Во вчерашнем думском обсуждении вотума недоверия правительству если что и является интересным, так это почти кинематографический эффект двух встречных ракурсов. С одной стороны, обществу предоставлен, по-видимому, последний перед каникулами и предвыборной осенью шанс получше рассмотреть, с чем именно мы имеем дело в лице нижней палаты нашего парламента. По крайней мере, все основные действующие лица были в сборе, как на выпускном балу, вопреки практике обсуждения так называемых «текущих вопросов» (обычно подавляющее большинство кресел просто пустует). С другой стороны, по судорожным предвыборным действиям интересно разбираться, как сами депутаты представляют себе своих избирателей, и что, о чем и как выигрышно, по их мнению, вести речь. А над всем этим v наигранность, неудовлетворенность политиков своими ролями и всеобщее взаимное пренебрежение.
Вопрос о вотуме был инициирован двумя фракциями v КПРФ и «Яблоком», которые и собрали необходимые для этого подписи. Совет Госдумы во вторник задвинул обсуждение этого вопроса в самый конец рабочего дня v на 17 часов вечера. Во вторник же вечером в правительство ушло официальное приглашение, на которое, впрочем, никто не откликнулся. Правительственные чиновники посчитали лишним делать вид, будто парламент сам по себе что-то решает.
Надо отметить, что пренебрежение правительства обескуражило даже центристов. Видимо, проправительственные фракции рассчитывали на то, что правительство все же будет защищаться само, а они выступят лишь в роли «свидетелей защиты», однако все пришлось делать самим. Что неприятно, все равно как старательно отвечать урок в отсутствие учителя. Председательствующая на заседании вице-спикер от «Единства» Любовь Слиска, по крайней мере, была
Если определять жанр разыгранного в Думе действа, то это, наверное, бенефис. Бенефис двух актеров v Александра Федулова и Владимира Жириновского. Первый спектакль начал и он же его и закончил, пройдя через перевоплощение и катарсис. Второй выступил с одной из самых ярких и жутких речей за всю свою бурную политическую карьеру. Однако расскажем все по порядку.
Александр Федулов предложил не обсуждать вотум вовсе. Мотивировка была проста: во-первых, никого из правительства нет, во-вторых, президент прекрасно ладит с правительством, а значит, и обсуждать тут нечего, и, в-третьих, незачем идти на поводу у коммунистов и «яблочников» в их пиар-акции. Обсуждение этого предложения Федулова было долгим и бурным и закончилось предсказуемо: никто не захотел зарабатывать славу душителя демократии v Федулова поддержало только шесть человек.
Затем слово было предоставлено лидерам фракций-инициаторов v Геннадию Зюганову и Григорию Явлинскому, которые ради такого случая даже пришли на заседание (в последнее время это с ними случается чрезвычайно редко). Самое интересное, что набор обвинений, предъявленный правительству коммунистами и «Яблоком», не совпадал практически ни по одному пункту. Зюганов повторил стандартный набор коммунистических страшилок (разрушение отечественной промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и т.п.), Явлинский же упирал на преступное бездействие нынешнего правительства, которое просто не желает заниматься серьезными реформами, сидя «на чемоданах» (раз появившиеся в спектакле чемоданы не могли не «выстрелить»: лидер «Яблока», конечно, намекнул, чем эти чемоданы под шумок набиваются).
Представитель «Единства» Владислав Резник, вместо опровержения обвинений, предпочел сам пойти в атаку. Дескать, и «Яблоко», и КПРФ v это по сути левые; то, что они спелись, не случайность, и вообще мы присутствуем при окончательном оформлении нового предвыборного блока. Правда, не так давно публично обрушивался на правительство с сокрушительной критикой- лидер «Единой России», министр внутренних дел Борис Грызлов v этот факт даже особо отметил в своем выступлении Геннадий Зюганов. Но Резник предпочел обойти эту щекотливую тему молчанием.
