28 марта 2024, четверг, 17:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 мая 2003, 09:33

Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ - ИНФО ¦ 19 (466) 2003 г.

информацию представляет Татьяна Якушева

В этом выпуске:


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Политический «хит-парад»

Большинству россиян знакомо выражение «рейтинг партии» (67% респондентов знают или хотя бы слышали это словосочетание). Участников опроса попросили рассказать, как они понимают его значение.

Надо отметить, что основная часть респондентов вполне адекватно отвечает на вопрос о том, что такое рейтинг партии. В то же время их ответы различаются некоторыми смысловыми нюансами.

Чаще всего, говоря о рейтинге, россияне подразумевают меру политического веса партии и ее положение в общем ряду (21%): «различные места в гонке за голосами избирателей», «номер места в борьбе за власть», «турнирная таблица». Респонденты отмечают, что информация о рейтингах позволяет определить, какая «партия вызывает больший интерес, выше ценится», узнать «вес, значимость партии», выяснить, «насколько партия поднялась в глазах народа».

По мнению 16% респондентов, рейтинг является показателем «популярности партий среди избирателей» и ее «известности среди людей». Для 7% респондентов обсуждаемое понятие связано с репутацией партии: «авторитет этой партии в глазах народа», «общественное мнение о данной партии». Некоторые участники опроса отмечают, что рейтинг показывает, «какая часть населения поддерживает партию», «сколько людей готовы проголосовать за нее в данный момент» (7%).

Иногда, впрочем, можно встретить мнение, что рейтинг=? это показатель того, «сколько человек проголосовало за партию» на выборах. Некоторые респонденты полагают, что рейтинг партии=? это способ «борьбы за место и за власть» или «способ показать партию», «когда каждая партия открывает свои лучшие качества, восхваляет свою программу», или даже считают, что это слово означает «экономическую, социальную программу партии».

Наконец, есть и те, кто резко отрицательно относится как к самим рейтингам («у кого больше денег=? у того и больше процент», «манипулирование обществом»), так и к этому термину («безобразие=? использовать иностранные слова для определения оценки популярности»).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Рейтинги партий

За прошедшую неделю отношение россиян к политическим партиям практически не изменилось. Безусловными лидерами как обычно являются КПРФ и «Единая Россия», за которые собираются проголосовать 21% и 19% респондентов, соответственно (здесь и далее приводится процент от числа ВСЕХ опрошенных). Далее следуют Либерально-демократическая партия=? 7%; «Яблоко- 5% и Союз правых сил=? 3%.

Неделю назад рейтинг КПРФ составлял 22%, «Единой России»=? 21%, ЛДПР=? 7%, СПС и «Яблока»=? по 5%. Такие колебания рейтингов находятся в пределах статистической погрешности и, вероятнее всего, не свидетельствуют о значимых изменениях в отношении электората к этим партиям.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов.


ПОЛИТИКИ

Рейтинги политиков

Электоральные рейтинги ведущих российских политиков за минувшую неделю не претерпели существенных изменений. По-прежнему наиболее высоки показатели популярности В.Путина=? за него готовы проголосовать на президентских выборах 50% респондентов. Прочно удерживает второе место лидер коммунистов Г.Зюганова=? 13%. За ним следуют В.Жириновский с рейтингом 5% и А.Тулеев=? 3%. Рейтинги Г.Явлинского и С.Шойгу сегодня составляют по 2%, Б.Немцова, Е.Примакова и Ю.Лужкова=? по 1%.

На прошлой неделе рейтинги политиков выглядели следующим образом: В.Путин=? 49%, Г.Зюганов=? 15%, В.Жириновский=? 5%, Г.Явлинский, А.Тулеев, С.Шойгу и Е.Примаков=? по 2%, Б.Немцов и Ю.Лужков=? по 1%.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Россияне о рейтингах: публиковать нужно, верить не стоит

Отношение россиян к рейтингам политических партий можно назвать довольно противоречивым. С одной стороны, среди респондентов преобладает недоверие к ним (41%). Менее четверти участников опроса=? 23%=? сказали, что доверяют информации о показателях популярности партий (36%=? затрудняются ответить). Реже других склонны доверять подобной информации сторонники коммунистов, люди с высшим образованием и жители мегаполисов. Наибольшее доверие к рейтингам испытывает электорат «Единой России» и В.Путина.

С другой стороны, несмотря на преобладающее недоверие к информации о рейтингах, более половины респондентов (53%) полагают, что во время предвыборных кампаний эти данные необходимо обнародовать. Выступают против этого 20% опрошенных (27%=? затрудняются ответить).

Более половины респондентов (56%) полагают, что информация о рейтингах политических партий влияет на отношение избирателей к этим партиям. Противоположной точки зрения придерживается пятая часть опрошенных (20%), 25%=? затрудняются ответить.

