был убеждать Грефа, что критику со стороны главы правительства не стоит воспринимать как разгромную , после чего глава минэкономразвития и предпочел уйти в тень.

Собственно, подобный конфликт был предрешен институционально. Появление министерства, не отвечающего ни за что, кроме составления прогнозов и разработки неких программ, не могло не разозлить=правительственных =хозяйственников и силовиков. К тому же ни для кого не секрет, что и создано оно было таким во многом, чтобы придать государственный статус грефовскому Центру стратегических разработок. А уж когда эта структура попыталась приступить к кардинальным реформам v ярости чиновников просто не стало предела.

Один из краеугольных камней реформ по Грефу v дебюрократизация экономики: минимизация вреда, наносимого вмешательством чиновников в деятельность хозяйствующих субъектов, максимальное уменьшение поводов для взаимодействия (особенно v недостаточно формализованного) между чиновником и бизнесменом. Достигается это за счет кардинального сокращения количества лицензируемых видов деятельности, упрощения системы налогообложения и, наконец, во введении так называемого принципа ?одного окна?, когда для создания (или легализации) своего дела не надо осаждать десятки кабинетов v достаточно разобраться с одним. Ярость чиновников по поводу отбираемых кормушек привела к форменному саботажу. Все заинтересованные лица постарались, чтобы вся эта широко разрекламированная затея превратилась в натуральный пшик. Своевременное содействие оказали также традиционные беды: нехватка штатов, недостаточная компьютеризированность и прочие как бы объективные обстоятельства.

Плачевность текущего результата вынужден был признать первый заместитель Грефа Александр Маслов. По его словам, принцип ?одного окна? пока остался практически только на бумаге. Так, предприниматель в любом случае вынужден идти и в пенсионный фонд, и в фонд ФМС. А многим компаниям не избежать еще похода в антимонопольный комитет или Федеральную комиссию по ценным бумагам. Зато в четыре раза увеличивается государственная пошлина, а бумаг, потребных для регистрации, придется заполнять еще больше. Так что теперь проекты дебюрократизации ругают даже иные предприниматели, опасающиеся возникновения гигантских очередей. Да и заработать этот проект в полную силу должен не ранее 2004 года - только осенью (в лучшем случае) поправки в закон о регистрации юридических лиц уйдут в Думу.

С административной же реформой все получилось еще печальнее. С энтузиазмом поначалу взявшись за оптимизацию структуры государственных органов, Минэкономразвития столкнулось с бешеным, хотя и ожидавшимся сопротивлением оптимизируемых. В результате удалось выполнить намеченное только на 10%. Да и о чем можно говорить, если из 52-х министерств и ведомств необходимые для работы данные представили грефовскому ведомству только половина, да и то не полностью?

В результате анализа, проведенного специалистами МЭРТ, выяснилось, что эти 26 ведомств имеют аж 144 функции, которые попросту никому не нужны v или, как это культурно названо в проекте, ?избыточны?. Количество же функций, которые должны исполнять совсем другие государственные (или вообще негосударственные) организации v то, что грефовцы назвали ?несвойственными? функциями, вообще исчисляется сотнями. А помимо этого, существуют еще и ?условно-избыточные?, и ?потенциально избыточные? функции. Все это красиво звучит для налогоплательщика (авось, перенаправят избыток финансов туда, где не страдают избыточностью), но отнюдь не для чиновника министерства, от которого избыток хотят отрезать. И, в первую очередь, не для силовиков v министерства внутренних дел и министерства по налогам и сборам. Ведь почти каждая ?избыточная? или ?несвойственная? функция v источник дохода. И часто весьма неплохого v как, например, охранный бизнес, которым МВД занимается вполне официально, совмещая это с контрольные функциями в отношении своих прямых конкурентов v частных охранных предприятий.

Сегодняшнее обсуждение на заседании правительства окончилось весьма странно. С одной стороны, принято решение продолжить работу по оптимизации федеральной исполнительной власти v причем, сделать эту оптимизацию постоянной. Для этого будут созданы некие коллегиальные органы под руководством специалистов МЭРТ, хотя накануне многие эксперты предрекали скандальное выяснение отношений между премьером и представителями ненавистного ему министерства. Но, с другой стороны, никаких других итогов попросту нет v их решено подвести уже после того, как президент выступит с ежегодным посланием парламенту. Объяснение простое: как известно, именно административная реформа была одним из ключевых положений предыдущего послания, так что пора бы уже подводить какие-то итоги. Аппарат Михаила Касьянова, видимо, решил не дразнить гусей, а сориентироваться по обстановке. Тем более, что опытные аппаратчики могут с успехом реформировать себя хоть до самой пенсии.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.