В выходные во Франции прошла встреча министров финансов ведущих промышленно развитых стран. Основная тема переговоров v соотношение курсов трех мировых валют v доллара, иены и евро. Уже больше года доллар падает относительно двух последних, что вызывает сильное беспокойство монетарных властей Японии и Евросоюза. Ведь из-за падения доллара и, соответственно, роста курса иены и европейских валют, США начинают получать дополнительные преимущества в конкурентной борьбе с производителями из стран еврозоны и Азиатско-Тихоокеанского региона. Продукция последних в долларовом выражении дорожает, а американская, наоборот, дешевеет. В результате американские товары потихоньку начинают вытеснять европейские и азиатские с мировых рынков. Вот министры финансов и встретились, чтобы обсудить, как далеко этот процесс может зайти и стоит ли пытаться с ним бороться.
Конкуренция между производителями разных стран v вещь обычная, а обесценивание национальной валюты относительно валют стран-конкурентов применяется в ней с тех самых пор, как бумажные деньги заменили в обращении золотые. Но ситуация сегодняшнего дня имеет свою специфику, серьезно осложняющую применение этого метода. Во-первых, мировая экономика уже больше года находится в состоянии стагнации, поэтому девальвация валюты используется не столько для повышения внешней конкурентоспособности отдельных товаров, сколько для удержания всей национальной экономики от скатывания в кризис. То есть девальвацией решаются задачи куда более сложные, чем просто вытеснение с рынка конкурента. Во-вторых, и доллар, и евро, и иена обладают «фундаментальными слабостями», не позволяющими монетарным властям этих стран, даже если они очень захотят, использовать механизм девальвации на полную катушку. Но о «слабостях» v немножко ниже.
О тяжелом состоянии мировой экономики и перспективах традиционных методов ее стимулирования «Полит.ру» писал уже в конце 2002 года. Напомним, что, по нашему мнению, нынешний кризис является «классическим» циклическим кризисом, которых в мировой экономике со времен самого первого v в 1825 году v было около двух десятков. Причины кризисов бывают разными, но два последних v 1987 года и 2001 года v имели явно выраженный инновационный характер. То есть экономический подъем, а потом спад были вызваны появлением на рынке совершенно новых, ранее не производившихся товаров. Экономический цикл 1981 v 1987 годов v созданием и массовым производством персональных компьютеров, а цикл 1987 v 2001 годов v появлением мобильной телефонной связи и Интернета. И в том, и в другом случае подъем начинался тогда, когда массовый потребитель начинал предъявлять спрос на эти товары, а заканчивался v когда мировой рынок в основном насыщался новыми товарами, перспективы же их дальнейшего производства и сбыта резко ухудшались.
Денежная политика промышленно развитых стран в течение этих двух циклов менялась по похожей схеме. Когда экономика была на подъеме, министры финансов и председатели Центробанков делали коллективные заявления о проведении политики «укрепления национальной валюты», «борьбы с инфляцией» и «стабильности валютных курсов». Но стоило ситуации ухудшиться, как тон выступлений менялся на 180 градусов:
Возвращаясь к воскресному совещанию, можно сразу сказать, что политика девальваций национальных валют, независимо от того, будет она согласованной или нет, к выходу основных мировых экономик из кризиса не приведет.
Политика «слабой валюты» неэффективна еще и потому, что ее нельзя проводить долго. Основным ограничителем девальвации является величина процентной ставки по банковским кредитам. Чтобы поддержать производство на приемлемом уровне, Центральные банки ее постоянно снижают, но эта мера действует до тех пор, пока есть куда снижать. А потом наступает полный паралич. Сейчас у Европейского Центробанка ставка по кредитам 2,5% годовых, у ФРС США v 1,25%, а у Банка Японии v давно 0%. То есть она уже выбыла из борьбы v остается только с замиранием сердца наблюдать за еще барахтающимися конкурентами. Которым, кстати, тоже уже недолго осталось, так как, в отличие от Японии, на США и ЕС висят дополнительные обязательства, связанные как раз с устойчивостью их валют. Американский доллар, кроме того, что является денежной единицей США, выполняет еще и роль мировой резервной валюты. И обесценивание его сильно ударит по валютным резервам почти всех стран мира. У ЕС ситуация не лучше. Когда страны, в него входящие, давали согласие на создание единой валюты, они приняли на себя некоторые условия. В том числе, по размеру дефицита госбюджета. Но в ситуации экономического кризиса именно увеличение дефицита бюджета является вторым (после понижения процентной ставки) методом стимулирования хозяйства. Поэтому у ЕС дилемма v или нарушить свои собственные правила, что может привести к распаду еврозоны, или держать процентную ставку на текущем уровне и проигрывать конкуренцию американским и японским товарам.
Россия, как всегда, находится на обочине мировой цивилизации. Но только в нашем случае это плюс, а не минус v обесценивание мировых валют позволяет нам легко и безболезненно решить свою основную экономическую проблему, связанную с платежами по внешнему долгу. Несмотря на то, что именно на текущий год приходится пик платежей, причем как раз на первое полугодие, они производятся бесперебойно и, похоже, безболезненно. Выплаты сопровождаются ростом валютных резервов и номинального курса рубля, что еще год назад казалось невозможным, так как после каждого внешнего платежа валютные резервы падали, а вслед за ними v и курс рубля.
Поскольку девальвационный потенциал доллара и евро еще не исчерпан, нас могут ждать еще несколько приятных месяцев. Но вот, что будет потом, сказать трудно. Если мерами денежной политики экономику США и ЕС удержать от скатывания в кризис не удастся (а так оно, скорее всего, и будет), спрос на наши товары на мировом рынке упадет, и мы опять, как в 1998-1999 годах испытаем на себе все прелести колебаний мировой конъюнктуры.
У нас есть одно, хотя и слабое утешение. Если номинальный курс рубля будет продолжать расти, то это должно привести к росту импорта из стран, являющихся основными торговыми партнерами России. То есть нехватка внутреннего спроса в странах ЕС и странах АТР может быть компенсирована ростом спроса со стороны российских потребителей. Единственный изъян этого плана v потребитель у нас бедный и поглотить всю избыточную европейскую и азиатскую товарную массу не сможет. Как бы и мы не девальвировали рубль-
20 мая 2003, 23:00