В то же время респонденты, как правило, уверяют, что на их собственные мнения о партиях информация о рейтингах не оказывает никакого влияния (52%). Чаще других об этом говорят сторонники коммунистов, люди с высшим образованием и жители мегаполисов=? то есть именно те группы населения, которые меньше всего доверяют рейтингам. Четверть респондентов (25%) признает, что информация о рейтингах влияет на их отношение к партиям. С этим сравнительно часто соглашаются сторонники «Единой России» (36%) и электорат В.Путина (33%). Затруднились ответить на вопрос 23% респондентов.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

«Кому-то надо верить»

Респондентов, заявивших, что они не доверяют информации о рейтингах, попросили объяснить, почему они занимают такую позицию. Чаще всего участники опроса аргументировали свою точку зрения тем, что такие сведения, по их мнению, намеренно искажаются (16%). При этом одни просто говорят, что «бывают подтасовки», другие же утверждают, что «все можно купить, и рейтинг тоже».

Процедура проведения опросов вызывает сомнения у 6% респондентов: «опрашивают только городское население, а в сельской местности=? нет», «не все откровенно разговаривают», «неизвестно, откуда взялись эти цифры, их можно взять и с потолка».

Некоторые респонденты предпочитают никому и ничему не доверять, в том числе=? рейтингам (4%): «в нашей жизни никому нельзя доверять». 3% опрошенных отказываются верить результатам опросов из-за недоверия к политикам и властям, и столько же=? из-за недоверия к СМИ: «не оправдали ни одного раза доверия, только обещали», «в одних новостях говорят так, а через час в других=? уже по-другому». Кроме того, существует мнение, что рейтинги=? это «средство пропаганды», «предвыборный трюк» или даже «мошенничество, чтобы запутать избирателей» (3%). Некоторые респонденты заявляют, что рейтинги «не нужны вообще» (3%).

Аналогичный вопрос был задан и тем, кто доверяет информации о рейтингах партий. Эти респонденты чаще всего считают подобную информацию правдивой и достоверной (4%): «рейтинги совпадают часто с фактом», «зачем же они будут врать о рейтингах, если все равно после выборов все станет известно?». Некоторые респонденты объясняют свою позицию доверием к организациям, проводящим опросы (3%): «потому что рейтинг не просто так, а происходят опросы определенных лиц», «данные о партиях собираются независимыми организациями». Однако нельзя не учитывать, что респонденты, отвечающие на этот вопрос, чуть раньше сами принимали участие в формировании рейтинга партий, сообщая о своих электоральных предпочтениях. И это тоже иногда влияет на их мнение: «теперь лично столкнулся с Фондом «Общественное мнение».

Если существует группа респондентов, которые не доверяют информации о рейтингах, потому что не доверяют вообще ничему, то есть и их антиподы, для которых доверие=? это принципиальная позиция. Именно этим они мотивируют свое отношение к рейтингам: «кому-то надо верить» (3%). Некоторые участники опроса говорят о том, что вынуждены доверять имеющимся рейтингам потому, что «других источников информации нет» (1%).

Часть респондентов доверяет информации о рейтингах, так как видит в них выражение общественного мнения (2%). Некоторым это интересно, так как помогает «ориентироваться в политике» (2%). Наконец, есть те, кто доверяет информации о рейтингах, так как верит тем СМИ, которые доносят ее до широкой аудитории (1%): «по телевизору неправду не скажут».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов.


ЗДОРОВЬЕ

Кто боится атипичной пневмонии?

Россияне очень хорошо информированы о существовании такого заболевания как атипичная пневмония (77%=? знают, 21%=? что-то об этом слышали). При этом только четверть опрошенных (24%) верят в то, что вирус атипичной пневмонии появился естественным путем, в то время как 51% респондентов убеждены, что он был произведен искусственно, в лабораторных условиях (23%=? затрудняются ответить). Эта точка зрения пользуется наибольшей популярностью у сельских жителей и сторонников Г.Зюганова. Люди с высшим образованием, напротив, чаще других полагают, что данное заболевание имеет естественное происхождение.

Мнения респондентов о возможности эпидемии атипичной пневмонии в России разделились. Почти половина участников опроса (48%) делает мрачные прогнозы, тогда как треть респондентов (33%) надеется, что эпидемии удастся избежать (17%=? затруднились ответить).

Значительная часть респондентов (41%) считает, что сегодня для них самих и их близких угроза заболеть атипичной пневмонией является вполне реальной. Особое беспокойство за свое здоровье ощущают жители Дальнего Востока (70%) и Сибири (55%), а также сторонники Г.Зюганова (49%). Считают, что лично им новое заболевание не угрожает, 42% опрошенных (15%=? затрудняются ответить).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов.





Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.