информацию представляет Анна Петрова
В этом выпуске:
- Рейтинги партий
- Авария энергетической системы в США и Канаде
- Ценностные ориентации россиян и политические партии
- О покупке клуба «Челси»
- О Романе Абрамовиче
- «Не верю!»
ПАРТИИ
Рейтинги партий
Еженедельно респондентам задается вопрос: «Если вы примете участие в выборах В Госдуму в декабре этого года, то за какую из=перечисленных партий вы скорее всего проголосуете?» Для ответа на вопрос предлагается карточка со списком из шести партий, из которых респондент должен выбрать одну=? или назвать любую иную партию(1).
Приведем результаты опросов за два последних месяца (данные в % от числа опрошенных):
Данные свидетельствуют об относительной стабильности рейтингов всех партий. Несмотря на разворачивающуюся предвыборную рекламную кампанию, ни одно политическое объединение пока не набирает новых сторонников; впрочем, и не теряет прежних.
Лидирует в борьбе за симпатии избирателей «Единая Россия», но ее отрыв от ближайшего преследователя=? КПРФ=? незначителен.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 5, 12, 19 и 26 июля, 2, 9, 16 и 23 августа 2003 года. По 1500 респондентов.
Рейтинги партий
Еженедельно респондентам задается вопрос: «Если вы примете участие в выборах В Госдуму в декабре этого года, то за какую из=перечисленных партий вы скорее всего проголосуете?» Для ответа на вопрос предлагается карточка со списком из шести партий, из которых респондент должен выбрать одну=? или назвать любую иную партию(1).
Приведем результаты опросов за два последних месяца (данные в % от числа опрошенных):
Партии | Июль | Август | ||||||
«Единая Россия» (Б.Грызлов) | 21 | 23 | 21 | 21 | 24 | 21 | 22 | 22 |
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) (Г.Зюганов) | 20 | 21 | 21 | 20 | 20 | 20 | 19 | 20 |
Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (В.Жириновский) | 8 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 |
«Яблоко» (Г.Явлинский) | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Союз правых сил (СПС) (Б.Немцов) | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
«Народная партия» (Г.Райков) | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Данные свидетельствуют об относительной стабильности рейтингов всех партий. Несмотря на разворачивающуюся предвыборную рекламную кампанию, ни одно политическое объединение пока не набирает новых сторонников; впрочем, и не теряет прежних.
Лидирует в борьбе за симпатии избирателей «Единая Россия», но ее отрыв от ближайшего преследователя=? КПРФ=? незначителен.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 5, 12, 19 и 26 июля, 2, 9, 16 и 23 августа 2003 года. По 1500 респондентов.
РОССИЯ И СТРАНЫ МИРА
Авария энергетической системы в США и Канаде
Недавно в результате аварийного отключения электричества на Атлантическом побережье Северной Америки 50 миллионов жителей США и Канады надолго остались без света. Об этом событии сообщали все информационные агентства; большинство россиян (78%), как показал опрос, в той или иной степени осведомлены о случившемся.
По мнению 47% респондентов, наиболее вероятной причиной отключения энергии стали технические сбои в работе электростанций. Версию о террористическом акте, о преднамеренной диверсии разделяют 21% опрошенных.
Мы спросили наших респондентов, возможны ли, на их взгляд, аналогичные широкомасштабные отключения электричества в России, и если возможны, то какова их вероятность? Оптимистов, считающих, что ничего подобного в=нашей стране произойти не может, оказалось всего 7%. Подавляющее большинство респондентов (67%) вполне допускают, что катастрофа такого рода может произойти в России, причем 51% опрошенных оценивают вероятность этого как высокую, 16%=? как невысокую. Хотя в СМИ рассказывали о=том, как стоически вынесли американцы=? особенно жители Нью-Йорка=? очередную напасть, большинство россиян (67%) убеждены, что отключение электричества стало серьезным потрясением для жителей Америки, и=только 8% участников опроса уверены в обратном.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.
Авария энергетической системы в США и Канаде
Недавно в результате аварийного отключения электричества на Атлантическом побережье Северной Америки 50 миллионов жителей США и Канады надолго остались без света. Об этом событии сообщали все информационные агентства; большинство россиян (78%), как показал опрос, в той или иной степени осведомлены о случившемся.
По мнению 47% респондентов, наиболее вероятной причиной отключения энергии стали технические сбои в работе электростанций. Версию о террористическом акте, о преднамеренной диверсии разделяют 21% опрошенных.