Затем был выход главного либерал-демократа v Владимира Жириновского. Непревзойденный оратор обрушился на всех v и на «яблочников», обозвав их либералами и защитниками «эфемерных прав человека», и на коммунистов, обвинив их в развале СССР, продажности («вас же финансируют олигархи!») и следовании трухлявым идеям, у которых нет будущего. Жириновский пообещал, что его фракция проголосует за недоверие правительству, но «не по указке "Яблока" и КПРФ». Затем разошедшийся не на шутку лидер ЛДПР обвинил депутатов в трусости и тут же ударился в историко-геополитические параллели: дескать, сейчас надо не противостоять Западу, а вместе с НАТО и США громить по всему миру недовольных, но и депутаты, и руководство страны боятся этого. А заодно и про то, что во Второй мировой Россия-де не на той стороне воевала.
Эти исторические изыскания повергли и президиум, и депутатов в самый настоящий шок, а, опомнившись, коммунисты уверили Владимира Вольфовича, что за надругательство над историей он еще ответит.
Руководители СПС, «Народного депутата», «Регионов России» и ОВР обосновывали неправильность «наезда» на правительство разными способами. При этом с безыскусной и прямой защитой выступил только Геннадий Райков, который даже попытался привести какие-то цифры, свидетельствующие о нормальной работе Кабинета. Остальные правительству в разной степени не доверяли.
Самое странное впечатление оставила речь Вячеслава Володина. В ней перечисление претензий, которые ОВР имеет к правительству, постоянно перемежалось с рассуждениями о несвоевременности и вредности постановки вопроса о недоверии. Олег Морозов, в свою очередь объявил, что у его депутатской группы к правительству тоже масса претензий, более того v нынешнее правительство «весьма уязвимо для критики», но- постановка вопроса о недоверии правительству «лукава».
Венцом всего этого стало выступление Бориса Немцова. Предупредив, что СПС вообще не будет участвовать в голосовании, и назвав инициативу оппозиции «политической демагогией», он заявил: в стране наблюдается глубокий системный кризис. Связан он с тем, что реальная власть принадлежит Администрации Президента, а правительство вообще несамостоятельно. Поэтому все справедливые претензии к правительству, тем не менее, к самому правительству не имеют никакого отношения v во всем виноваты президентские структуры. Оппозиция должна бы требовать импичмента президенту v но боится это делать, в том числе из-за того, что рейтинг от этого может упасть. А Владимир Путин, в свою очередь, не хочет возглавить правительство, потому что тоже боится v и тоже за рейтинг. Поэтому у депутатов выход один v всем миром, дружно попросить президента на царство, в смысле v возглавить правительство. И вот тогда, по мысли лидера СПС, и появится шанс приступить к настоящим структурным реформам.
Единственным всерьез примкнувшим к антиправительственной оппозиции оказался лидер аграриев Николай Харитонов. Он выступил с зажигательной речью, в которой обвинил правительство в самом настоящем геноциде по отношению к селу. Закончил же свою речь Харитонов призывом к одномандатникам: «Не бойтесь голосовать за недоверие, не бойтесь поднять рейтинг КПРФ и "Яблоку" v их и так все знают, а вот вы своим голосованием можете ударить серпом прямо по своему собственному рейтингу». И это произвело впечатление.
Финальным аккордом спектакля стал еще один выход Александра Федулова. Сей страстный защитник президента и правительства на этот раз обрушился на- группы «Народный депутат» и «Регионы России», которые, по его словам, боятся КПРФ и «Яблока», давая им возможность с думской трибуны выступить с обвинениями в адрес правительства. Впрочем, сам он, вняв, вероятно, аргументу про серп и рейтинг, проголосовал-таки за вотум.
Из-за таких вот кульбитов само голосование уже не было похоже на фарс. В какой-то момент даже показалось, что в отсутствие присмотра из Кремля и в задорном настроении депутаты понажимают не на те кнопки. Желающих отправить правительство в отставку и правда оказалось несколько больше, чем ожидалось v 172 человека.
Усталые, но довольные депутаты разошлись по домам. К сожалению, мало шансов, что к осени они смогут обсуждать с обществом хоть что-то более содержательное. Потому что уверены: общество съест и имеющийся идеологический товар, включая ревизионистский бред Жириновского.
19 июня 2003, 08:01