Вчера Басманный суд Москвы отклонил иск адвокатов ЮКОСа о незаконности обыска в архиве компании. Почти в то же время Генпрокуратура и ФСБ провели очередной обыск в помещении ЮКОСа. То есть силовики в очередной раз показали, что собираются зайти далеко. Куда, собственно?
После ареста Платона Лебедева пресса разобрала практически все варианты дальнейшего развития событий вокруг ЮКОСа и его акционеров; в том числе и вариант с возможным огосударствлением этой нефтяной компании, а затем и всей отрасли. Этот вариант кажется наиболее последовательным с точки зрения политического и экономического мировоззрения нападающей стороны, но реализовать его непросто. Хотя возможно. И если силовики, вопреки мнению Михаила Ходорковского, не будут всерьез противодействовать слиянию ЮКОСа и «Сибнефти», то с большой вероятностью речь будет идти именно об экспроприации отрасли, которая усилиями частного капитала к тому же консолидируется. Тут как у Остапа Бендера – можно и по частям, но лучше все сразу.
Если вспомнить относительно недавнюю историю с отъемом собственности у владельцев компании НТВ, то сразу же становиться ясно, что такими же приемчиками в случае ЮКОСа не обойдешься. Хотя бы потому, что НТВ все было в долгах как в шелках, да и долги у телекомпании были в основном перед государственными структурами – Сбербанком, Москомзаймом и тому подобное. Соответственно, отнять собственность у старых владельцев под предлогом плохого обслуживания долгов было делом технически не очень сложным и оказалось политически выполнимым.
А вот ЮКОС в этом отношении чист. Если у него и есть какие-нибудь долги, так это только перед своими же банками или перед иностранными кредиторами. Нет у него также таких миноритарных акционеров, чьи жалобы на неуплату дивидендов или несправедливые коэффициенты обмена акций при слиянии/разделении подразделений компании власти могут использовать в качестве предлога для атаки на мажоритарных акционеров (схема ликвидации ТВ-6, кстати, успешно оспоренная в суде, правда, когда уже было поздно). Поэтому в ближайшей перспективе у властей, если они и в самом деле хотят провести операцию по отъему имущества, вырисовываются следующие направления движения.
В грубой логике, прокуратура может устроить проверки а потом возбудить уголовные дела по всем имущественным сделкам «Менатепа» и ЮКОСа за все время их существования. Это достаточно трудоемко и, скорее всего, не сработает. Выбран ли этот вариант, общественность сможет определить по тренду заведения новых дел против компании. Пока тактика прокуратуры противоречит этому сценарию: заводятся любые дела, с целью выиграть хоть какое-нибудь, а не опротестовать все имущественные сделки. Поэтому не исключено, что силовики воспользуются старым как мир методом
Не секрет, что многие, если не все российские компании (благодаря в том числе соответствующей государственной политике) имеют проблемы с налоговыми органами. Правда, решаются эти проблемы по-разному. Если «мелочь» дает взятки налоговым инспекторам, «середнячки» или договариваются с руководителями инспекций, или используют мусорные фирмы, то в штатах крупных компаний числятся специалисты финансового и юридического профиля, составляющие элегантные схемы по «оптимизации налогообложения». Юридически они могут быть безупречны, если, конечно, никто не захочет разобраться с ними поближе, например путем вызова на допрос в прокуратуру составителей этих самых схем с оказанием на них полномасшатабного давления. И тогда есть вероятность, что в действиях заказчиков и исполнителей может быть найден преступный умысел. Ну, а отсюда уже совсем недалеко и до уголовного преследования. Осужден за неуплату налогов в особо крупных размерах – разве это не прекрасный лозунг для прикрытия очередного передела собственности? В отношении «оптимизации налогообложения» ЮКОС ничем не хуже и не лучше других крупных российских компаний, и если следователи хорошо покопаются в его архивах и вызовут на допросы нужных людей, то с большой долей вероятности можно будет утверждать, что какие-то отклонения от налогового законодательства отыщутся.
Естественно, что после выявления и наказания виновных физических лиц должно произойти возмещение ущерба, причиненного государству со стороны самой компании. Это возмещение будет состоять из возврата неуплаченных налогов плюс соответствующие штрафы. Речь должна будет идти о таких суммах, которые способны подорвать финансовое здоровье компании. Несмотря на пугающие воображение цифры капитализации ЮКОСа, реальный денежный поток, проходящий через счета компании, гораздо меньше. И одномоментное списание с расчетного счета компании хотя бы сотни миллионов долларов может тут же поставить крест на ее производственно-хозяйственной деятельности, так как оплачивать другие счета ей будет просто нечем. Здесь стоит заметит, что нынешние финансовые претензии к Платону Лебедеву, хотя и не имеют прямого отношения к компании, но подразумевают уже вполне адекватную целям захвата компании сумму. Так что совет главы РСПП Аркадия Вольского «внести» 220 миллионов выглядит по меньшей мере странно.
Дальше схема работает так. Если денежной наличности компании на уплату ранее сокрытых налогов не хватит, то у нее автоматически образуется просроченная задолженность перед бюджетом, а это даст возможность ввести на ней внешнее управление. И переход собственности из одних рук в другие можно считать завершенным.
Еще один способ подразумевает то, что экспроприаторы имеют возможность не только по-своему использовать существующие законы, но и существенно их менять. В первую очередь речь может идти о законодательстве, связанном с применением налога на добычу полезных ископаемых. Этот налог был введен год назад и представляет собой одну из форм изъятия природной ренты у компаний, занимающихся добычей нефти, газа и др. Сейчас ставка этого налога не зависит от качества добываемого сырья и глубины его залегания, местонахождения месторождений и степени их выработанности. И это дает ряду компаний, в том числе и ЮКОСу, некоторые преимущества по сравнению с другими нефтяными компаниями. Теперь их могут быстро ликвидировать, отредактировав налоговое законодательство. Более того, если власти не захотят остановиться на достигнутом и будут, так сказать, выравнивать условия хозяйствования не только внутри нефтяной отрасли, но и вообще между добывающей и обрабатывающей промышленностью, то следует ждать и значительного повышения ставок этого налога. Целью может быть снижение рентабельности нефтяной промышленности до уровня какого-нибудь сельскохозяйственного машиностроения. Так, чтобы никакого смысла владеть нефтяными залежами у частного капитала больше не было. Возможный недостаток этой схемы, с точки зрения экспроприаторов, в том, что новым гэбешным управляющим нефтянки будет не так сладко сидеть на своих должностях.
Но все-таки если власти изберут этот способ наступления, то уже осенью мы должны ждать пакет законодательных инициатив в Государственной думе, связанный с изменением порядка налогообложения полезных ископаемых, ведь с агитационно-пропагандистской точки зрения властям было бы логично начать экспроприацию до парламентских выборов и в основном успеть ее завершить к новым президентским.
07 августа 2003, 20:39