Мы спросили наших респондентов, возможны ли, на их взгляд, аналогичные широкомасштабные отключения электричества в России, и если возможны, то какова их вероятность? Оптимистов, считающих, что ничего подобного в=нашей стране произойти не может, оказалось всего 7%. Подавляющее большинство респондентов (67%) вполне допускают, что катастрофа такого рода может произойти в России, причем 51% опрошенных оценивают вероятность этого как высокую, 16%=? как невысокую. Хотя в СМИ рассказывали о=том, как стоически вынесли американцы=? особенно жители Нью-Йорка=? очередную напасть, большинство россиян (67%) убеждены, что отключение электричества стало серьезным потрясением для жителей Америки, и=только 8% участников опроса уверены в обратном.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Ценностные ориентации россиян и политические партии
Респондентам предъявили список из 24 ценностных понятий и попросили выбрать не более пяти, которые они считают для себя самыми важными. Список самых главных для россиян, чаще всего упоминаемых ценностей выглядит так (данные в % от числа опрошенных):
В представлении избирателей «Единая Россия» в первую очередь отстаивает такие ценности, как «закон» (19%), «права человека» (16%), «демократия» (16%), «безопасность» (15%) и «стабильность» (14%).
Для КПРФ наиболее важными, по мнению респондентов, являются понятия «патриотизм» (24%), «труд» (19%); «держава» (16%); «мир» (16%) и «справедливость» (15%).
ЛДПР является, полагают опрошенные, приверженцем «демократии» (17%); «силы» (14%); «патриотизма» (12%); «державы» (10%) и «порядка» (10%).
Для СПС главные ценности, по мнению наших респондентов,=? это «демократия» (13%), «права человека» (13%), «собственность» (12%), а также «достаток», «закон» и «успех» (по 10%).
«Яблоко», считают участники опроса, отстаивает практически те же ценности: «демократию» (13%), «права человека» (12%), «закон» (10%), а также «свободу», «достаток», «стабильность», «мир» и «собственность» (по 7%).
Показательно, что, по мнению респондентов, одной из базовых ценностей для всех партий, за исключением КПРФ, является «демократия». У «Единой России»=? образ защитника, обеспечивающего «безопасность» и «стабильность».
У КПРФ и ЛДПР «ценностные профили» очень схожи, но если в первом заметен «трудовой» акцент, то у ЛДПР=? «силовой».
Для респондентов мало различимы ценностные особенности и установки СПС и «Яблока», однако показательно, что «собственность» и «успех» представляются им понятиями, в больше мере значимыми для СПС.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 16 августа 2003 года. 1500 респондентов.
Ценностные ориентации россиян и политические партии
Респондентам предъявили список из 24 ценностных понятий и попросили выбрать не более пяти, которые они считают для себя самыми важными. Список самых главных для россиян, чаще всего упоминаемых ценностей выглядит так (данные в % от числа опрошенных):
- семья 46
- безопасность 43
- достаток 37
- мир 36
- права человека 34
- закон 31
- справедливость 28
- стабильность 25
- труд 25
- порядок 21
В представлении избирателей «Единая Россия» в первую очередь отстаивает такие ценности, как «закон» (19%), «права человека» (16%), «демократия» (16%), «безопасность» (15%) и «стабильность» (14%).
Для КПРФ наиболее важными, по мнению респондентов, являются понятия «патриотизм» (24%), «труд» (19%); «держава» (16%); «мир» (16%) и «справедливость» (15%).
ЛДПР является, полагают опрошенные, приверженцем «демократии» (17%); «силы» (14%); «патриотизма» (12%); «державы» (10%) и «порядка» (10%).
Для СПС главные ценности, по мнению наших респондентов,=? это «демократия» (13%), «права человека» (13%), «собственность» (12%), а также «достаток», «закон» и «успех» (по 10%).
«Яблоко», считают участники опроса, отстаивает практически те же ценности: «демократию» (13%), «права человека» (12%), «закон» (10%), а также «свободу», «достаток», «стабильность», «мир» и «собственность» (по 7%).
Показательно, что, по мнению респондентов, одной из базовых ценностей для всех партий, за исключением КПРФ, является «демократия». У «Единой России»=? образ защитника, обеспечивающего «безопасность» и «стабильность».
У КПРФ и ЛДПР «ценностные профили» очень схожи, но если в первом заметен «трудовой» акцент, то у ЛДПР=? «силовой».
Для респондентов мало различимы ценностные особенности и установки СПС и «Яблока», однако показательно, что «собственность» и «успех» представляются им понятиями, в больше мере значимыми для СПС.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 16 августа 2003 года. 1500 респондентов.
СПОРТ
О покупке клуба «Челси»
Покупка российским предпринимателем Романом Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси» стала нашумевшим событием=? на эту тему высказывались многие политики, спортивные и общественные деятели. Среди рядовых россиян знают или что-то слышали об этой сделке 54% опрошенных (среди мужчин доля осведомленных значительно выше=? 67%). Наши сограждане чаще оценивают покупку клуба «Челси» негативно (39%), чем позитивно (19%), однако еще чаще они затрудняются дать этому событию какую-либо оценку (41%).
Те, кто положительно относится к покупке «Челси» российским предпринимателем (среди них сравнительно много людей моложе 35 лет=? 31%, жителей столичных городов=? 30% и респондентов с высшим образованием=? 26%), чаще всего аргументируют свое мнение тем, что человек волен распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным, он вправе решать, что ему приобрести («личное дело каждого»; «его деньги=? пусть распоряжается ими как хочет»; «знает, куда и как вкладывать деньги»)=? 10%.
3% одобряют сделку, т.к. считают, что такие приобретения повышают престиж России, дают повод гордиться страной и ее гражданами, которые могут себе позволить купить старейший английский футбольный клуб («наши дают о себе знать»; «все-таки мы что-то у них купили»; « еще одно достояние нашей страны»; «в грязь мордой ткнул англичан»).
1% далеких от идеологии людей просто радуются, что деньги вкладываются в спорт, пусть и не в российский («потому что я=? за спорт»; «хоть кто-то в футбол будет уметь играть»).
Еще одна позиция, которую разделяют 1% опрошенных: покупка «Челси»=? это пример нормальной, обычной международной практики, когда иностранцы покупают «чужие» предприятия, клубы («они у нас покупают=? а нам нельзя?»; «нормально: иностранцы же покупают наши предприятия»).
У противников сделки (а это чаще всего сторонники КПРФ=? 56% и люди в возрасте старше 50 лет=? 52%) два основных аргумента: первый=? деньги надо вкладывать в отечественную экономику (19%), второй=? Р.Абрамович купил «Челси» на средства, «заработанные нечестно» (12%).
Еще 5% отмечают, что «это уже излишества», богатые люди «бесятся от жира, не знают, куда деньги девать».
Так или иначе, только 5% россиян заявляют, что их интерес к «Челси» после покупки этого клуба российским предпринимателем повысился. Любопытно, что такая же доля опрошенных утверждает обратное: что их интерес к клубу теперь снизился. Подавляющее же большинство респондентов (71%) говорят, что интерес к нему не вырос, но и не сократился. Однако если раньше болели за «Челси» только 2% россиян (среди мужчин=? 4%), то теперь утверждают, что будут болеть за эту команду, 5% опрошенных (среди мужчин=? 8%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.
О покупке клуба «Челси»
Покупка российским предпринимателем Романом Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси» стала нашумевшим событием=? на эту тему высказывались многие политики, спортивные и общественные деятели. Среди рядовых россиян знают или что-то слышали об этой сделке 54% опрошенных (среди мужчин доля осведомленных значительно выше=? 67%). Наши сограждане чаще оценивают покупку клуба «Челси» негативно (39%), чем позитивно (19%), однако еще чаще они затрудняются дать этому событию какую-либо оценку (41%).
Те, кто положительно относится к покупке «Челси» российским предпринимателем (среди них сравнительно много людей моложе 35 лет=? 31%, жителей столичных городов=? 30% и респондентов с высшим образованием=? 26%), чаще всего аргументируют свое мнение тем, что человек волен распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным, он вправе решать, что ему приобрести («личное дело каждого»; «его деньги=? пусть распоряжается ими как хочет»; «знает, куда и как вкладывать деньги»)=? 10%.
3% одобряют сделку, т.к. считают, что такие приобретения повышают престиж России, дают повод гордиться страной и ее гражданами, которые могут себе позволить купить старейший английский футбольный клуб («наши дают о себе знать»; «все-таки мы что-то у них купили»; « еще одно достояние нашей страны»; «в грязь мордой ткнул англичан»).
1% далеких от идеологии людей просто радуются, что деньги вкладываются в спорт, пусть и не в российский («потому что я=? за спорт»; «хоть кто-то в футбол будет уметь играть»).
Еще одна позиция, которую разделяют 1% опрошенных: покупка «Челси»=? это пример нормальной, обычной международной практики, когда иностранцы покупают «чужие» предприятия, клубы («они у нас покупают=? а нам нельзя?»; «нормально: иностранцы же покупают наши предприятия»).
У противников сделки (а это чаще всего сторонники КПРФ=? 56% и люди в возрасте старше 50 лет=? 52%) два основных аргумента: первый=? деньги надо вкладывать в отечественную экономику (19%), второй=? Р.Абрамович купил «Челси» на средства, «заработанные нечестно» (12%).
Еще 5% отмечают, что «это уже излишества», богатые люди «бесятся от жира, не знают, куда деньги девать».
Так или иначе, только 5% россиян заявляют, что их интерес к «Челси» после покупки этого клуба российским предпринимателем повысился. Любопытно, что такая же доля опрошенных утверждает обратное: что их интерес к клубу теперь снизился. Подавляющее же большинство респондентов (71%) говорят, что интерес к нему не вырос, но и не сократился. Однако если раньше болели за «Челси» только 2% россиян (среди мужчин=? 4%), то теперь утверждают, что будут болеть за эту команду, 5% опрошенных (среди мужчин=? 8%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.
ОЛИГАРХИ
О Романе Абрамовиче
Олигарх Роман Абрамович до недавнего времени был далеко не так широко известен публике, как его «коллеги»=? Б.Березовский и В.Гусинский. Если в июле 2000 года, перечисляя известных им олигархов, Р.Абрамовича называли 4% опрошенных, то в июле 2003 года=? уже 20% (см.: ФОМ-Инфо »=27(474) от 24.07.2003).
Причина роста известности политика и предпринимателя=? заключенная им громкая сделка, покупка английского футбольного клуба. Так, 42% респондентов утверждают, что прежде, до того как Р.Абрамович купил «Челси», они ничего о нем не слышали. Сегодня, отвечая на вопрос о том, как они относятся к этому предпринимателю и политику, россияне чаще всего говорят: «безразлично» (47%). Ну а тех, кто относится к Р.=Абрамовичу хорошо, в четыре раза меньше, чем тех, кто относится к нему плохо (7% и 28%, соответственно).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.
О Романе Абрамовиче
Олигарх Роман Абрамович до недавнего времени был далеко не так широко известен публике, как его «коллеги»=? Б.Березовский и В.Гусинский. Если в июле 2000 года, перечисляя известных им олигархов, Р.Абрамовича называли 4% опрошенных, то в июле 2003 года=? уже 20% (см.: ФОМ-Инфо »=27(474) от 24.07.2003).
Причина роста известности политика и предпринимателя=? заключенная им громкая сделка, покупка английского футбольного клуба. Так, 42% респондентов утверждают, что прежде, до того как Р.Абрамович купил «Челси», они ничего о нем не слышали. Сегодня, отвечая на вопрос о том, как они относятся к этому предпринимателю и политику, россияне чаще всего говорят: «безразлично» (47%). Ну а тех, кто относится к Р.=Абрамовичу хорошо, в четыре раза меньше, чем тех, кто относится к нему плохо (7% и 28%, соответственно).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.
РЕКЛАМА
«Не верю!»
В преддверии парламентских выборов партии начали свои рекламные кампании. Когда респондентов спросили, где они чаще всего встречали рекламу политических объединений, они назвали следующие источники (данные в % от числа опрошенных):
22% опрошенных говорили о негативных эмоциях, о раздражении, недоверии к подобного рода информации («брезгливость и гадливость»; «раздражение, даже злость»; «не верю»; «все фальшивые обещания»; «отрицательные только чувства»).
7% говорят о своем позитивном отношении к политической рекламе («хорошие впечатления»; «интересно»; «любопытство»).
Некоторые (1%) при виде рекламы партий мысленно вычисляют, в какую сумму она обошлась рекламодателям, в результате основное чувство=? «сожаление о том, куда уходят деньги», «лучше бы бедным помогли».
1% относятся к рекламе прагматически=? как к информации о партиях, идущих на выборы, и их особенностях («массы должны знать, какие партии есть, кто их представляет»).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 16 августа 2003 года. 1500 респондентов.

Примечания
1.=Еженедельно по репрезентативной выборке опрашивается 1500 респондентов по их месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
«Не верю!»
В преддверии парламентских выборов партии начали свои рекламные кампании. Когда респондентов спросили, где они чаще всего встречали рекламу политических объединений, они назвали следующие источники (данные в % от числа опрошенных):
- телевидение 46
- улица и транспорт (стенды, «растяжки», плакаты, надписи) 10
- радио 7
- центральные газеты 5
- местные газеты 23
22% опрошенных говорили о негативных эмоциях, о раздражении, недоверии к подобного рода информации («брезгливость и гадливость»; «раздражение, даже злость»; «не верю»; «все фальшивые обещания»; «отрицательные только чувства»).
7% говорят о своем позитивном отношении к политической рекламе («хорошие впечатления»; «интересно»; «любопытство»).
Некоторые (1%) при виде рекламы партий мысленно вычисляют, в какую сумму она обошлась рекламодателям, в результате основное чувство=? «сожаление о том, куда уходят деньги», «лучше бы бедным помогли».
1% относятся к рекламе прагматически=? как к информации о партиях, идущих на выборы, и их особенностях («массы должны знать, какие партии есть, кто их представляет»).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 16 августа 2003 года. 1500 респондентов.

Примечания
1.=Еженедельно по репрезентативной выборке опрашивается 1500 респондентов по их месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.